Ханты-Мансийск: гробы под ногами

О степени зрелости того или иного общества можно судить по его отношению к мертвым. У каждой цивилизации, населявшей долготерпеливую землю, был к ним свой, особый подход. Как только не хоронили людей за всю историю человечества: в воде, огне, земле, камне. Все смешал сумасшедший XX век, разбросавший прах десятков миллионов человек без разбору: под насыпью железных дорог, под плотиной Днепрогэса, в обвалившихся окопах Сталинграда, кремлевской стене и крематориях нацистских концлагерей.

Вы скажете, что все это очень далеко отсюда, а в Ханты-Мансийске все чинно-благородно, спят себе предки за кладбищенскими оградками. Если бы, уважаемые, если бы…

 

Если судить по замечательному труду Х. Лопарева «Самарово», то в старинном одноименном селе, давшем начало сегодняшней столице округа, было несколько кладбищ. Во-первых, были захоронения около Покровской церкви. Во-вторых, основной погост располагался в логу, на месте конторы рыбокомбината и жилых домов в переулке Рабочем. Старики помнят, как долго еще проливные дожди вымывали из земли чьи-то косточки. А многие жители окрестных домов клялись, что туманными ночами нередко слышали странные звуки и видели над этим местом призрачные фигуры.

 

Переулок Рабочий, на месте которого находилось старое самаровское кладбище

Еще одно кладбище находилось за Барабой, на другом конце села. Во второй половине 50-х годов прошлого века хоронить там перестали, могилки быстро обветшали. А на заре нового века как раз по кладбищу прошла… горнолыжная трасса. Как водится, крайних в этом кощунственном деле уже не найти, компания ВНСС, выступавшая подрядчиком строительства, клянется, что знать не знала и слыхом не слыхивала о могилах. До тех пор не слыхивала, пока под ножом бульдозера не забелели человеческие кости… Перепуганные рабочие вызвали милицию, и лишь потом строители удосужились заглянуть в архивы. И выяснили, что спортивные соревнования в Ханты-Мансийске предполагается проводить на костях наших предков.

Не потому ли горнолыжная трасса, несмотря на вбуханные в ее строительство миллионы, который год «переформатируется»? «Плывет» гора, накреняются опоры, как по волшебству появляются новые овраги – словно сама земля сопротивляется кощунственному «культурному отдыху» на могилах предков…

Кстати, последняя могила в оградке — Зеленского Ф.А. (1885-1931) — еще стоит в нескольких метрах от подъемника. А жители и гости города сегодня с удовольствием летят на лыжах и сноубордах по человеческим косточкам…

Горнолыжная трасса. Слева, у края просеки, стоит всеми забытая могила

 

В 2010 году Служба государственной охраны объектов культурного наследия Югры приостановила строительные работы на площади Свободы в Ханты-Мансийске. На этом месте администрация города вознамерилась установить памятник «Основателям города Ханты-Мансийска». Историки забили тревогу – для сооружения котлована под памятник экскаватор черпал уникальный культурный слой, который вывозили… на благоустройство улиц. Работы вскоре возобновили – чиновники торопились открыть очередной объект к очередному юбилею.

Памятник «Основателям города Ханты-Мансийска»

Но ситуация с реконструкцией площади имеет еще один исторический и нравственный аспект. Судя по воспоминаниям очевидцев и историческим трудам, в 1919 году в Самарово произошла обычная для тех жутковатых времен трагедия. Отступая под натиском Красной Армии, колчаковцы загнали в трюмы двух барж арестованных коммунистов и советских активистов, содержащихся в Тобольской тюрьме, и на всем пути от Тобольска до Томска совершали над ними расправы. В Самарово они вывели на берег двадцать три (по другим данным – тридцать три) человека и расстреляли их для устрашения местного населения. Имена этих несчастных так и остались не известными.

Вот как вспоминал об этом один из очевидцев: «Скорее это были тени, истощенные до невозможности, с глубоко впавшими глазами, пожелтевшей на лице кожей. Босые, наполовину раздетые, они еле держались на ногах. Окружив несчастных плотным кольцом штыков, повели к месту расстрела. Заключенные запели «Интернационал». И чем ближе они подходили к вырытой яме, тем сильнее нарастал их голос. В бешеной злобе и ярости, обнаженными клинками и наганами офицеры приказывали замолчать, но большевики пели. Даже в момент, когда два офицера в упор расстреливали арестованных один за другим, пение продолжалось. Оно прекратилось тогда, когда пал в могилу последний мученик».

Местные жители тайком похоронили расстрелянных в одной братской могиле. После установления Советской власти на ней был воздвигнут небольшой деревянный обелиск со звездой, вокруг поставили оградку. Неподалеку от места захоронения построили ремонтно-механические мастерские Ханты-Мансийской сплавной конторы (где-то неподалеку от сегодняшнего торгового дома «Сатурн»).

Где-то здесь находилось захоронение расстрелянных

По воспоминаниям Ю.Г. Созонова, опубликованным в краеведческом альманахе «Подорожник» (№ 4, 1994 г.), судьба захоронения тоже оказалась трагической. В 1941 году в Иртыше и Оби наблюдался самый высокий уровень половодья за всю историю, в окружной столице река затопила всю южную часть (вплоть до улицы Кирова). Иртыш смыл не только сараи и поленницы, но и место захоронения 1919 года.

А потом была Великая Отечественная война – людям стало не до старых могил, ведь каждый день в России появлялись тысячи новых. Лишь спустя десять лет о расстрелянных вспомнили и решили перенести их останки на центральную площадь Самарово. Стали искать могилу, но не нашли – то ли река вымыла кости, то ли местные жители забыли точное место.

И тогда власти решили осуществить хотя бы символическое перезахоронение – в несколько гробов собрали землю примерно с того места, где находилась братская могила. Вот как об этом событии рассказывала районная газета «Знамя коммунизма»: «6 октября 1957 года состоялась перенесение останков из братской могилы на месте расстрела на площадь Свободы, где был воздвигнут заканчивающийся пятиконечной звездой четырехгранный бетонный обелиск с надписью: «Борцам за свободу вечная слава и память».

В 1974 году вместо бетонного обелиска была установлена скульптурная композиция. Так как рядом находился ресторан «Иртыш», то местные жители прозвали ее «Трое вышли из бара». В 90-е годы обветшавшую скульптуру попросту убрали с глаз долой. Говорят, сейчас она стоит на территории местного рыбокомбината. Площадь заложили плиткой и стали устраивать на ней массовые гулянья. А потом и вовсе землю, на которую несколько поколений горожан возлагали венки, вывезли «на благоустройство». Вместе с гробами?!

Площадь Свободы, памятник «Борцам за свободу…», 1995

Шестьдесят лет гости города с удивлением рассматривали скромную оградку с памятником в центральном городском парке, за ДК «Октябрь». На нем было написано: «Куликов Василий Федорович, 1904-1944». Кем он являлся, знали единицы…

Здесь находилась могила В.Ф. Куликова

Куликов, уроженец Челябинской области, с 1931 года служил в органах госбезопасности по Омской области. С 22 августа 1942 года был назначен начальником окружного отдела НКВД-НКГБ. Говорят, считался перспективным руководителем, являлся членом бюро окружкома ВКП(б), был награжден пистолетом системы «Коровина» с надписью: «За безпощадную борьбу с бандитизмом от ПП ОГПУ Запсибкрая».

21 января 1944 года Василий Федорович скончался от сердечного приступа. В знак особого уважения его похоронили не на кладбище, а в центре города, рядом с могилой первого председателя Остяко-Вогульского окрисполкома Я.М. Рознина, умершего в 1934 году. Кстати, по некоторым данным, в то время здесь же был и третий памятник – командированному в округ инструктору ЦК ВКП(б) Г. Меламеду, погибшему в 1937 году.

Здание окрисполкома, рядом с которым находились исчезнувшие захоронения

Долгое время могилы мирно уживались рядышком. А уже в наше время, лет тридцать назад, начались непонятности. Вот как писала об этом Хиония Пухленкина: «…памятник (Рознину – А.Р.) внезапно исчез. В это время прошла по городу молва, что якобы жена Якова Матвеевича, Валентина Николаевна, поставила вопрос о том, чтобы его прах перенести на кладбище, и когда она умрет, то похоронить ее рядом с ним. Но этого не случилось. Однако отдельные, заинтересованные люди, особенно из общества охраны памятников, воспользовались этой молвой и решили убрать памятник Якову Матвеевичу, поставив на его месте памятник первому начальнику милиции Куликову».

На снимке: Яков Рознин

В конце «нулевых» прах Василия Федоровича перенесли на Северное городское кладбище. О месте захоронения одного из основателей округа Якова Рознина до сих пор нет точных сведений.

 

Василий Куликов возглавлял окружные органы госбезопасности уже на спаде репрессивной волны, когда «врагов народа» значительно поубавилось. Зато его коллеги-предшественники порезвились в наших местах на славу.

В 1937-1938 годах, когда стал раскручиваться маховик репрессий, были расстреляны 976 жителей округа, больше всего в окружном центре – 598 человек. Первые в Остяко-Вогульске массовые расстрелы были опробованы 20 августа 1937 года – тогда расстреляли 15 человек, а уже 8 октября привели приговор в исполнение в отношении 97 человек. Самым крупным стал расстрел 21 января 1938 года, тогда в Ханты-Мансийске уничтожили 142 человека. В 1941 году в Ханты-Мансийске расстреляли 5 человек, в 1942-м – 8 человек в окружном центре и Тобольске, в 1943 году – одного человека.

Вот что писал доктор исторических наук Ю. Прибыльский: «В Остяко-Вогульске расстреливали в погребе на дворе окротдела НКВД, а трупы казненных тайком хоронили в окрестностях поселка». Где сегодня эти захоронения?

Старое здание милиции (НКВД). Где-то на его задворках происходили расстрелы

На месте того погреба (по другим данным – овощехранилища), где происходили расстрелы, в конце 90-х годов был установлен 7-метровый поклонный крест, символ скорби и памяти. Предполагалось, что памятник будет временным, а на его месте потом появится часовня. Но после начала строительства Культурно-театрального центра «Югра-Классик» памятный знак был перенесен на территорию Покровской церкви в Самарово. Кому-то из чиновников не понравился вид скорбного креста рядом с «очагом культуры», в результате чего монумент убрали с глаз долой. И теперь горожане слушают песенки заезжих «звезд» на том самом месте, где казнили их дедов…

Поклонный крест плохо смотрится рядом с «очагом культуры»…

Впрочем, это не единственное место расстрелов в городе. Одна из старейших горожанок, Агафья Ефимовна Ковалева, передавала рассказ своей подруги, бабы Кати.

…Не пришла домой корова – обычное, в общем-то, дело. Задержалась где-то по своим рогатым делам. Но Катя, тогда совсем еще не «баба», пошла ее разыскивать. Продираясь по густым зарослям кустов, она внезапно услышала в стороне какой-то шум. Чтобы не испугать молодую буренку, тихонько пошла вперед. Отодвинула очередную ветку – и остолбенела. Впереди хорошо просматривалась большая яма, в которую люди в форме торопливо сбрасывали человеческие тела…

Внезапно рядом, как будто из-под земли, вырос милиционер с винтовкой наперевес. Несколько мгновений помедлил, воровато оглянулся и отпихнул Катю обратно в заросли. Торопливо зашептал: «Быстро беги отсюда! Ты что, к НИМ хочешь?!» Забыв обо всем на свете, женщина опрометью кинулась прочь. Еще четверть века назад, говорит она, оплывшие края той ямы были видны. В знаменитой Долине ручьев, слева на склоне…

Поклонный крест, перенесенный «с глаз долой»

 

 

Молодой столице округа требовалась связь с внешним миром. Поэтому в 30-х годах между Самарово и поселком Рыбным был образован гидропорт. Маленькие шустрые «аннушки» сноровисто порхали над бескрайними просторами Югры, их поплавки и лыжи тревожили первозданную чистоту рек и озер. В 80-х надобность в гидроавиации отпала, поэтому бипланы поставили на колеса, а гидропорт закрыли.

Сегодня о самолетах в том месте ничто нам не напоминает. Только напротив бывшего аэровокзала и диспетчерской, на холме, среди непроходимых дебрей шиповника, еще можно увидеть деревянную полусгнившую пирамидку. От оградки ничего не осталось, исчезла звездочка, табличка с фамилиями.

А когда-то к этому памятнику пионеры возлагали цветы…

Здесь когда-то были похоронены несколько летчиков. Их число не поддается уточнению. Одни старожилы говорят о трех погибших, другие – о пяти. Кто они были, как погибли – сегодня об этом никто не помнит. Пройдет еще пара лет и рассыплется пирамидка, а на чуть заметном холмике предприимчивые граждане посадят картошку. Раньше за захоронением приглядывала добрая душа, приносила рюмочку и горбушку на Радуницу. А потом единственными посетителями могилы стали коровы, жующие сочную крапиву…

В прошлом году это дело с помощью журналистов, архивистов и Общероссийского народного фронта наконец-то удалось сдвинуть с мертвой точки. Добрые люди облагородили могилу, а сотрудники архива и журналисты близки к установлению имен погибших.

Под Ханты-Мансийском есть еще одно печальное место, напрямую связанное с небом. В середине 60-х годов на лугах за Иртышем разбился рейсовый самолет, ни одного пассажира не уцелело. Из официальных документов: «Экипаж 120 летного отряда, снизившись с эшелона 5 400 м (до 3 000, затем до 600 и до 300 м), приступил к заходу на посадку днем в ПМУ с прямой с правым доворотом с МК=38°. До высоты 10 м отклонений от глиссады не было. Затем на планировании самолет просел и приземлился в снег с недолетом до ВПП. Через 7 м пробега он столкнулся с уплотненным снегом перед входным торцом ВПП, начал разрушаться и загорелся. Погода: облачность 10/10 (400 м нижняя кромка) слоисто-кучевая дождевая, видимость – 10 км.

Вероятные причины:

1) Возможная ошибка в технике пилотирования, выразившаяся в неточном определении высоты начала выравнивания и в результате запаздывания с началом вывода самолета из угла планирования приземление произошло до ВПП;

2) Возникновение отрицательной тяги винтов при установке РУД в положении, близком к проходной защелке, при неправильном регулировке двигателей или уборке РУД за проходную защелку;

3) Изменение центровки вследствие перемещения пассажиров по салону из-за возникновения пожара при курении».

В катастрофе погибли бортпроводник и все 42 пассажира. Среди них — Евгений Васильевич Сутормин, управляющим Ханты-Мансийским геофизическим трестом, один из первооткрывателей ряда нефтяных месторождений. Сегодня в районе страшной гибели десятков людей нет даже самого завалящего обелиска…

Где-то там, за рекой, заживо сгорели 43 человека…

Кладбище – не просто печальное место упокоения чьих-то бренных тел. Это, в первую очередь, наша коллективная память, дань уважения прошлому. Именно поэтому тянутся в родительскую субботу на погост люди, даже если у них нет здесь «своих» могил. Вспоминая об ушедших, человек берет на себя долю ответственности за эту землю.

Иван – родства не помнящий переступил через безвестный прах так же легко, как через своего живого ближнего. Чтобы не уподобляться дикарям, нужно хотя бы перезахоронить на кладбище останки летчиков, установить обелиск на месте гибели самолета, попытаться обнаружить места захоронения расстрелянных земляков. Только кому это нужно?

Вечная память вам, несправедливо забытые…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 комментария “Ханты-Мансийск: гробы под ногами”

Яндекс.Метрика