Надежда Вавилова cbs.hmrn.ru Фото Падунский
Деревня Заводные (юрты Заводинские) располагались на левом берегу Иртыша и, вероятно, были образованы в XIX веке как хантыйско-русское поселение. Предположительно, юрты были созданы на месте или рядом с бывшими юртами Колпуховскими. Во всяком случае у С.К. Патканова, по статистическим данным на конец XIX века, юрты Заводинские и Колпуховские значатся вместе. Известно, что в XVII в., в Тобольском округе было три волости, из которых одна – Колпугол. Колпуховские юрты значатся по материалам XVIII – XIX в.в. В это время здесь было 20 хозяйств и 152 человека. В числе местных фамилий значатся Алимов, Ецын, Кайтанов, Кулаков, Лемпов, Лобин, Окулямов, Пыхтин, Сатыгин, Сулеманов, Улаев, Шадрин, а также Онин – 1 хозяйство с 7 ч. Потомки Ониных в настоящее время проживают в п. Сибирский. Известно, что в конце XIX – начало XX в. Здесь числилось 24 хозяйства и 153 человека, из них русские составляли 86 ч., ханты – 67 ч.
Заводинский сельсовет был образован в январе 1920 года в Батовской волости. Тобольского уезда. В январе 1924 года упразднён, включён в состав Реполовского сельсовета Самаровского района.
Из воспоминаний Зольникова Гертруда Васильевича, записанных его дочерью Валентиной: «В начале 20 века под Тобольском в деревнях Зольниково и Ушарово (сейчас эти деревни уже не существуют) жили наши прадедушка и прабабушка Ушаровы Ефрем и Анастасия. Вокруг были татарские деревни, в которых проживало много народу. Все занимались крестьянством: держали скот, сажали овощи. А так как дворов было много, на всех земли не хватало. Брат Анастасии Егорьевны Ушаровой, Толмачёв Алексей был ямщиком. Проезжая наши края увидел много земли. Местное население которого — ханты занималось рыбалкой, охотой. Сельским хозяйством никто не занимался. Толмачёв Алексей попросился у местного населения поселиться, чтобы пользоваться угодьями наравне с ними. Это был 1928 год. Выставил за покупку земли ведро самогона. И стал осваивать эти земли. Разработал в Заводных поле. И начал заниматься хлеборобством. Поле и по сей день называется «полем Толмачева». И хотя в Заводных уже никто не живёт, все охотники его знают. Постепенно в Заводные приехали и другие родственники нашего большого семейства. В 1929 году приехали родственники -семья Ушаровых, дедушка Ефим Уминов с семьёй, дядя Паша Кичеров, который был самым старшим из приезжих. Все семьи спрашивали разрешения у местного населения, чтобы здесь поселиться. Все приезжие стали разрабатывать земли, сеять хлеб, сажать картофель и разные овощи. Косили сено, разводили скот».
Из воспоминаний Коневой Тамары Васильевны: «В деревне был колхоз имени Калинина. Разводили коров, овец, свиней, лошадей. Необычными и ласковыми были клички у коров – Марочка, Мурочка, Недотрога и другие. Было много лошадей. До войны, примерно в 1939 году даже возили коней на выставку в Москву на ВДНХ. Их возили председатель колхоза Некрасов Иван Лаврентьевич и животновод Целищева Анастасия Михайловна. В 1941 году было наводнение и кормить скот было не чем. Были небольшие островки сухие, в верхнем конце посёлка, где не топило. И скот туда увозили. Много коров, лошадей погибло. Сена не смогли заготовить. Поэтому скот гиб. К весне было особенно тяжело, скот отощал. И приходилось подвязывать их, чтоб они не ложились. Так как потом они сами стать не могли. Чтобы вновь развести лошадей, племенного коня Забияку поменяли в Реполовском совхозе на тяжеловеса Апреля. Потом много лошадей здесь родилось. Был смолокуренный завод в бору, делали смолу. А потом её увозили в Ханты-Мансийск. Работал там главным Алексеев Николай, его жена Мария Карловна. С ним вместе Медведева Агафья Ивановна, Чемакина Анна и другие.
На войну призвали мужчин почти из каждого дома. С войны вернулись всего несколько человек Филатов Федул Елизарович, Черкашин Александр, Медведев Никита Кондратьевич, Зиновьев Яков Михайлович, Филатов Алексей Игнатьевич. В войну дети в школе учились до обеда, а после обеда сразу в поле. Возили снопы, молотили зерно. Днём все убирали хлеб, ночью молотили и увозили баржами. В деревне была одна длинная улица. Примерно 55 домов. В каждом доме по 5-8 ребятишек. Все жили между собой дружно. На краю посёлка было озеро Бычье. Как только оно замерзало, ребятишки катались на нем на валенках. А лёд был такой чистый, что было видно, как плавают гольяны. Летом росло много земляники, тальнички молодые. Ими и лакомились. Около Заводных был мыс, который вдавался далеко в реку. Все ребятишки маленькие и постарше ходили на него играть. И если в селе Батово гудел пароход, в Заводных уже было слышно и его ждали. После войны в 50 –х годах, сначала с Батовом колхоз объединили. И стали называться колхозом имени Маленкова. Сеяли много зерна, пшеницу, лён, ячмень». После войны стала деревня понемногу подниматься. Была школа начальная, магазинчик, медпункт.
В Заводных была часовня. Потом её на клуб переделали. Затем в Сибирский перевезли, хотели строить аэропорт.
В 1961 году Заводные стали отделением совхоза «Реполовский». А позднее в д. Заводные существовало районное семеноводческое хозяйство (Райсемхоз) для обеспечения семенным материалом колхозов района. В конце 1960-х годов с карты района стали исчезать «неперспективные» деревни. Такая участь постигла и Заводные.
В 1967 году в Заводных уже было всего 24 двора и проживал 101 человек. Последними жителями Заводных были Онина Таисья Степановна и бабушка Окулина. Жила она в Батово, одна, без детей. Её и забрала к себе Таисья Степановна. Потом бабушка Окулина умерла. После расформирования посёлка жители разъехались по ближайшим населённым пунктам в Батово, Реполово, в п. Сибирский, в Ханты-Мансийск. В настоящее время в д. Заводные не сохранилось никаких строений.