С отделением церкви от государства в 1918 году и последовательным закрытием религиозных учреждений, достигшим пика в 1930-е годы, назрела необходимость в создании культурно-просветительных учреждений, которые стали бы проводниками идей индустриализации и коллективизации, выполнения пятилетних планов, пропаганды социалистического соревнования. Таким проводником в Самарово и стал клуб, принадлежащий Самаровскому консервному комбинату, известный в народе как клуб Рыбников.
6 июня 1931 года на заседании фракции ВКП (б) Самаровского районного исполнительного комитета заслушивали докладчика Попова с вопросом о постройке клуба в селе Самарово. В результате слушаний постановили: «Клуб построить по представленному проекту. Обязать т. Попова и Каразина добиться отпуска средств трестом, чтобы клуб был построен, за исключением внутреннего оборудования, трестом. <…> Постройку клуба закончить к 1 ноября 1931 года. Обязать т. Логинова обеспечить строительство требуемым лесопиломатериалом, <…> выделить для строительства клуба не менее 15-20 человек из числа спецпереселенцев, и 10-15 плотников поставить т. Попову».
Строительство клуба было начато лишь в августе 1932 года на старом фундаменте бывшей церкви Покрова пресвятой Богородицы, уничтоженной в конце 1920-х годов. Строительство здания, согласно архивным данным, было разбито на две очереди: первая очередь – собственно театр, и вторая – клуб-пристрой. В первую очередь вошли зрительный, фойе, сцена, вестибюль, артистическая уборная и бутафорная. 7 марта 1934 года комиссия под председательством представителя от технического Управления строительного контроля Остяко-Вогульского округа – М.А. Лешинского подписала акт по приемке и передаче «клуба-театра для обслуживания рабочих к/комбината и п. Самарово». С условием обязательного устранения замеченных дефектов и недоделок до 15 апреля этого же года, которых набралось свыше 30, комиссией была разрешена эксплуатация здания только с кинопередвижкой, в связи с отсутствием несгораемой кинобудки.
Официальная дата открытия клуба – 25 ноября 1934 года. До 1938 года зрители клуба Рыбников довольствовались немым кино. В год 21-й годовщины Октябрьской революции с согласия председателя фабрично-заводского комитета Сергеева, к 6 сентября было решено установить звуковое кино. К этому моменту в Остяко-Вогульске уже работал звуковой кинотеатр «Север», открытый в 1935 году.
Самым распространенным видом отдыха для молодежи всегда были танцы. В предвоенные годы были популярны краковяк, полька, падеспань и самый известный – фокстрот. Окружная газета «Сталинская трибуна» 26 апреля 1939 года пишет: «9 часов вечера. Зал клуба Рыбников. Раздаются душераздирающие звуки духового оркестра. Музыканты играют народный танец краковяк. Однако танцующие почему-то изображают фокстрот. Через пять минут слышится знакомый мотив польки, но люди снова исполняют фокстрот. После вальса, напоминающего искаженное танго, танцующие фокстрируют под звуки падеспаня».
Перестройка жизни страны на военный лад под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!» коснулась и учреждений культуры, в том числе и клуба Рыбников. Его деятельность была подчинена организации масс на защиту Родины и решению насущных народнохозяйственных задач военного времени. Основным содержанием работы клуба Рыбников стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Тема советского патриотизма, пропаганда героических подвигов советских людей в тылу и на фронте стала ведущей в его деятельности. Так, согласно докладной о состоянии агитационно-пропагандистской работы, в течение 1944 года было проведено вечеров самодеятельности силами клубного актива – 31, из них: силами школы – шесть, обслужено населения 15 тысяч 713 человек, детских утренников – четыре, обслужено одна тысяча 215 детей. При клубе начал свою работу драматический кружок, состоящий из 25 человек, музыкальный кружок. Отмечалось, что при клубе имелась звуковая киноустановка, «но годность ее очень низкая за истекший год в связи с частой поломкой аппарата». Демонстрировались кинокартины: «Март-апрель», «Во имя Родины», «Фронт», «большая жизнь», «Живи, родная Беларусь» и другие. На занятиях лектория читались лекции «Сталинская артиллерия в Великой Отечественной войне», «Победа русского народа в борьбе за национальную независимость в начале XVII века. Минин и Пожарский», «Об уголовной ответственности гитлеровцев» и другие. В годы войны клуб Рыбников не только призывал население к самоотверженной работе в тылу, но и оказывал и практическую помощь.
В этот период наш округ стал второй «родиной» для высланных с Украины, Поволжья, Ленинграда. Так, в навигацию1942 года, пароходами «Усиевич», «В.И. Ленин», «Орджоникидзе» было вывезено 899 спецпереселенцев. Часть из них впоследствии была распределена в Елизарово, Белогорье, Сухоруково. Оставшихся трудоспособных – 414 человек – для пополнения рабочего состава Самаровского консервного комбината вместе с детьми необходимо было обеспечить жильем. Учитывая невозможность оперативно решить этот вопрос и обеспечить нормальными жизненными условиями людей, Ханты-мансийский окружной партийной организацией и директором консервного комбината Корешковым было принято решение определить клуб рыбников под общежитие на непродолжительное время. В 1951 году в штате клуба Рыбников насчитывалось восемь единиц (председатель правления, худрук, аккордеонист, киномеханик, бухгалтер и пр.) «Штат засорен людьми, не внушающими политического доверия. Так, председателем правления работает Данилов, по национальности немец, аккордеонист, репрессированный. При клубе работают кружки художественной самодеятельности: драматический – 30 человек, вокальный – 5, духовой – 13, хоровой – 25, танцевальный – 10 человек, агитбригада – 6 человек и 2 оркестра народных инструментов – 13. В числе участников художественной самодеятельности очень мало привлечено рабочей молодежи и интеллигенции. Так, в драматическом кружке из 30 человек насчитывается только 3 человека (молодежи. – Л.З), медиков – один, учителей – три. При клубе имеется читальный зал, обеспечен периодикой, политической и художественной литературой. Клуб находится на хозрасчете. Доходы от кино 30 процентов к общей сумме доходов».
В конце 1940-начале 1950-х годов в клубе Рыбников начинает активно развиваться художественная самодеятельность, пик которой приходится на конец 1950-х – начало 1970-х годов. Не проходило ни одного смотра-конкурса, фестиваля, в котором бы коллективы и отдельные участники не получали призовые места. Надо особо подчеркнуть, что по многообразию жанров, массовости и качеству исполнения, члены клуба Рыбников почти всегда превосходили своих коллег.
Так, решением жюри от 6 мая 1958 года за участие в городском смотре художественной самодеятельности были награждены: хоровой коллектив Почетной грамотой за исполнение песен «Ленин мы с тобой» и колхозных частушек; духовой оркестр Почетной грамотой за исполнение «Испанской серенады»; оркестр русских народных инструментов за исполнение «Московского вальса» и «Кадриль»; за исполнение в дуэте гитар «Цыганские венгерки». Шаркевич Почетной грамотой и ценным подарком за руководство хором и оркестром народных инструментов. Ю.В. Агишев Почетной грамотой за активное руководство духовым оркестром.
В начале 1960-х годов при клубе работал кинотеатр «Школьник», где старшеклассники школ №2 и №4 на общественных началах исполняли обязанности контролеров, кассиров, помощников киномеханика. Среди них были Люба Смирнова, Нина Кочнева, Нина Краснова, Виктор Тимощук.
В конце 1950 – начале 60-х гг. при клубе Рыбников работал драматический коллектив, режиссером постановок была художественный руководитель клуба А.И. Новицкая. Основной костяк коллектива состоял из рабочих консервного комбината. Среди самодеятельных актеров первую скрипку почти всегда играл Николай Захаров, уроженец д. Горнофилинск Самаровского района, пришедший на работу в жестяно-баночный цех консервного комбината: 20 ролей в одноактовых пьесах, 15 – в больших трехактных, 35 образов на самодеятельной сцене – таков итог его увлечения сценой. Драматическому коллективу клуба были под силу и музыкальный водевиль Ц. Солодарь «В сиреневом саду», комедии А. Софронова «Миллион за улыбку» и «Стряпуха замужем», мелодрама В. Розова «В добрый час», и драма И. Шамякина «Не верьте тишине».
Юрист В. Жуков, штурман парохода «Конда» А. Синюков, слесарь Ю. Щукин, работник сплавконторы В. Хлызов, киномеханик В. Захаров, и в дальнейшем многие годы выступающий на самодеятельной сцене клуба Рыбников – люди различных профессий находили радость общения со зрителями.
Коллектив не ограничивал свою деятельность клубным пространством летом 1959 года по инициативе горкома комсомола была организована культбаза для обслуживания рыбаков и рыболовецких станах, колхозников и лесников. Комитет комсомола рыбоконсервного комбината, которому принадлежал клуб Рыбников, как пишет в своей книге «Так это было» М. Маркелов, «скомплектовал состав бригады из числа молодежи – участников художественной самодеятельности и клуба Рыбников из двенадцати человек. В нее вошли также художник и киномеханик. Над внешним видом катера небольшой мощности, который таскал за собой плашкоут, оборудованный под жилье для участников бригады, поработал художник, и он превратился в настоящую культбазу».
Вспоминает М.И. Корепанова, жительница д. Шапша Ханты-Мансийского района, участница художественной самодеятельности клуба Рыбников и культбазы: «В 1957 г. я приехала в Ханты-Мансийск и устроилась на работу в лесотарный цех Рыбоконсервного комбината. На комбинате в то время работало много молодежи и свободное время проводили, занимаясь в кружках художественной самодеятельности. В клубе Рыбников тогда работали хоровой, драматический кружки, оркестр струнных народных инструментов, духовой оркестр, танцевальный, то есть молодежи было, где проводить свободное время. Я участвовала в художественной самодеятельности с 1957 по 1964 гг., а с 1958 о 1960 гг. я была участницей агитбригады (так называемой культбазы), которая в течение всего лета обслуживала рыбаков, покосников, лесников. Много лет занималась пением в клубе Рыбников сёстры Вакулины: Галина, Нина, а вот в составе нашей бригады была потом их младшая сестра Саша. Их трио так и называли – сестры Федоровы (был в то время очень известный вокальный квартет). Замечательный солист был Володя Трифонов, он также не один год был в составе нашей агитбригады. Николай Захаров – чтец басен. Володя Захаров (ныне покойный) – в агитбригаде он был киномехаником, и наш главный ведущий концертов вместе с Анатолием Синюковым, а после отъезда Синюкова его пришлось заменить мне. И много лет мы с Володей были главными «клоунами» во время концертов: исполняли сатирические куплеты, сценки, читали басни. Замечательная солистка в хоре клуба была Галина Аксарина, часто они пели дуэтом с Лидой Волгиной. Активными участниками самодеятельности были Н. Лыткин, Г. Букаринова (Кайс), Т. Светлолобова (Лаврентьева).
в состав культбазы входили: начальник – это был инструктор райкома партии, киномеханик, фельдшер (но это было в 1958 году), а потом в каждом населенном пункте был ФАП (фельдшерско-акушерский пункт) и фельдшер уже с нами не ездил, музыкальный руководитель (баянист), вокальная женская группа – 5-6 человек, 1 или 2 солиста мужчин, из них один или оба могли читать стихи или басни (в общем многостаночники). Начальники менялись у нас каждый рейс (всю навигацию не выдерживали). Помню Валентину Ивановну (фамилию, к сожалению, забыла), П.Е. Тюльканова, М.Н. Маркелова».
В клубе проводили торжественные собрания, профсоюзные и производственные собрания, выборы и конференции, детские утренники, предоставлялось помещение для гастролей Тобольского и других театров. О клубе Рыбников в 1960-1970-е гг. вспоминает В.Е. Кайгородова: «Мои детские и юношеские годы связаны с клубом Рыбников. У нас была большая дружная компания: Нина Грасмик, Люда Худякова, Лида Сумкина, Лида Лыткина, Галя Ершова, Галя Толкачева. Каждую субботу ходили на танцы. Танцы проходили под струнный оркестр. Фойе клуба всегда было переполнено, особенно по праздникам. Особенно весело проходил Новый год. Почти все приходили в новогодних костюмах, простеньких, незамысловатых, сделанных своими руками. В то время было очень трудно купить билет в кино, кинозал всегда был переполнен. На всю жизнь запомнились кинофильмы «Тимур и его команда», «Молодая гвардия», «Кортик», «Бронзовая птица», «Чапаев». В новом клубе Рыбников с утра до позднего вечера двери были открыты. Работал хор и вокальные группы (рук. И.Г. Шаркевич), танцевальный кружок (рук. В. Колышкин), драмкружок (рук. В. Захаров), детские кружки (рук. Г.Г. Пастухова). Проводились смотры-конкурсы между цехами к праздничным датам, весь коллектив отмечал в клубе свои вечера, особенно интересно и широко с размахом проводился день Рыбака. Также в субботу, воскресенье проводились танцы под духовой и струнный оркестр. Был создан вокально-инструментальный ансамбль: участники Г. Савин, И. Завьялов, А. Брылин, А. Хорос, С. Чухин, В. Трифонов. Большой популярностью пользовались кинофильмы, которые демонстрировались в то время. В кассе за билетами всегда было много народу, продавались билеты и по заявкам. Кассиром в старом и новом клубе работала Таисья Маментьева Духанина. К ней люди приходили не только за билетами, но и за советом, просто пообщаться. Она была очень добрая, душевная, общительная женщина. Контролером была Галина Екимовна Рычкова. Характерно то, что на детских кинофильмах в зале всегда был порядок и тишина. Она пользовалась большим авторитетом у молодежи».
В начале июля 1967 года в южной части Ханты-Мансийска по ул. Свободы, 15 студенческий строительный отряд Одесского института им. Ломоносова в составе 48 человек приступил к возведению Дома культуры «Рыбник». Строительство заканчивало Ханты-Мансийское строительно-монтажное управление треста «Тюменьрыбстрой». Очередную годовщину Великой Октябрьской революции коллектив Ханты-Мансийского рыбокомбината уже встречал в новом Доме культуры Рыбников. Как писала газета «Ленинская правда» 6 ноября 1968 года: «Яркая окраска, со вкусом выполненная отделка выгодно отличает его. Зрительный зал Дома культура рассчитан на 300 мест, на втором этаже – комнаты для кружковой работы. Просторное фойе украшает красочное панно».
Кстати сказать, панно «Слияние Оби с Иртышом» обращало на себя внимание сразу же при входе. Автором произведения был Остап (Виктор) Шруб (1924-1999). С вводом в действие нового здания клуба Рыбников, часть старого здания была занята до 1977-1978 гг. Ханты-Мансийской районной аптекой № 37. В бывшем зрительном зале клуба Рыбников учащиеся школ № 2 и 4 занимались на уроках физкультуры. В мае 1979 г. в нескольких комнатах клуба был размещен книжный фонд Ханты-Мансийской районной библиотеки в связи с капитальным ремонтом здания библиотеки. Одноэтажное деревянное рубленое здание клуба было снесено в первой половине 1980-х годов.
Архивные документы сохранили имена директоров клуба Рыбников в разные годы: Вячеслав Мякишев (1937), Михаил Петрович Степанов (1952), И.А. Широковский (1959-е гг.), Александр Иосифович Анфиногенов (1962-начало 1970-х г.), Геннадий Михеевич Савин, Нина Афанасьевна Недомолкина, Елена Васильевна Игумнова (Копылова) (1990-1995).
Запомнилось жителям Самарово и имя человека, который своим творческим трудом способствовал созданию, говоря современным языком, имиджа клуба Рыбников. Деятельность Ивана Герасимовича Шаркевич в клубе началась в 1950 г. Заведущая городским отделом культуры Л. Новицкая писала в 1970 г. на страницах газеты «Ленинская правда»: «Верно говорят: красив человек трудом своим. 20 лет является художественным руководителем в клубе Рыбников И.Г. Шаркевич. Его можно назвать замечательным энтузиастом культурно-просветительной работы. Оркестр народных инструментов, которым он руководит, играет уже много лет. Пользуется большой популярностью и женский вокальный ансамбль клуба».
В 1964 г. оркестр народных инструментов, как лучший в области, был награжден дипломом первой степени и денежной премией в 400 рублей. Его руководитель получил диплом первой степени, а большинству участников смотра вручили Почетные грамоты и ценные подарки. В репертуаре были такие произведения, как: вальс «Лесная сказка» Б. Беккера, вальс к драме М. Лермонтова «Маскарад» А. Хачатуряна, русский танец «Тройка» А. Лепина, «Музыкальный момент» Ф. Шуберта и др.
И.Г. Шаркевич занимал не последнее место среди самодеятельных композиторов Ханты-Мансийска, в число которых входили Р.П. Бурхард, Г.В. Гауфлер, Н.С. Мотошин, И.Т. Гейко. Неизменным исполнителем песен, созданных им, был токарь консервного комбината Анатолий Брылин. В его исполнении звучали песни «Рыбацкая уха», «Самаровская лирическая», «Песня рыбака», «Мой завод». Ежегодно, в первую субботу февраля на вечере встречи выпускников школы № 2 звучит песня И. Шаркевича – выпускника 1943 г., о своих сверстниках «Ребята из школы второй…».
Иван Герасимович установил тесную связь с омским русским народным хором, Государственным Академическим русским народным оркестром им. Н. Осипова, с «королем танго» — латвийским, российским и советским композитором Оскаром Строком. В одном из своих посланий, адресованных Ивану Герасимовичу, О. Строк пишет: «Посылаю Вам еще три моих вещицы: «Черные глаза» (в подарок) и «Розы красные…», а также «Плачет рояль» (эти две вещицы для переписки)».
Свыше 10 лет работала в клубе Рыбников зав. детским сектором Галина Григорьевна Пастухова (Шаркевич). Руками художника Ивана Георгиевича Завьялова за всю свою тридцатилетнюю деятельность в клубе Рыбников были оформлены сотни афиш кинофильмов, стендов наглядной агитации в цехах рыбокомбината. Наглядно отражались на транспарантах во времена праздничных демонстраций успехи предприятия. Радовала глаз ярко и броско оформленная сцена клуба в дни проведения концертных программ по случаю знаменательных дат.
С образованием в 1992 г. акционерного общества открытого типа «Аква» (бывший Ханты-Мансийский рыбокомбинат»), клуб Рыбников начинает приходить в упадок. Последние два года перед сносом в клубе жили три семьи из дома, сгоревшего по ул. Кирова. Последний директор учреждения – Елена Васильевна Игумнова (Копылова) ушла со своего поста в 1995 году с формулировкой «в связи с ликвидацией предприятия». В марте 1996 г. клуб был снесен как аварийное здание.
5 комментариев “Клуб Рыбников: как много в этом звуке!”
В хоре этого клуба пела я и мои одноклассники. Мы побеждали в смотрах , выступали в других клубах. Мой дядя — Иван Герасимович-, действительно, положил немало сил на процветание самодеятельности! Струнный оркестр играл на сцене, тут проходили Новогодние карнавалы. Даже мне посчастливилось одно время объявлять концерты. Как сейчас помню: » Витолинь. «Деревенская полька», исп. струнный оркестр клуба Рыбников.» И тетя моя Галина Григорьевна работала с детьми, занимала их интересными делами после школьных занятий!
На первой фотографии самый первый клуб Рыбников по ул. Кирова а через дорогу Аптека находится, а на второй фотографии новый был клуб Рыбников по ул Свобода там где сейчас стоит баня мы на танцы бегали, а стрый клуб был отдан по спортзал школе № 4.
Интересно почитать о родном клубе. Спасибо.
Работал в нём киномехаником с 1988 по 1993 год.
При Недомолкиной и Копыловой. Начинал работать с Юрой Проскуряковым.
Светлая память Ивану Георгиевичу, Юнцову Александру.
И привет всем, ныне живущим, и здоровья.
Очень жаль, что клуб разобрали, но в последние годы он разрушался уже, потолок на втором этаже проваливался в костюмерную.
А когда то мы там меняли оборудование сцены и кинопроекционной. Вместо устаревших проекторов 23КПК ставили новые Миры. Устанавливали автоматику открытия занавеса, вешали тяжелый, бархатный, красный занавес и арлекин, натягивали новый экран, освещение зала подключали через театральный темнитель.
По выходным проводили молодежные дискотеки, под пафосным названием «Альянс».
Два клуба в Самарово одновременно проводили дискотеки — Речник и Рыбник. Миончинский и Юнцов, два Александра. И народ ходил, танцевал. Закрывался Рыбник — все шли в Речник. Не было в то время интернета и гаджетов. Люди еще выходили из квартир и домов, гуляли, общались, ходили в кино. Мы тогда только начинали первые видеосалоны открывать.
Тётя Галя вообще достойна быть причислена к лику святых Самаровских. Когда то побаивались её, будучи мелкими пацанами, а когда стал работать, то она и мне приговаривала — «Женька, фильм до 21 года, ты его показывай, но сам не смотри». Лет 19 мне было.
Лидия Михайловна, спасибо Вам огромное за бесценный труд… Как емко и скрупулезно собран информационный материал. Очень интересно и познавательно ознакомиться с фактами культурной жизни села Самарово. Особенно приятно вспомнить замечательных людей! Вспомнить о том, что когда-то был частью этой жизни… гастроли по району (в т.ч. и по зимнику)… как тепло принимал нас Ханты-Мансийский район… а танцы, позже дискотеки, ух было время… Я обязательно для себя сохраню эту статью.
Киномеханником в клубе была Шатова Нина Александровна.