Я — «ночная кошка»

Анатолий Рябов

Амплей Ляхов из Ханты-Мансийска — один из тех, кто честно трудился и мужественно сражался за Отчизну. Человек он скромный, в больших чинах никогда не ходил. Жизненный принцип Амплея Ивановича: если не я, то кто? Боевые награды словно выстроились в ряд на его груди. Самые неприметные на вид, но значимые для владельца медали: «За боевые заслуги» и «За отвагу».

В период коллективизации семья Ляховых из Курганской области столкнулась с превратностями судьбы: одним пироги да пышки, другим синяки да шишки. Жили, не тужили своим трудом. Но в период коллективизации все пошло наперекосяк: свели со двора всю живность, дом забрали.

— Даже иконы отобрали и сожгли, — вспоминает Амплей Иванович. — Правда, перед высылкой оставили 2 мешка муки, но и ту отобрали в поезде. Помню, отец Иван Федорович всегда был первым в деревне: чуть свет — выезжал на полевые работы.

Вопросы: за какие грехи терпят лишения, зачем везут неведомо куда, — не давали покоя взрослым. Амплею и брату Василию было легче. Малолетки, что с них возьмешь. Кругом новизна. В зимнюю стужу Амплей простудился. Отец на себе таскал его на лечение.

Уже в поселке Цингалы Остяко-Вогульского района, куда определили лишенцев, на семью свалилась новая напасть. На взгорке заставили корчевать лес под пашню. Отец всенародно и обронил реплику: дескать, зачем лес изводить, когда плодородная земля простирается от Кургана, откуда нас привезли, до Казахстана? Тут же последовал окрик:

— Ах, так ты еще бузотер!

Ивану Федоровичу дали год принудительных работ и отправили на строительство окружного центра.

Когда грянула Великая Отечественная, братьям минуло по 17 лет. Через 2 года пришли повестки. После непродолжительной учебы новоиспеченные саперы оказались на Калининском фронте. В мирное время саперы сродни строителям, а в военное — не приведи Господи! Братьям приходилось обеспечивать проходы через передовую для разведчиков, минировать и обезвреживать мины, наводить мосты и обеспечивать переправу войск. Экзамен на стойкость Амплей сдал на переправе через Западную Двину.

Как осуществить замысел командования, если враг готов был снести с реки все живое? Чтобы ввести в заблуждение и при этом выявить огневые точки противника, организовали ложное формирование. На понтон, где оказались братья в качестве гребцов, разместилось до 30 добровольцев. Под покровом ночи поплыли. Только отчалили, как ночную тишину разорвали взрывы.

— Нас засекли и открыли бешеный огонь, — продолжает вспоминать ветеран. — В столь критический момент рулевой растерялся, и понтон понесло по течению. Я метнулся к корме, обнадежив командира: «Лейтенант, я вырос на Иртыше, знаю, что делаю!» Понтон выровнял и направил к берегу. Водяные столбы разрывов остались позади.

Едва долгожданная сигнальная ракета перечеркнула ночное небо, заговорила наша артиллерия…

Не счесть, сколько подобных передряг выпадало на долю братьев. Причем, все разминирования проводились в темное время суток. Недаром гитлеровцы прозвали саперов «ночными кошками».

Капризная дама Фортуна благоволила братьям до злополучной январской ночи 1945 победного года.

— Обеспечивали проходы для самоходных орудий, — завершает разговор Амплей Иванович. — Только я установил очередную вешку и сделал шаг вперед, как взрывной волной меня оглушило. Что-то острое и горячее обожгло ногу, и свет в глазах померк. Хорошо, братишка Василий оказался рядом, дотащил меня до санчасти…

В возрасте 21 года вернулся Амплей домой на протезе инвалидом второй группы. Как жить без ноги? В колхоз взяли кассиром. Со временем освоил профессию бухгалтера-ревизора. Да так и проработал в Горрыбкоопе до заслуженного отдыха. С женой Раисой Ильиничной воспитали дочь. Дали ей высшее медицинское образование. Подрастают внуки и правнуки.

«А годы летят», меняются поколения. Пусть не легкая жизнь выпала ветерану, но прожил он ее с достоинством. Амплей Иванович доволен своим вкладом в добрые дела на этой земле.

2012

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика