Вспоминает уроженец Сургута, ветеран Великой Отечественной войны Александр Васильевич Кузнецов.
— Для весеннего промысла уток и рыбы выезжали обычно несколько хозяев в одно как бы уже закрепленное за ними место. Мой отец весновал вместе с дядей Федей Вергуновым, дядей Сашей Макушиным и Иваном Домашовым в низовье реки Тром-Юган в 32 км от Сургута. Чтобы попасть на место, надо было проехать 12 км вверх по Оби до устья Тром-Югана и 20 км вверх по этой таежной реке, деревня Банное оставалась справа в стороне от реки в двух километрах.
Выезжали последним санным путем, уже местами на гривах не было снегу, а забереги на реке были большие, особенно у отмелых песчаных берегов. Поскольку на суше снегу оставалось мало, промысловики выбирали путь по реке — путь опасный, но привычный.
Чтобы лучше преодолеть трудности дороги, к задним копыльям саней привертывались вторые оглобли; они поднимались на уровне передних, между оглоблями и санями закладывали палку-валек и концы стягивались чересседельником. На сани накладывалось сено и утаптывалось так, чтобы оно было чуть выше головок саней. На сено ставился облас, носовая часть которого привязывалась веревкой к головкам саней, а кормовая ложилась на чересседельник между оглоблями позади саней. Крепился облас веревкой и посередине.
В облас складывали продукты питания, одежду, постель, ружье, боеприпасы, сети, перевес. Предосторожность необходимая, так как перебираясь через забереги на лед, лошадь иногда даже всплывает. В этом случае и сани с сеном и лежащим на нем обласом не тонут. Проходя по воде до кромки льда, лошадь выпрыгивает на лед и легко вытаскивает находящиеся на плаву сани.
Поездка по льду, как я уже говорил, небезопасна, и промысловики готовы к действию. Если впереди идущая лошадь проваливалась и лед под ней рассыпался на иголки, едущий следом быстро выводил свою лошадь с упряжью вперед на более надежный лед, а хозяин провалившейся лошади быстро набрасывал на ее шею удавкой специально приготовленный аркан, второй конец которого привязывал к стоящим на прочном льду передним саням. Запряженная в них лошадь рывком вытягивала на лед провалившуюся вместе с упряжью. Видимо, аркан перехватывает горло, дыхание прекращается и в этот момент тонущая лошадь как бы самой водой выталкивается на поверхность. Петля на шее расслабляется — лошадь моментально вскакивает на ноги и продолжает везти воз. Привычные к такому купанию животные спокойно прыгают с кромки льда в воду заберегов.
Выезжали всегда с рассветом, чтобы по утреннему насту легче было доехать до своих избушек — места промысла, где еще нашими предками были о прорублены просеки-плохи для ловли уток перевесами.
Журнал «Югра», 1992, №9