Пернатые странники

Юрий Гордеев, фото Анатолия Лахтина

На сегодняшний день, в начале третьего тысячелетия, перелеты, как одна из составных частей общих миграций, в пределы Ханты-Мансийского округа имеют общие причины для всех пернатых и частные, свойственные отдельным экологическим группам живущих на земле или воде.

Из общих причин наиболее сильными являются неживые силы (абиотические), связанные с геологическими и климатическими изменениями природы округа. Как свидетельствует геологическая история, его территория неоднократно покрывалась водами морских заливов. В такие периоды все наземноживущие виды одновременно покидали край и переселялись южнее, в места разной удаленности.

Когда же геологические изменения совпадали с климатическими, а именно с резкими похолоданиями, вызывающими возникновение покровных льдов, округ покидали последние птицы, связанные с водой.

С потеплением климата начался период постепенного возвращения на родину. При этом часть пернатых перешла на постоянное жительство (глухарь, рябчик, поползень, дятлы), часть — только на временное, для размножения в теп­лое время года. В холодное время они, возвращаясь в более теплые места, превращались в мигрантов (переселенцев).

К общим причинам, вызывающим пере­леты, относится и биотическая, связанная со свойством живого постоянно расселяться в разных направлениях от мест рождения — по наиболее благоприятным для жизни местам, что для пернатых приобрело массовый характер: имея крылья, они могли совершать длительные перемещения на дальние расстояния.

К биотическим причинам, пока имеющим частный характер, относится новая, постоянно усиливающаяся, — влияние человека. Это воздействие, нарастая с каждым столетием, вызывает резкие и часто отрицательные для живого изменения в природе, приводя к исчезновению животных, а в отношении птиц — к усилению миграций в новые края.

На юге области в зоне лесостепи под влиянием распашки земель многие виды, лишившись привычных мест обитания, стали концентрироваться на последних остатках нетронутых земель, в результате возникла конкуренция, и многие в поисках свободных мест, превращаясь в дальних мигрантов, полетели на север, в зону тайги, где под тем же влиянием человека в лесах возникали не свойственные им открытые пространства пашен, лугов, выпасов, огородов. Там стало увеличиваться число новых птиц, пополнявших местную фауну, например жаворонков, перепелов, голубей-горлиц.

Пернатые странники, осенью покидающие родину, к декабрю все добираются до мест зимовок и первое время отдыхают, набираясь энергии в виде запасов жира, перемежая поиски корма с чисткой оперения. Отдохнув 2-3 месяца, начинают готовиться к обратной дальней дороге физически: тренируя свой летательный аппарат, и укрепляя мышцы в коротких перелетах с места на место; и акустически: тренируя свои голоса, — для звуковой связи во время по­лета в условиях плохой видимости и слаженного выполнения воздушных маневров.

В конце февраля, в один из дней, натренировавшись, пернатые, в очередной раз поднявшись в небо, вдруг по сигналу вожака выстраиваются головами на север и отправляются в трудный, полный опасностей путь.

Сам по себе совместный полет многих птиц имеет несколько значений. В первую очередь — это надежный способ обезопасить себя от нападения пернатых хищников: десятки глаз, осматривая пространство в полете, могут раньше заметить врага, чем пара глаз птицы-одиночки.

Совместный полет также дает определенную выгоду, когда крупные птицы (гуси, лебеди, журавли) держатся шеренгой, голова в хвост, или двумя шеренгами за одним вожаком, углом. Так легче преодолевать встречные потоки воздуха.

Устремляясь на родину, пернатые преодолевают громадные расстояния и, чтобы не сбиться с верного пути, должны иметь навигацион­ные приборы. Такие приборы у них есть от природы — глаза и уши. В зависимости от их совершенства преимущественно используется то зрение, то слух. Поэтому одни птицы летят днем, другие — ночью.

Дневные, обладая острым зрением, большую часть пути летят днем, ориентируясь по особенностям местности. Ночные в своих ориентирах частично используют зрение, когда на небе виден Млечный путь или светит луна. При облачности надеются на слух, особенно осенью, когда каждая птица, подавая свой сигнал, способствует возникновению особой «звуковое» дороги, дающей направление в темноте.

Сроки нахождения в пути на родину напрямую зависят от скорости полета. Например, у вороны она 60 км/час, у кряквы 100 км/час, при общем времени нахождения в полете в течении суток 2-4 часа. Весной птицы летят на родину быстрее (1,5-2 месяца), чем осенью на зимовку (3-4 месяца).

Картина весеннего прилета в наш край всегда бывает неравномерной — из-за неустойчивости погоды на всем пути и особенно на севере. По этим причинам прилет идет не одновременно: в одни сроки птиц появляется сразу несколько десятков видов, часто при высокой численности, в другие — птиц мало, при низкой численности. Возникают своеобразные миграционные волны, которых чаще бывает четыре.

Первая волна связана с важным метеорологическим изменением — поднятием средних суточных температур воздуха выше минус 5 градусов в первой декаде апреля, которая вызывает хорошо заметное явление в природе, возникают проталины. По этой причине птиц, появляющихся в эти сроки, часто называют — «проталинники». Среди них: галки, грачи, скворцы, серые вороны. Летят они обычно в светлое время суток, ориентируясь на черные проталины, где находят для себя корм.

Среди «проталинников» одна птица для северных народов такая же вестница весны как жаворонок на юге области. Это — хорошо знакомая серая ворона. С древних времен в честь ее появления устраивали праздник, который так и называли — «вороний». Для этого с утра на березах развешивали подарки для детей, а у жилища складывали в кучки собранные ветки или специально подготовленные палочки: символ начала нового строительства гнезда-дома.

Прилету второй волны птиц предшествует другое весеннее явления — выход свободной воды из снега, раньше всего — на пойменных лугах, по соровым низинам, на моховых болотах по истокам речек. Этому явлению предшествует переход средних суточных температур воздуха через «ноль» градусов.

С появлением первой свободной воды связан прилет птиц из группы «водников», которых особенно ждут на Севере охотники. Вначале появляются разведчики. Основная масса приходит в третьей волне, после поднятия средних суточных температур выше плюс 5 градусов в первой декаде мая.

В эти сроки происходит несколько явлений, изменяющих экологические условия, благоприятствующие прилету мигрантов.

Во-первых, в лугах и на болотах сходит снег, во-вторых, в речках, реках и протоках по­является текучая вода, которая не замерзает в периоды «отзимков» (возврата холодов со снегом), нарушающих весь перелет. Водоплавающие, местные и следующие на север, собираются большим скоплением на незамерзающих водоемах. Здесь лебеди, гуси, утки. Одни отдыхают на льду, после дальнего перелета, другие кормятся, третьи устраивают брачные игры. С потеплением «северяне» продолжают свой путь, местные — разлетаются в разные стороны в по­исках удобных мест для гнездований.

Прилет четвертой волны птиц происходит в более благоприятных погодных условиях: поднятия средних суточных температур выше плюс 8 градусов.

В этой волне прилетают теплолюбивые насекомоядные птицы: хорошо знакомые жителям края береговые ласточки, которых зовут «стрижки», звонкоголосые садовые камышевки, любящие зарост кустов малины, за что их зовут «малиновки» и обязательные участницы птичьих хоров — кукушки. Полностью прилет завершают «тропическая» птица иволга да очень своеобразная птица — коростель, которая часть пути не по-птичьи бежит по земле.

…В июне все мигранты на месте и фауна округа в эту пору насчитывает 250 видов, тогда как зимой не больше 30. Все они посвящают себя выращиванию нового потомства.

А пройдет всего два месяца — и вновь в их рядах появятся мигранты, среди которых первыми будут самцы. Они начинают собираться в стаи, и в июле уже отправляются обратно на юг.

Журнал «Югра», 2001

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика