Чему учит учебник музыки?

Все-таки страшно и безнадежно отстал я от современной культурной жизни. Помнится, во второй половине прошлого века в школах на уроках пения мы с завыванием вдохновенно тянули: «Что тебе сни-и-ится, крейсер «Авро-о-ора»… или чеканили «Бухенвальдский набат». Честно говоря, вся эта тягототина казалась нам, детишкам, делом нудным, но полезным.

С тех пор прошло много лет и кардинально изменились подходы к системе школьного образования. «Уроки пения» превратились в «уроки музыки», кардинально обновился репертуар. На смену «Авроре» сначала пришел «Арлекино», потом «Белые розы» и, наконец, Майданов. Помню рассказ дочери о том, как они всем классом с завыванием вдохновенно тянули «Восьмиклассницу» — учительница оказалась страстной поклонницей Цоя.

А вчера я совершенно случайно открыл учебник музыки 5-го класса – и офигел, честно говоря.

В тексте лишь мимоходом упоминаются имена Чайковского, Глинки и Шуберта, зато подробненько изложен взгляд на творчество таких столпов музыки, как «выдающиеся композиторы» Лядов, Кикто и Дебюсси. По четыре странички отведено творчеству Моцарта и Бетховена, и ровно столько же – товарища Гаврилина, о существовании которого, к своему стыду, я узнал только из данного труда.

Знаете, кто является фаворитом у авторов учебника – Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской? Кому они посвятили аж рекордные шесть(!) страниц? Кто этот гений, титан, не побоюсь этого слова – бог музыки? Ни за что не догадаетесь! Литовский художник и композитор Чюрленис! Написавший не только райскую музыку, но и эти вот умопомрачительные полотна – куда там Левитану с Микеланджело.

Но убили меня другие три страницы с подробным рассказом о таком шедевре мирового музыкального искусства, как… мюзикл «Кошки» — с подробненьким описанием: «Действие мюзикла происходит на гигантской живописной помойке…»

И все это щастье, как водится. «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

Нет, я не ретроград, и наших ребятишек нужно знакомить с творчеством не только Чайковского, но и Меркьюри, Джексона и даже Максима Фадеева. Культура огромна и всеобъемлюща, и надо хотя бы постараться заложить в головы школяров представление о прекрасном – и понимание того, что же такое посредственность.

…А я все-таки рад тому, что мне довелось учить «Аврору», а не значение вклада господина Чюрлениса в мировую культуру…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика