В 1938 году началось строительство дороги из Самарово в Остяко-Вогульск, ход которого постоянно освещался на страницах окружной газеты. Ниже мы приводим ряд публикаций, посвященных этой теме.
Построим хорошую дорогу
Плохая дорога — бич для народного хозяйства страны. При плохой дороге калечится транспорт, задерживается грузооборот, уменьшается скорость движения. Трудящиеся Остяко-Вогульска и Самарова знают это по опыту своей дороги, лежащей между двумя этими населенными пунктами.
Остяко-Вогульский окрисполком в нынешнем 1938 году прокладывает новую трассу на участке Самарово – Остяко-Вогульск. Закончены изыскательные работы и пикетаж, кончается нивелировка поперечного профиля. Поэтому нельзя не пожелать успеха в столь полезном государственно-общественном начинании.
Но постройка хорошей дороги требует вложения громадных денежных средств и рабочей силы. ВЦИК и СНК постановлением своих от 3 марта 1936 года обязывают все трудоспособное население, проживающее в сельских местностях, мужчин в возрасте от 18 до 45 лет и женщин от 18 до 40 летнего возраста, принять трудовое участие в дорожных работах не более шести дней в году, в период между полевыми работами, а также и тягловой силой и инструментами. Торгующие и другие организации участвуют в дорожном строительстве через денежные вклады средств.
Но это решение правительства Самаровскими организациями не доведено до каждого трудящегося с. Самарова. Именно этим и можно объяснить то обстоятельство, что ежедневно вместо 30-40 человек на работу выходит лишь 2-3 человека.
Лично я, хотя проживаю временно в с. Самарово и по возрасту не подхожу к трудовому участию в дорожном строительстве, но зная постановление ВЦИК, с первого же дня добровольно вышел на работу и даю обещание выполнить полагающееся мне количество трудодней. Призываю, и уверен, что моему примеру последует все трудоспособное население с. Самарово и ко дню выборов в Верховный Совет РСФСР придет с новыми достижениями, с новыми успехами, с новыми победами на фронте дорожного строительства. Н. Кузнецов. с. Самарово.
22.6.1938
Новая дорога из Остяко-Вогульска в Самарово
С 13 июня Остяко-Вогульский окружной дорожный отдел начал производить подготовительные работы по строительству дороги между п. Остяко-Вогульск и с. Самарово.
На строительстве занято сейчас около 100 рабочих. На строительство облдоротдел отпускает средства.
Протяженность дороги 4 километра 666 метров. Дорога будет грунтовая, улучшенного типа, по принципу аптемальной смеси. Она будет проложена почти от центра п. Остяко-Вогульск до универмага с. Самарово.
Строительство дороги должно быть закончено в половине августа этого года.
22.6.1938
Кому доверено строительство дороги?
Техника Поддубного окружной исполнительный комитет послал на ответственную работу — руководить изыскательной партией на строительстве дороги Остяко-Вогульск — Самарово. Это доверие Поддубный не оправдал. Работы на строительстве сорваны. Три специальных техника в течение двух месяцев изыскивали грунтовую дорогу, затратив на это 4 тысячи рублей, тогда как всю эту работу за 3-4 дня мог с успехом выполнить один честный работник.
Изыскатели-техники, как их именуют в окрдорстрое, визир, согласно которого должна проходить дорога, проложили через самые большие лога и холмы, чем затруднили строительство дороги.
Проводя раскорчевку полотна дороги, Поддубный не принял во внимание расположенные на пути постройки. Пришлось делать раскорчевку дороги по другому месту, на что затрачено несколько сот трудодней и большая сумма государственных средств.
Окружной исполнительный комитет допустил большую ошибку, доверив выполнение важнейшей хозяйственной работы кучке непроверенных людей, которые поставили строительство дороги под угрозу срыва.
Строительство дороги нужно доверить надежным, большевистским рукам. Рабочий.
22.7.1938
Чем занимается массовик на строительстве дороги?
На строительстве грунтовой дороги Остяко-Вогульск — Самарово работает свыше 190 человек. Много времени прошло с тех сор, как к ним послан массовик Кабалинов. Ему поручено обслуживание строителей культурно-массовыми мероприятиями. Но ни один рабочий не только не чувствует работы Кабалинова, но его самого ни разу не видел. Фамилию массовика рабочие знают лишь потому, что десятники и техники строительства часто упоминают ее, когда разговаривают о культурно-массовой работе.
Кабалинов работы не ведет, зато на производственном совещании бригадиров пылко говорит о ее развертывании.
Из-за отсутствия культурно-массовой работы рабочие не знают, что происходит на Дальнем Востоке; о чем говорил товарищ Литвинов с японским послом г. Сигемицу; когда открылась II Сессия Верховного Совета СССР; как борются за свою независимость китайский и испанский народы и т.д.
В общежитии рабочих нет даже газет и журналов. Рабочим не чем заняться в свободнее время.
На дороге до сих пор не развернуто социалистическое соревнование и ударничество; нет доски показателей, не организован обмен опытом между бригадами и отдельными рабочими. Как результат — план строительства дороги выполнен только на 15 процентов.
Партия и комсомол поручили почетную работу Кабалинову, а для того, чтобы ее выполнить нужно повседневно быть среди рабочих, толково и ясно разъяснять им интересные, но непонятные для них вопросы. Преступно забывать, что от качества воспитательной работы зависит повышение производительности труда. Худяков, Притчин
14.8.1938
Когда будет наведен порядок на строительстве дороги?
Скрип несмазанных тачек, бесконечные споры рабочих из за инструментов с утра до вечера слышны на строительстве дороги Остяко-Вогульск — Самарово. Здесь так много беспорядков, что начальство привыкло к нему.
Дли бесперебойной работы бригад не хватает железных лопат, топоров и тачек. Нет мазута, чтобы слазать подвижной инвентарь, облегчить работу людей.
Рабочие на дороге расставлены бестолково. Труд не организован. Наряды с вечера не выдаются, часто утрами, приходя на работу, рабочие не знают за что взяться. За определенными участками бригады не закреплены и в течение дня перебрасываются на несколько разных работ. Отсюда и производительность труда очень низка. Из девяти бригад лишь одна дневное задание выполняет полностью.
При этом расчеты с рабочими производятся неаккуратно.
Общественное питание на дороге не организовано. Начальник дорожного отдела т. Смирнов и представитель горпо т. Еремкин на протяжение месяца договариваются о развозной кухне, но дальше разговоров дело не идет.
Как результат всего этого — план строительства дороги срывается. Сейчас дорога должна быть уже больше чем на половину закончена. Фактически план выполнен только на 15 процентов.
Благополучие на дороге, о которой так уверяют прораб строительства Поддубный и начальник дорожного отдела Смирнов, — не отражает действительность.
На строительстве дороги давно пора навести большевистский порядок. Петрищев
4.8.1938
Развал дисциплины тормозит строительство дороги
Работы по строительству грунтовой дороги на участке самаровского склона выполнены только на 5 процентов. Объясняется это тем, что трудовая дисциплина среди рабочих здесь развалена: люди выходят на работу когда вздумается, часто приступают к работе только в обед. День проходит здесь в том, что десятники расставляют рабочую силу.
Культурно-массовая работа среди рабочих не проводится, не развернуто также социалистическое соревнование и ударничество.
Людей на строительство этого участка выделил Самаровский поселковый совет. Выделил, и забыл о них. Заместитель председателя поселкового совета тов. Заровнятных на строительство не заглядывает. Безнадзорность рабочих и порождает развал трудовой дисциплины.
Строители дороги на самаровском склоне должны включиться н соревнование с рабочими остяко-вогульского склона. Только совместная ударная работа обеспечит своевременное выполнение плана строительных работ. Лопатин
15.8.1938
Ускорить строительство дороги
Около трех месяцев проводится постройка дороги Остяко-Вогульск -Самарово. Все с нетерпением ожидают когда кончатся мытарства путешествия по бездорожью вокруг горы. Но это мало беспокоит руководителей окрдоротдела. План строительства дороги выполнен на сегодня только на 25 процентов.
Скоро наступит период дождей, начнутся морозы, что затруднит строительство дороги. Если в ближайшее время не будут закончены основные работы, есть опасения, что сотни тысяч рублей государственных денег будут пущены на ветер.
Причина медленного строительства заключается прежде своего в недостаче рабочей силы. На дороге работают только 230 человек постоянных рабочих. Стахановские методы труда на строительстве не внедряются, социалистическое соревнование между бригадами не развернуто.
Окружком партии прикрепил к строительству тов. Кабылина, для проведения массово-политической работы с рабочими, но он доверия не оправдал. Беседы и читки газет среди работающих проводятся от случая к случаю, в общежитиях нет газет.
Из-за неправильных технических установок по профилировке и постройке мостов тов. Поддубного приходится часто переделывать одну и ту же работу, что вполне законно вызывает недовольство среди рабочих.
Окрисполком должен поинтересоваться работой доротдела и потребовать от руководителей его — обеспечить строительство дороги в установленный срок. Худяков.
16.9.1938