Остяко-Вогульские расстрелы. Часть 2. Интриги

В конце 80-х началась массовая реабилитация репрессированных, их дети и внуки впервые задумались о том, чтобы как-то увековечить память о невинно убиенных и в результате на задворках здания окружных отделов милиции и КГБ появился поклонный крест. Правда, позже его перенесли на территорию Покровской церкви, а местом отдания памяти всем репрессированным постепенно стало здание правления колхоза имени Чкалова на улице Пионерской, рядом с которым некогда находилась комендатура поселка спецпереселенцев Перековка.

Поначалу это был лишь баннер на глухой бревенчатой стене здания, а в 2006 году здесь появился величественный Мемориал памяти жертв политических репрессий. Сюда приходят люди помянуть своих предков, сюда приносят цветы и свечи. До какого-то времени всех устраивала данная ситуация, пока вдруг не активизировалась некая малочисленная группка недовольных, но очень инициативных сограждан, вскоре поддержанных авторитетнейшим мнением Ханты-Мансийской Митрополии…

Нет, озвученные ими намерения выглядели очень даже благими: создать некий памятный знак неподалеку от предполагаемого места массовых расстрелов. Вот только возникла одна закавыка – к тому времени от бывшего окротдела НКВД, жилых домов сотрудников, здания КПЗ и прилегавшего к ним пустыря не осталось НИ-ЧЕ-ГО. Зато появился комплекс зданий УМВД и громада Культурно-театрального комплекса «Югра-Классик», а между ними – обширная автостоянка, постоянно буквально забитая транспортом. И в уголочке – памятник Александру Пушкину.

Но аппетит, как известно, приходит после начала приема пищи, вот и запросы наших общественных деятелей стали быстро расти, подобно перспективам, которые открывал Остап Ибрагимович перед жителями Васюков. В формируемых ими обращениях во все мыслимые и немыслимые инстанции вскоре стали фигурировать уже не скромный памятный крест, а часовня, а иногда даже – полновесный храм.

А чо? Какой еще Пушкин?! Не знаем никакого Пушкина! Надо этого вашего Пушкина – как Эдмундыча с Лубянки! Стоянка? Зачем нам стоянка? Пешком ходить надо! Ну, или ездить на машине с персональным водителем! Ишь, разъездились! Часовня будет нарушать архитектурный облик центра? Богохульники! Крест не может не вписываться куда бы то ни было! Погребально-поминальное сооружение будет странно выглядеть между военкоматом, УМВД и концертно-театральным центром, в котором нередко проходят увеселительные мероприятия? А нефиг веселиться!

И – пошла писать губерния. Причем, не в фигуральном, а в прямом смысле. Бумажный вал обращений, требований, жалоб захлестнул властные инстанции сначала города, а потом и округа. Как же – нехорошие редиски-чиновники не хотят чтить память предков, не думают о духовно-нравственном воспитании подрастающих чад, не прислушиваются к словам Народных Лидеров и называют их желтой рыбой и еще земляным червяком! Ой, нет, это не оттуда…

Адекватные люди пытались урезонить активистов, приводя веские доказательства и высказывая аргументированные мнения, администрация города предлагала множество альтернативных вариантов увековечения памяти репрессированных. Но однажды выйдя «стенка на стенку», наши люди будут стоять насмерть, причем, в пылу схватки подчас забывая о правилах приличия и нормах морали. Впрочем, это я не о присутствующих, а так – в философском плане.

Не достигнув консенсуса с местными властями, активисты сначала взяли наперевес наиболее весомое оружие – ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ. Одномоментно невесть откуда появились 12 (двенадцать!) тыщ подписей в поддержку строительства часовни на месте автостоянки. Двенадцать, Карл! То есть, оказывается, примерно каждый восьмой хантымансиец — от писающихся в пеленки грудничков и плохо говорящих по-русски гастарбайтеров до древних старух только и думает о том, как бы уничтожить эту дьявольскую стоянку… Правда, при этом обзвон подписантов выявил другую картину: многие оставили подписи под другими, совершенно посторонними обращениями, либо вообще ничего не подписывали. Чудо? Чудо!

А недавно для пущей убедительности активисты решили постращать «редисок» самым жутким Бабайкой – обращением в «горние выси». Укрывшись в глухом подполье, они провели некие закрытые «общественные слушания», с гневом отмели очередные попытки воззвать к голосу разума и в резолюции пригрозили: «…В случае отсутствия положительного решения по увековечиванию памяти жертв политических репрессий на территории города Ханты-Мансийска, либо отказа со стороны региональных и муниципальных органов власти, предлагается подготовить видеообращение к Президенту страны, а также передать все видео и фотоматериалы в СМИ федеральных каналов».

В общем, «Если вы не отзоветесь, мы напишем в «Спортлото»!..

В попытках завуалировать масштабность реализации своего проекта активисты уверяют, что ма-а-аленькая часовенка никому не помешает, будет себе мирно стоять в уголочке. И при этом признаются: «Планируется часовня в виде свечей, вытянутых к верху. Будет несколько куполов. На одной из стен будут ячейки для подсветки и стаканчиков со свечами. А еще смысловое панно. В поминальные дни там будут проводиться панихиды и во время них в ячейках будут загораться лампады. Имена всех расстрелянных увековечат на мраморных плитах».

Вы хорошо представляете себе панихиду в поминальный день в центре окружной столицы, в которой участвуют сотни людей – с перекрытием улиц, установкой рамок металлоискателей, заблаговременным удалением всего автотранспорта в радиусе нескольких сот метров и прочими непременными атрибутами сегодняшнего дня? А в «Югра-Классик» как раз в этот день запланированы концерты, скажем, ансамбля песни и пляски войск национальной гвардии РФ или шоу-балета «TODES». Представили?

И еще один совершенно непонятный мне резон: почему кто-то решил для увековечения памяти жертв тоталитаризма ставить именно православную часовню? Приведу некоторые имена людей, арестованных на территории нашего округа и безвинно погибших в годы репрессий. Итак, Аминов Хасир (Хазыр), Бекшенев Мухамет Зия, Габитов Кужахмет Валеевич, Игралеев Мустафа, Мавлютов Гаврифулла, Хучахметов Хайсам, Минагулов Гайса Ибрагимович, Зияшев Гариф – неужели кто-то всерьез может посчитать их приверженцами РПЦ?

Идем дальше: Бенс Фридрих Христианович, Бер Вильгельм Вильгельмович, Бехлер Борис Хаймович, Браже Крише Францевич, Вайдемеер Вильгельм Фридрихович, Вейс Рейнгольд Мартынович, Гинц Ионатан Адольфович, Дубс Иоган Вильгельмович и Рейнгольд Христианович, Иоффе Израиль Тевелеевич, Каган Давид Соломонович, Кельберер Мария Вильгельмовна и Рихард Георгиевич, Ковальский Фридрих Людвигович, Краутер Иван Иванович, Маркунас Георгий Георгиевич, Мергенталер Андрей Иванович, Олконен Эйнар Андреевич, Рапп Альберт Яковлевич, Урбанская Юзефа Яновна, Фраш Марта Яновна, Фурман Элик Моисеевич, Энзель Мария Игнатьевна, Ян Теодор Вильгельмович – а эти уроженцы Прибалтики, Финляндии, Польши, Германии, подавляющее большинство жителей которых являются католиками и протестантами – как они отнеслись бы к тому, что над ними стоит ПРАВОСЛАВНЫЙ храм?

А куда прикажете бежать корейцу Чжан Фы-Пуну? А более чем 120 (ста двадцати!) представителям коренных малочисленных народов Севера, большинство из которых традиционно является язычниками? А еще среди этих несчастных нашлось бы немало воинствующих безбожников-атеистов, которые категорически не приемли любые обряды любых религий – как быть им?

Повторюсь: я – человек верующий и православный, но в то же время считаю, что каждый человек имеет право молиться тем богам, которым считает нужным. Прости меня, Господи…

Одним словом, эскалация напряженности набирает обороты и мелкий конфликт постепенно входит в фазу «холодной войны». А, может быть, пора остановиться и попробовать найти удовлетворяющий всех вариант мирного договора? Об этом поговорим в следующий раз.

Продолжение следует…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика