Как победили весеннюю воду

Катер подходит к Реполовскому совхозу. Где-то внизу, словно под Иртышом, на два-три даже четыре метра ниже уровня воды зеленеют всходы, работают тракторы, тянутся обширные, возделанные поля огороды, пасется скот, ходят люди.

Задолго до того, как поднялась весенняя вода, руководители совхоза задумались, — как сохранить посевы от высокого паводка? Научные наблюдения и приметы старожилов предсказывали большой разлив… Директор совхоза П.М. Черненко работает в совхозе недавно не переживал еще ни одного наводнения и плохо знал рельеф местности в совхозе. Научных работников, мелиораторов, точных карт в его распоряжении не было. Черненко начал изучать вопрос о борьбе с паводком. Именно изучать, терпеливо, пристально. Он ездил верхом по полям и гривкам, по старым защитным валам и расспрашивал старожилов, как пытались раньше бороться с водой.

В 1941 году в совхозе насыпали вал и сделали плотины в надежде отстоять хотя бы поселок и 20 гектаров посевов. Потрудились немало — одна из плотин была более пяти метров высотой. Тысячи кубометров земли уложили в защитные сооружения. И все-таки, вода нашла себе дорогу. Она размыла самую высокую плотину и хлынула стремительным потоком. Люди вышли было на борьбу с водой, но не успели даже добежать до плотины, вода хлынула на них, ворвалась в парники, в теплицу совхоза, поднимала с земли огромные чаны, и люди, забравшись в чаны, кое-как подплывали в них до своих домов.

Директор продолжал расспрашивать старожилов: как размыло плотину, где ее размыло? И выяснилась любопытная подробность — плотину прорвало тогда, когда вода пошла на убыль. Люди успокоились, почили на лаврах, перестали следить за плотиной, а вода, будто только этого и ждала, просочилась сквозь плотину снизу, в недостаточно широком основании.

Опыт прошлых лет показывал — воду остановить можно. Но для этого нужно не единовременное короткое напряжение, не аврал, не порыв одного часа или одних суток, а систематическая, планомерная работа и постоянное, тщательное наблюдение.

У директора сложился смелый план — спасти от паводка не 20 га, а около 600 гектаров земли, в том числе поселок совхоза, все его хозяйственные постройки и более 200 га посевов и посадок. Ханты-Мансийский госрыбтрест поддержал план совхоза по борьбе с весенней водой, утвердил план своим приказом, отпустил средства.

В совхозе приступили к делу обдуманно, как к капитальному строительству. Создали бригады и звенья землекопов, выработали нормы: каждому рабочему вынуть из грунта за день 12 кубометров земли. Установили сдельные расценки: 11 рублей за норму, а в случае перевыполнения норм, люди зарабатывали и 16-17 рублей за день. Совхоз выделил повариху, организовал походную кухню, и в наиболее напряженные дни кормил рабочих на месте, на плотинах, обедами и ужинами.

Подготовили достаточное количество исправного инструмента, сконструировали конные таски для земли с опрокидывающим механизмом, обитые железом деревянные лодки, в шутку прозванные «американскими». Иногда подпахивали землю плугами, чтобы легче было вынуть ее из грунта. И по определенному плану, используя гривы, естественные высотки, соединяя их перемычками, наращивая земляные валы на гривах, повели работы.

Работали в основном 45 человек и 9 пар коней. Но работали упорно, методически, день за днем. Существовало строгое правило — пока не выполнишь норму, домой не уходить. Зато, если норму выполнишь, хотя бы задолго до захода солнца, можешь отправляться домой и получать лошадей из совхоза, чтобы вспахать свой огород.

Большевистская организованность, конкретное руководство — вот что принесло победу совхозу. Руководители совхоза умели вносить на ходу поправки в свою же собственную систему. Звенья, например, в процессе работы были разукрупнены, в каждом звене оставлено по 5 человек и по 2 лошади. Это сделало звенья более подвижными, позволяло лучше учитывать труд людей в развивать соревнование.

В самом начале работ в совхозе было почти единодушное мнение: «Ничего не выйдет, зря трудимся. Все равно зальет!» В первые дни приходилось ломать косность людей. А в ходе работ настроение резко изменилось. В момент наивысшего подъема воды, когда она совсем уже подползала к отметкам 1941 года, рабочие спокойно говорили: «Отстоим совхоз. Воду не пустим!» И воду не пустили. Более 600 гектаров спасли в совхозе от затопления.

Менее двух тысяч человекодней затрачены в совхозе на все земляные работы. Затраты эти уже окупились много раз. Боролись в совхозе с паводком и девушки, и школьники, и старики. Кто перевыполнял нормы? Рабочий К.А. Бабушкин; пильщики И.Г. Печенкин, Н.П. Хитрянович; плотники М.X. Ларюшкин, И.И. Ковалев. Работали все на совесть, без лишних хождений, без долгих перекуров. Иван Иванович Ковалев и возил землю на лошадях, и сам сваливал ее, и помогал накладывать на телегу.

Сейчас вода вокруг совхоза пошла на убыль. Однако земляные работы не прекращаются. Несколько звеньев с конями, телегами копают землю, возят ее, наращивают валы, с тем, чтобы создать долговременную оборону от весенних паводков. Пусть стоят эти валы на многие годы, трава наростет на них и укрепит их. На наиболее ответственных плотинах и перемычках дирекция решила насадить деревья.

Вода пошла на убыль, зеленеет, покрывается плесенью у плотин — тихая, покоренная. Однако люди не доверяют видимой покорности иртышских вод. Вода всегда так — покорна, когда ее держишь в узде, но, если успокоишься, отвернешься от нее, тут-то она и нанесет предательский удар. Днем и ночью ответственные за это дело перед совхозом люди — Я.Е. Горшенин и И.Ф. Шевченко — объезжают все укрепления — около восьми километров и следят — не просачивается ли вода, не находит ли она себе подземных ходов. А внутри линии земляных ограждений полным ходом идут работы: высаживается рассада, корчуют новые земли гусеничным трактором. Совхоз расширяет свои посевы в огражденной зоне.

Удачный опыт Реполовского совхоза имеет огромное значение для всего нашего округа.

В «Медном всаднике» Пушкин описывает, как в дни петербургского наводнения выходит на балкон император Александр и горестно вздыхает: «С божьею стихией царям не совладать!» Но то, что было не под силу могущественным царям, вполне под силу простым советским людям в условиях социалистической экономики, планового хозяйства.

Н. Вигилянский

«Сталинская трибуна», 30.6.1946

Учителя и ученики 7-го выпускного класса Реполовской школы. 1939 год. В четвертом ряду третий справа Башмаков Виктор Яковлевич

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика