Сказ о «скаске»: перепись населения Самаровского яма 1763 г.

Завьялова Лидия Михайловна, Струсь Владимир Филиппович

Продолжая работать над летописью с. Зенково и окрестных деревень, мой соавтор Владимир Струсь обратился в Российский государственный архив древних актов с запросом о местонахождении первых трех ревизских сказок по селам, входящим в зенковский куст. К сожалению, первые две сказки по Самаровскому яму в архиве не сохранились. Ну а далее все получилось, как в пословице: «Нет худа без добра!». Затянувшееся выполнение запроса сотрудниками РГАДА привело к мысли об изучении истории не только этих сел, но и населенных пунктов всего Самаровского ведомства. Копия третьей ревизской сказки по Самаровскому яму и селениям Самаровского ведомства Сибирской губернии в конце 2007 г., через два с половиной века, вернулась вновь в Самарово.

Ревизские сказки — документы именной переписи податного населения Российской империи — являются одним из главных источников для генеалогических исследований. Их возникновение непосредственно связано с реформой налогообложения, начатой в 1718 г., когда подворное налогообложение было заменено подушным, т.е. подати отныне стали взиматься с «души мужского пола». Осенью 1718 г. царским указом было велено собрать «скаски» о количестве душ в каждом населенном пункте. Слово «скаски» говорит само за себя — данные записывались со слов жителей. Ревизские сказки, оформленные в виде книги или тетради, содержат сведения, позволяющие судить о численности населения, его географическом размещении, социальном и половозрастном составе, национальном и семейном состоянии, миграции.

На протяжении XVIII — середины XIX вв. было проведено 10 ревизий (с 1718 по 1858 гг.), каждая из которых растягивалась на несколько лет.

1 — 1718-1727 гг.

2 — 1743-1747 гг.

3 — 1761-1767 гг.

4 — 1781-1782 гг.

5 — 1794-1795 гг.

6 — 1811 г.

7 — 1815 г.

8 — 1833 г.

9 — 1850 г.

10 — 1857-1858 гг.

1, 2 и 6 ревизии учитывали только «души мужского пола», остальные же — и мужского, и женского. Единицей переписи была так называемая «ревизская душа», сохранявшая свою актуальность как налогоплательщик вплоть до следующей ревизии, несмотря на возможное изменение социального статуса, забор в рекруты или смерть. Ревизия как процесс состояла из нескольких этапов, на каждом из которых возникали особые виды документов. Таким образом, ревизские сказки являются первичными материалами ревизии, сведения которых на следующих этапах обобщаются и структурируются, а также подвергаются дальнейшей обработке и тщательной проверке.

Государство стремилось максимально увеличить «количество душ», облагаемых налогом, а подлежащие учету слои населения были заинтересованы в обратном. Серьезные искажения могут содержаться в информации о численности населения, учитываемого только для счета (например, женского населения) и не обязанного платить налог. В учете данной категории населения никто не был заинтересован, поэтому иногда он проводился непоследовательно и небрежно. Тем не менее, ревизские сказки позволяют почерпнуть необходимую информацию для генеалогического исследования: имена, даты рождения и смерти, сведения о социальном статусе и семейном положении, а также ряд дополнительных сведений о предках.

По учету старосты Самаровского яма в селении было выявлено 317 ямщичьих душ. Среди них значились Мухины, Ершовы, Безглядовы, Чукреевы, Занины, Змановские, Кузнецовы, Паромовы, Сумкины, Бебяковы, Серебренниковы, Горшковы, Хабаровы, Смолины, Кокшаровы, Спиридоновы, Конёвы, Лопаревы, Лыткины, Овчинниковы, Скрипуновы, Погадаевы, Оленёвы, Челпановы, Кармановы, Хозяиновы, Пономаревы, Грешневы, Кайгородовы, Соскины, Карлины, Калинины, Кононовы, Шутовы, Корепановы, Шмонины, Беляевы, Шаламовы, Арефьевы, Суботины, Проскуряковы, Матвеевы, Тренины, Потаповы, Карандашевы, Пестряковы, Терентьевы, Милковы, Сырорыбовы, Власовы, Оноховские, Вандышевы, Игнатьевы, Сургутсковы, Росохины, Богатинкины, Романовы, Кривошапкины, Глуховы, Самсоновы, Дунины, Пачгановы, Кочины, Еголдаевы, Егишевы, Досадиновы.

Среди этих фамилий фигурирует и фамилия Лопаревых. Глава семейства, отмеченный в период проведения ревизской сказки 1747 г. «Андрей Осиповъ сынъ Лопаревъ», упомянутый также в Подворной переписи жителей слободы Самаровского яма 1710 г. вместе со своей матерью Соломанидой и сестрой Марьей, до следующей переписи 1763 г. не дожил — умер в 1748 г. Из трех рожденных детей только Петр отметил свое 20-летие. Яков и Иван умерли в возрасте 13 и 2 лет. Безусловно, эта фамилия имеет прямое родственное отношение к Хрисанфу Мефодьевичу Лопареву. К сожалению, проследить цепочку родственных связей, ведущих к Лопареву, нам пока не представилось возможным. Почти все ямщики, учтенные переписью, имели многочисленные семьи, нередко насчитывавшие до 10 душ. Редкие семьи имели состав семьи менее четырех человек. В жены самаровские ямщики обычно брали невест из родного яма — «оного яму ямщичья дочь». Но встречались и «привозные» невесты — ямщичьи дочери из Демьянского яма, «казачьи и разночински дочери» из городов Сургута и «Тоболска».

Говоря о третьей ревизии душ, следует остановиться на времени, предшествующем этой переписи, — первой половине XVIII в. Исторические источники говорят о том, что только лишь после 1710 г. самаровские ямщики стали осваивать земли Самаровского ведомства. До этого же времени земли были населены исключительно остяками. Самаровскую слободу окружали неплодородные земли, и в поисках пашенных земель, начиная с 1679 г., самаровские ямщики покупали земли у остяков и занимались ее перепродажей другим ямщикам. Хрисанф Лопарев пишет: «С XVII века обнаруживается любопытное явление сосредоточивания остяцких земель в руках русских ямщиков, явпение, оправдываемое законами истории, по которым народы нисшей культуры становятся в зависимость от соседних народов культуры высшей».

Согласно поступным, помещенным X. Лопаревым в своем труде «Самарово», к 1731 г в Самаровском ведомстве поселились своими домами Хозяиновы и Башмаковы, в Неулевой — Спиридоновы, Конёвы, Сумкины, Паромовы и Пачгановы, вниз по Оби — Корепановы, Скосыревы и Звягины. В связи с этим уже можно говорить об образовании к этому году русских населенных пунктов — деревень Тюли, Базьяны, Спирино, Конёво, Сумкино, Зенково, Сухоруково, Белогорье.

Уже в 1714-1716 гг., как отмечают авторы книги «Православие на Обь-Иртышском Севере», были основаны церкви в Троицком (Белогорском) и Сухоруковском погостах для новокрещенных остяков. Рядом с церковью Троицкого погоста возникла д. Прохорова, в которой к 1740 г. имелось три двора ямщиков, приписанных к Самаровскому яму. Три ямщицких двора, кроме жилищ церковных служителей, имелось и в погосте Сухоруковском. К 1740 г. здесь обосновались братья Иван и Алексей Корепановы, сыновья Леонтея Ильина Корепанова, ямщика Самаровского яма, со своими многочисленными семьями, которые и составляли большую часть населения деревни.

По указу императрицы Анны Иоанновны 1732 г. ямщики, поселившиеся среди ясашных остяков, должны были вернуться в Самарово «на прежние их жилища». А было их 23 двора. Но благодаря хлопотам самих остяков, вопрос об «оставлении» самаровских ямщиков «был решен в утвердительном смысле». Так, остяки Тарханской волости Цингалинских юрт дали письмо в защиту ямщиков Василия и Савелия Хозяиновых «в подтверждение в том, что жить им Хозяиновым на той земле вечно с нами остяками вместе, понеже нам они никакого помешательства не чинят…».

В 1731 г. новокрещенные остяки, в числе которых был и Никифор Тюля, «поступились отцовской землею». Вполне возможно, что своим названием д. Тюлинска, она же Ломполовская, обязана именно «Никифору Яковлеву сыну Тюли». В 1742 г. в деревне проживало уже три поколения рода Хозяиновых. Старшим рода был Леонтей Иванов[ич], также бывший ямщик Самаровской слободы. По ревизской сказке 1812 г. в д. Тюлинской проживало 28 ямщиков, и все они имели фамилию Хозяиновы.

По результатам переписи душ 1763 г. в Самаровском ведомстве Сибирской губернии было выявлено 16 селений: Самаровский ям, Реполово, Тюлинска, Базьяново, Фроловая, Аленёвая, Шапшина, Конёва, Спирина, Сумкина, Зенкова, Горшковая (будущее Селиярово), Скрыпуново, Белогорская, Елизаровская, Сухоруковская.

Общее число жителей этих деревень — 543 человека, что составляло почти половину численности ямщицких семей в Самаровском яме (как известно, в эту перепись вошли только ямщицкие семьи). Численность населения деревень колебалась от 8-11 до 70-119 человек. Во «вновь поселенной деревне» Аленёвой на момент переписи 1763 г. проживало 18 душ мужского и 11 душ женского пола.

Вверх по Неулевой протоке переселился в 1720 гг. из Самаровской слободы «Терентей Федоров сын Сумкин», основатель д. Сумкиной, где и проживал со своей семьей из 7 человек. Свыше двух веков существовала деревня на самаровской земле, пока в 1967 г. Ханты-Мансийский окрисполком не принял решение «…исключить из учета данных ввиду переезда жителей в д. Шапшу и Зенково…».

В д. Зинково (название ее в разные исторические периоды звучало по-разному: Зинково, Зенковская, Зенькова) в 1763 г. проживало 17 душ мужского и 13 душ женского пола. Деревня состояла из 4 дворов ямщиков Пачгановых: «Семена Козмина, Федосея Екимова, Василея Федосеева, Василея Екимова». Все зенковские Пачгановы, как и сумкинские Сумкины, конёвские Конёвы, спиринские Спиридоновы, состояли между собой в кровном родстве. Василий и Федосей Екимовы были родными братьями. Василий Федосеев являлся сыном Федосея. Семен, сын Козмы, приходился племянником Василию и Федосею. Отсюда выходило, что все хозяева дворов — деревенские однофамильцы — имели одни общие корни. Исключения составляли только лишь их жены, взятые из соседних деревень и городов. Но нередко в деревне встречались и кровосмесительные браки, когда в жены брались двоюродные и троюродные сестры.

Самыми населенными деревнями Самаровского ведомства второй половины XVIII в. были Реполовская, Елизарово, Горшкова, в которых соответственно проживало 119, 60 и 53 человека (душ мужского и женского пола).

Так, согласно переписи душ 1763 г. в д. Елизаровой проживало 8 семей. 5 из них имели фамилию Кайгородовы, 3 — Шаламовы. Старшим в деревне был «Иван Елизаров сын Кайгородов» — 83 лет, отец его со своим семейством проходил по переписи, проведенной боярским сыном Василием Измайловым в 1710 г., как ямщик Самаровской ямской слободы. Одно время, в 1683 г., он служил пономарем при Покровской церкви, о чем упоминается в «Переписной книге» Л. М. Поскочина: «Во дворе пономарь Елизарко Андреев сын Кайгородов сказал: родился де он на Самаровском яму. Государева денежного жалованья ему рубль с полтиною, хлеба четь с осминою ржи, овса тож. Сенных у него покосов в лугу на дватцать копен». Основателем этого рода на земле самаровской был «Семен Ларионов сын Кайгородов», выходец из поморского Кайгородка.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что основателем д. Елизарово был отец Ивана — «Елизар Андреев сын Кайгородов», на что указывает и название населенного пункта. Фамилия Кайгородовых стала доминирующей в деревне. По переписи 1744 г. два сына Елизара — Иван и Антон с семьями — уже проживали в данном селении. Это еще раз подтверждает, что земли Самаровского ведомства стали осваивать после 1710 г. На сегодня в с. Елизарово проживает 37 семей с фамилией Кайгородовы.

С.К. Патканов, проводивший исследование экономического быта крестьян и инородцев Тобольского округа Тобольской губернии в конце 1880 гг., писал, что русские крестьяне, поселившись рядом с остяцкими юртами, «…обустраиваются обыкновенно довольно скоро. Маленькая русская колония постепенно растет путем естественного прироста и в огромном большинстве случаев превращается впоследствии в русскую деревню». Именно так многие деревени и села по нижнему Иртышу, а также Оби «произошли подобным образом, например, деревня Филинская и юрты Филинские составляют в настоящее время одно селение, где вместе живут остяки и русские; то же село Базьяново и Базьяновские юрты, деревня и юрты Шапшины и т.д.».

Листы переписи 1763 г. довольно занятно «пронумерованы». Сбоку на полях каждого из 38 листов (по 1-2 слога на лист) писарь написал: «в небытность управителя коллежскаго асессора Долгинина вместо выборного Василья Корепанова ево велениемъ ямщики». Внизу листов писарь также двухкратно повторил фразу: «Сподлинное читалъ Самаровского яму ямскихъ управительскихь дель писарь Петрь Соскинъ».

Писарь указал «выборного Василъя Корепанова». Вероятно, данное лицо было переизбрано в члены Самаровской управительской канцелярии в конце этой переписи, в 1765-1766 гг., потому как перепись начиналась в 1763 г. при «выборном Дмитрее Сургуцкове». Имя Сургутскова фигурирует и в предпоследнем (38) листе сказки и датировано 18 ноября 1763 г., чтобы не противоречить заглавию на первом листе сказки.

Получалось, что по последней ревизии (1747) в Самаровском яме состояло 487 ямщицких душ. «Из оных после ревизии разными случаями выбыло 158 душ. Ныне же налицо с прибылыми и вновь рожденными…». Получилось 625 душ.

Отдельной графой в перечневой ведомости сказки стояла графа «количество душ женска пола», которое составило 532 человека. На последнем 39-м листе ревизской сказки указано общее количество выявленных ямщицких душ по каждому населенному пункту:

Самаровский ям — 317,

д. Реполовская — 56,

д. Ломполовская (Тюлинская) — 12,

д. Базьянова — 19,

д. Фроловая — 18,

д. Аленёва — 18,

д. Шапшина —11,

д. Сумкина — 5,

д. Конёва — 22,

д. Спирина — 22,

д. Зинкова — 16,

д. Горшкова — 30,

д. Скрыпунова — 6,

д. Белогорская — 18,

д. Елизарова — 34,

д. Сухоруковская -21.

Материалы 2-х Лопаревских чтений, 2010

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика