Их двое проходили чистку 13 октября. На кустовом собрании ячеек Остяко-Вогульска тов. Элькинд — председатель окружной комиссии по чистке, открывая собрание, говорит:
— Окружная комиссия намечает кандидатами в члены ячейковых комиссий т.т. Тарутина Н.Я. — работника окружкома партии, Лаптева — партследователя ОКР КК. Собрание должно внимательно отнестись к проверяемым товарищам.
Первым проходит чистку Лаптев. Он — член партии с 1920 года. Не молодой и по возрасту. Родился в 1894 году. Лаптев свыше получаса рассказывает свою автобиографию. Гладко у него выходит рассказ о жизни до 1919 года. Работал в деревне — батрачил. Потом старая армия, германский фронт, плен. «В 1918 году возвращаюсь из плена по «болезни» — говорит Лаптев, — не берут меня в Красную армию, по «болезни» я перехожу у Уфы фронт, пробираясь на колчаковскую сторону. Иду в свою деревню. Здесь меня призывают в колчаковскую армию. Я скрываюсь до прихода красных».
Гладко рассказывает Лаптев биографию, но собрание насторожилось.
— Вы что задание получили от красных, когда переходили на колчаковскую сторону? — спрашивает председатель комиссии тов. Элькинд.
— Да… С заданием… — мямлит Лаптев. — Прокламации нам дали, но я их не использовал, испугался преследования колчаковцев, — сознается Лаптев.
Лаптев первый раз при беседе от комиссии скрыл свое пребывание на территории белых. Но партийное собрание открыло обман Лаптева и заставило его в этом признатся. Он даже — политически безграмотен. Как выявилось на собрании, он даже не смог внятно ответить на вопрос комиссии о том, какие задачи Январский пленум ЦК и ЦКК поставил по работе в деревне. Таков портрет Лаптева.
Совсем иное Тарутин. Родился в 1900 году. В семье маляра. С ранних лет пошел работать на завод. А в 1918 году, когда колчаковские и чехословацкие полчища забирали Урал — Николай Тарутин уходит в ряды Красной армии. Будучи еще совсем молодым, участвует боях с колчаковцами, деникинцами, в 21 году он — на подавлении антоновского кулацкого восстания в Тамбовской губерний. Потом — демобилизация. Год учебы в рабфаке, потом снова Красная армия. После последней демобилизации Тарутин на активной партийной работе. С 1931 года он на Севере. О его работе на Севере высказывается ряд товарищей — коммунистов и беспартийных. Беспартийный работник редакции тов. Гущин говорит: — Тарутин — чуткий товарищ, неутомимый работник, преданный партии коммунист.
Беспартийная Каурова рассказывает о том, как Тарутин помогал просвещенцам в порядке партийной нагрузки налаживать политическую учебу и пользовался огромным авторитетом среди просвещенцев.
Твердо Тарутин проводил линию партии, работая в ОКР КК партийным следователем. И за эту твердость на него есть кое у кого обиды. Они даже решили выступить с отводом кандидатуры Тарутина из членов ячейковой комиссии.
Вот — коммунистка Рычкова. Она пытается доказать, что Тарутин придирается к мелочам. Но никаких фактов, кроме того, что Тарутин когда-то в шутку обратил внимание на ее туалет — Рычкова не может привести.
Чернышева, снятая за развал работы в кооперации, тоже пыталась обвинить Тарутина в нечуткости.
Но все эти обвинения тут же опровергает собрание. И оно правильно поступило, что не позволило личными обидами принизить огромное политическое значение чистки партии, где каждый коммунист проверяется по его конкретным делам борьбы за генеральную линию партии.
Твердый большевик — таково единодушное мнение собрания о Тарутине — члене ВКП(б) с 1920 года.
Третьим чистку прошел Шуклин назначенный секретарем ячейковой комиссии.
Автобиографии заслушаны. Прения окончены. Тов. Элькинд после 10-минутного перерыва объявляет результаты чистки. Тарутина комиссия считает проверенным. Лаптева скрывшего от комиссии по чистке партии свое пребывание на территории белых, за обман из комиссии отвести и предложить пройти чистку на общем основании.
Выводы комиссии единодушно одобряются собранием.
К. С—н
«Ханты-Манчи Шоп (Шой)», 20.10.1933