Новомир Патрикеев
Тем не менее, прекрасно и замечательно, что специальная охота на гусей существует уже семнадцать лет. Возродилась и растет когорта ее подлинных любителей, среди которых уже есть настоящие мастера-гусятники. Сам способ охоты: традиционные места (садбища и пески), обязательное наличие укрытия и чучел или профилей, голосовое подманивание птиц — в принципе не изменился. Но современные возможности вывели гусевание на очередной новый технический уровень. Появились дальнобойные ружья с усиленными патронами «магнум», импортные манщики, маскировочные сети, позволяющие делать открытые скрадки и стрелять влет, фабричные, также чаще заграничные манки, точно копирующие крики любых видов гусей. Применяются формально запрещенные, но свободно продающиеся очень эффективные электронные имитаторы птичьих голосов.
Комфортное пребывание на обычно отдаленных гусиных угодьях и часто в условиях экстрима могут обеспечить различные палатки, обогревательные приборы, портативные электрогенераторы, мобильные телефоны и рации, удобная одежда и обувь. Транспортные проблемы решаются при помощи вертолетов, колесных и гусеничных вездеходов, снегоходов типа «Буран», легких передвижных средств па пневмоколесах низкого давления.
Разумеется, весь перечисленный «антураж» доступен только достаточно обеспеченным югорчанам, но создает хорошие предпосылки для организации охотничьего туризма как для российских, так и особенно для заграничных граждан. Этим весьма доходным бизнесом давно занимаются в Уральском федеральном округе охотхозяйства Курганской области. Что касается иностранцев, то, учитывая интерес немецких охотников к богатым дичью нашим краям, гамбургский охотничий журнал «Jаgег» заказал мне и опубликовал в июне 2004 года статью об охоте в Югре на водно-болотную дичь. И только за полгода я получил более десятка писем и телефонных звонков из Германии и других европейских стран от желающих совершить охоттур. Видно, что среди желанных объектов весенней охоты наряду с лесной дичью, глухарями и тетеревами значатся гуси.
Я сообщил об этом в комитет по туризму Югры и в 2005 году по его заказу выпустил иллюстрированную книжку «Охотничьи тропы Югры» в переводе на английский и немецкий языки. В ней одна из турфирм поместила приглашение на гусиную охоту.
Думаю, что и у наших рядовых охотников, горожан со средним достатком и жителей села, неоснащенных «Vip»-снаряжением, но истинных любителей, также достаточно возможностей для успешной охоты на гусей весной.
Самая сложная проблема транспорта в связи с его резким подорожанием все равно решается. Если недоступен вертолет, коллективно арендуются гусеничные вездеходы. Подобная техника, брошенная при развале геологических организаций, колхозов, совхозов и рыбозаводов, имеется и в частной собственности охотников. Выручают широко распространенные снегоходы и самодельные пневмоколяски. А где-то вернулись на век назад и еще по снегу добираются к угодьям на лошадях…
Как и много лет назад, на ранней охоте гусятники прячутся в снежных ямах. Для этого они на снегоходах едут заранее делать лопатами углубления и барьеры, чтобы больше намело снега в местах предполагаемых засидок. Наиболее заядлые, как братья Змановские, и сейчас имеют углубленный станок с крышей. Кто-то делает временные ямы — укрытия и поверхностные скрадки из веток ивы, переплетенных сухой травой. Многие используют самодельные маскировочные сети из старой выцветшей частой мережи с навязанными пучками рогожного мочала или пучков светлого сена. Иногда изнутри к сети прикрепляется желтоватый брезент, образуя сплошной круговой «забор» вокруг засидки.
Голосовое подманивание местные гусятники делают также традиционно — при помощи знаменитого «берестечка», травинок и листьев, обходясь без фабричных манков. К сожалению, заметно сократилось применение живых манных гусей из-за отсутствия условий для их содержания. Этот пробел вполне могут заполнить хозяйства, занимающиеся охотничьим туризмом. На базе фазаньей фермы «Добрино» под Ханты-Мансийском возможно и разведение подсадных гусей с последующей продажей другим хозяйствам и охотникам.
У современных охотников пропорционально меньше стало и объемных чучел. Набивные из-за сложности изготовления, использования и хранения остались, наверное, только у немногих потомственных гусятников. Импортные пластмассовые очень дорого стоят. Резиновые, особенно отечественные, громоздки, тяжелы и недолговечны. В охотничьей периодике есть информация о профилях из двуслойного гофрокартона, фотореалистичных на водостойкой фанере и складывающихся пластиковых.
Поэтому все больше предпочтения отдается профилям. При нормальном размере, правильной окраске и расстановке они также далеко видны и привлекательны для гусей, а главное — легки и компактны. 15-20 профилей в зависимости от сорта фанеры умещаются в связку толщиной около десяти сантиметров и весят пять-шесть килограммов. Их удобно возить и во время ранней охоты при поездках на снегоходах и пневмоходах, и тем более на лодках — основном транспорте во время утиной охоты, которая по срокам совпадает с пролетом неохраняемых законом белолобых гусей.
Возможность согласно разрешенной норме добыть даже одного гуся в день стимулирует желание выставлять наряду с утиными манщиками и гусиные профили. Еще лучше, если утиные угодья совпадают с пролетными путями гусей.
Автор этих строк начал делать профили примерно полвека назад в Салехарде, когда о приобретении подобных фабричных и даже кустарных изделий не могло быть и речи. Работа не представляла большой сложности, так как в библиотеке отца, потомственного и страстного охотника, среди многих других охотизданий 20-З0-х годов была небольшая книжечка С.А. Постникова «Охота на гусей с профилями», выпущенная тиражом 5000 экземпляров.
По указанным чертежам и размерам рисовал на газете и вырезал две выкройки-шаблона кормящегося и спокойно сидящего гусей. Сейчас их удобнее делать из картона, благо, торговые точки выбрасывают коробки любых размеров. А в мое время основной тарой и материалом для профилей были фанерные ящики, у которых отбивались подходящие по размеру стороны.
По выкройке обводился рисунок на фанере, затем он опиливался ножовкой, а по карандашной линии — лобзиком. Теперь дело опять же облегчается наличием разных ленточных пил. Края после выпиливания стоит подправить рашпилем, чтобы лучше прокрашивались и не пропускали воду. Краску надо применять только масляную, любая эмалевая дает блеск. Сначала все профили грунтовали в серый цвет. Раньше мы считали самой долговечной и водостойкой «шаровую» корабельную краску. После подсыхания грунтовки наносились остальные цвета в зависимости от породы.
Сразу после выпиливания я приделывал к профилям ножки, используя их как ручки при раскраске. Из наколотых топором сухих березовых заготовок выстругивал круглые колышки длиной примерно двадцать и толщиной два сантиметра. Нижний конец заострялся, на другом, ровно опиленном, делался посередине пропил сантиметра четыре-пять на толщину фанеры. Чтобы профиль не качался, крепил его, пробивая колышек и фанеру двумя гвоздями, один под другим, а выходящие с другой стороны острые части гвоздей загибал.
Для удобства транспортировки и установки в мерзлый грунт лучше съемные ножки. Рекомендованный С.А. Постниковым съемный круглый деревянный двадцатисантиметровый колышек толщиной полтора сантиметра с ращепом наверху, куда вставляется профиль без всякого закрепления, для наших условий слабоват. Можно использовать деревянные бруски два на два сантиметра, закрепляя в их пропиле профиль парой болтов с гайками. А еще надежнее в отрезок дюралевой лыжной палки или другой легкой и прочной трубки подходящего диаметра забить заостренный «лопаточкой» деревянный кругляш. По нему сплющивается и как бы заостряется нижний конец ножки. Сверху также делается пропил с двумя боковыми отверстиями для крепежных болтов. Оба вида колышков могут быть и постоянными, так как позволяют забивать их легкими ударами по бортикам.
С.А. Постников рассматривал и вариант вырезки профилей из металла. Уже работая над этой книгой, я нашел на даче два отрезка кровельного миллиметрового железа. Нарисовал маркером фигурки пасущихся и отдыхающих гусей. Без особых усилий вырезал, а точнее выстриг их обычными ножницами по металлу и зачистил края напильником.
Ножками послужили обрезки декоративных угольников полтора на три сантиметра из полумиллиметрового дюралюминия с завальцованными на два-три миллиметра краями. Прикрепил широкой плоскостью к профилю двумя болтиками с гайками через отверстия, просверленные на расстоянии двух сантиметров по вертикали и полутора от нижнего края профиля и верхнего обреза «ножки».
Конструкция прочная, долговечная, но и весит немало — в полной готовности — полкилограмма. Мне она понравилась и при возможности эту пару буду использовать не только весной, но и осенью на утиной охоте из укрытия. Пусть не гуси, так утки, увидев гусиные фигуры, с большим доверием отнесутся к моей засидке. Кстати, для «успокоения» дичи некоторые охотники выставляют рядом со скрадком чучела ворон и других осторожных птиц. Я применяю пару металлических профилей больших кроншнепов, сделанных для осенней охоты.
В нынешних условиях постоянно и успешно заниматься гусиной охотой, па мой взгляд, способны только своего рода фанаты, страстные любители, не боящиеся ни физических нагрузок, ни экстремальных климатических условий, верящие в удачу, сопутствующую не всегда, и, конечно, хорошие стрелки с хорошими ружьями.
Даже такие охотники, выезжавшие почти ежегодно в течение последних пятнадцати лет на первых гусей, в самом лучшем случае брали за весну по пять-семь гуменников, стреляя в основном на перелетах. Отдаленные, еще посещаемые гусями садбища часто не доступны по причине отсутствия соответствующего транспорта, а на многих ближних — птица просто престала садиться из-за пресловутого «фактора беспокойства».
Думается, в случае продолжения весенней охоты на гуменников тундровой популяции, а возможно, и серых гусей, нужно более гибко подходить к установлению сроков. От объективных законов природы никуда не уйдешь — морозы и снегопады могут наступать внезапно. Но ведь теперь есть и долгосрочные прогнозы вплоть до интернетовских и сравнительно точные краткосрочные. Развитие связи позволяет получать оперативную информацию как о пролете гусей в южных районах, так и о погодных условиях на севере.
А будущее этой охоты мне видится в создании специальных охотничьих хозяйств, желательно частных или кооперативных, полностью независимых от бюрократических структур. Они могли бы арендовать угодья с садбищами и пролетными путями, обустраивать и охранять их, самостоятельно определять сроки охоты (в пределах общепринятой продолжительности) и нормы добычи. Не сомневаюсь, в такие хозяйства с удовольствием поедут не только местные любители, но и зарубежные охотники-туристы.
В случае полного запрета отстрела гуменников тундровой популяции в ранние специальные сроки остается переориентироваться на неохраняемого белолобого во время утиной охоты с увеличением нормы его добычи с одной до двух птиц в день.
Продолжение следует…