Людмила Сергеевна Пашкова (Осокина)
После ухода родителей я редко бываю в их доме, там проживает мой младший брат. В этом доме №36 по улице Гагарина остались воспоминания о моем детстве, школе и родителях.
Воспоминания, которые временами накатывают теплой волной, терзают душу. После смерти родителей мы постепенно избавляемся от оставшихся уже ненужных вещей, которые находятся в доме или в кладовке. А ведь вещи, особенным образом старинные, обладают странным свойством — крепкой нитью воспоминаний связывать призрачное прошлое и пронзительное настоящее.
Исследователи утверждают, что столы и табуреты появились примерно 3000 лет до нашей эры. В ходу были различные формы столов: квадратные, круглые овальные и треугольные.
Хорошо помню, что большой круглый раздвижной стол в нашей семье появился в начале 70-х годов ХХ века. В те времена была популярна такая мебель для дома, как комоды, буфеты, этажерки, навесные полки для посуды, кованые сундуки и даже диваны с валиками. Моя семья выписывала много периодических изданий, и газеты, журналы часто лежали на большом круглом столе, за которым мы с братом выполняли уроки. Стол был покрыт бордовой плюшевой скатертью с желтыми кисточками, а сверху иногда стелили яркую клеенку.
Когда наступали праздники или отмечали дни рождения, то стол раздвигали и выносили в большую комнату. Мне хорошо запомнилось, как длинными зимними вечерами собирались в нашем доме женщины подруги моей мамы, Фаины Антоновны. Наговорившись обо всем, перебрав все сельские новости, замолкали на недолгое время. Затем за столом, как было заведено, выпили, закусили, повторили еще раз и начинали петь. Пели песни разные — веселые и грустные. Но все народные, старинные.
Знаю, что в России всегда пели, особенно в деревнях. На работу пошли – запели, и на работе нет-нет да запоют женщины себе под нос, ну а уж коли праздники какие, застолья, тут без песни никак не обойтись. Просто и естественно песня лилась-пелась. На дружеских посиделках за праздничным столом, накрытым радушными хозяевами, звучали народные песни, шутки, прибаутки. Екатерина Степановна Пузина выводила мелодию первым голосом, а Любовь Ефимовна Тропина — вторым. Женщины в два-три голоса подхватывали песню, остальные тоже присоединялись. А мне было так жаль, так жаль того ямщика, который погибал в степи, что щемило сердце от печали.
Но вот песня допета. Бронислава Петровна Тимощук запевает следующую песню «На муромской дорожке», и ей начинает подпевать Антонина Николаевна Чеснокова. В русской песне всегда есть тема, есть боль, есть жизнь. И вот в этот раз гости поют так страстно и душевно, как будто это их любимый ушел к другой.
Затем все дружно поют «По диким степям Забайкалья», в этой песне рассказана тяжелая история. Есть трагедия и такая боль!
Но вот песня допета, а зимний вечер еще долог. Тихо потрескивают дрова в нашей печке. Самая звонкоголосая гостья проникновенно запевает другую:
«Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына…»
Эту песню пели все.
Каждой вдове, каждой одинокой женщине без мужа через песни можно было выразить свои чувства, излить душу, боль, беды. Все эти женщины были детьми войны, их отцов забрала война. Во время пения они забывали о горестях и невзгодах. Песни напоминали им о счастливой жизни, о молодости, о любви, о человеческих радостях.
Еще одна наша гостья, Таисия Захаровна Мирюгина, была родом из Уватского района, она с детства играла на балалайке, могла ее настроить на любой лад. Она прекрасно пела задорные частушки. Иногда мой отец Сергей Крестинович Осокин доставал свою гармонь и начинал подбирать мелодии к песням. Любимая песня у него была «Когда б имел золотые горы». А если не было гармошки или баяна, пели так. Нас, детвору, за общий стол не когда не садили, кормили на кухне.
Было так интересно, а главное мы дети, а все видели и запоминали. Не было такого случая, чтобы назавтра кто-то не вышел на работу. Навеселятся взрослые и на следующий день встретятся, вспоминают вчерашнее гуляние, смеются, подтрунивая друг над другом. В память о нашей семье я решила сохранить круглый обеденный стол, забрав его к себе. Теперь этот стол продолжает жить и стоит у нас на веранде, и наша семья имеет возможность собираться за ним летним вечером. Не только для того, чтобы ужинать, или отдыхать после работы на большом огороде, но и чтобы поговорить. Мы рассказываем о своих делах, радуемся успехам друг друга.
Несмотря на то, что сейчас в продаже имеется разнообразная модная мебель, в нашей семье и речи не идет о замене родительского стола, потому что он продолжает объединять всех членов нашей семьи.
п. Луговской, Ханты-Мансийский район