Приобская лошадь

В культуре обских угров, особенно в её мировоззренческой сфере, ярко выражен пласт, происхождение которого связывают с коневодческим населением. Предполагается, что древние угры, обитавшие в лесостепи, стали коневодами и, возможно, конными охотниками во втор. пол. II тыс. до н.э.  В середине I тыс. угры под давлением продвигавшегося с юга населения ушли на север, где в заболоченной тайге утратили коневодство как отрасль хозяйства, поскольку лошадь плохо приспособлена к существованию в такой местности. Слияние угров-коневодов с обитавшими севернее, в тайге, охотниками и рыболовами, и привело к формированию предков современных ханты и манси… За 300 лет в Приобье сформировалась своя порода лошадей, называемая приобской. Лошади, которых держали на Обском Севере до начала XX века, относятся к восточной группе пород северного лесного типа. Их ещё называют «нарымчанка/нарымка» и «приобская вогулка». Это лошади особо выносливой породы, приспособленные к очень холодной погоде и тебенёвке (добывание корма из-под снега высотой до 60 см) Е.Г. Федорова «Лошадь в истории, культуре и мировоззрении  обских угров».
Приобская лошадь – достопримечательность Ханты-Мансийского национального округа в нижнем течении Оби и Иртыша. Глухая тайга к востоку и западу от рек в прибрежной полосе уступает место влажным заливным лугам с многочисленными протоками. Здесь же расположены основные поселения и административные центры этого богатого таежного округа. Лесные разработки, рыбный и охотничий промыслы, в долинах сельское хозяйство создали потребность в гужевом транспорте. Отдельные районы удалены от железной дороги более чем на 1000 км. Перевозка грузов в летний период по рекам на речном транспорте, а зимой основным средством связи и грузооборота является гужевой транспорт на лошадях.


До Великой Отечественной войны в Остяко-Вогульском национальном округе было около двадцати тысяч голов лошадей. Во время войны численность поголовья уменьшилась, так как лошадей поставляли на фронт. После войны постепенно поголовье увеличилось до 18 тысяч. В настоящее время в округе 2,5 тысячи голов, лошадь приобской породы есть в Берёзовском, Белоярском, Октябрьском, Кондинском, Ханты-Мансийском, Нижневартовском и Сургутском районах. Незначительное поголовье есть на Ямале, где ведётся работа по развитию табунного коневодства.
Родоначальником приобской породы лошадей можно назвать угорскую степную лошадь, которая была одомашнена предками современных ханты и манси предположительно в бронзовом веке. То есть за две-три тысячи лет до нашей эры. Это произошло ещё до разделения угорского этноса на обской (ханты и манси) и дунайский (венгров). Есть предположение (но это не подтверждено), что венгерская лошадь имеет некоторое сходство с современными приобскими лошадьми.
В начале н.э. предки манси и ханты начинают продвигаться на Нижнее Приобье, и приводят сюда свою лошадь. В течение последних двух тысяч лет приобская лошадь находится на территории нашего округа. В первом тысячелетии н.э. происходит расцвет угорской лошади и коневодческой культуры. Во втором тысячелетии н.э., примерно в 1100-1400 годах, начинается угасание коневодческой культуры, поскольку предки ханты и манси постепенно переходят на охоту и рыболовство, а северные – на оленеводство. Угорская лошадь существовала тысячу лет назад, на данный момент её не существует, так как постепенно в неё влилась кровь татарских лошадей с юга, приведённых татаро-монголами, а с севера русских и зырянских лошадей. В начале 20 века А.А. Дунин-Горкавич местную аборигенную лошадь называет «вогулкой». Приобская лошадь особенна и тем, как она выглядит, и тем, какие у неё есть свойства. Она приспособлена к местным суровым условиям климата и питания: каждую зиму тебенёвка, постоянное нахождение на пойменных лугах и добыча корма в воде. Именно этим она замечательна. Даже феноменальна.


Позднее в советское время проводилась метизация, то есть скрещивание заводских пород с аборигенной лошадью с целью укрупнения животных. Завозились заводские породы, к примеру, орловские или русские рысаки, владимирский, советский и воронежский тяжеловозы (битюки). Процесс метизации привёл к тому, что в течение XX века скрещиванием пород практически была изменена чистая приобская порода. Как бы то ни было, местный климат и условия кормления привели к тому, что тип приобских лошадей, который заложен у них в генах, всё-таки сохранился. Это можно увидеть во многих посёлках Югры, в частности в посёлке Белогорье Ханты-Мансийского района.
По данным Института коневодства приобская лошадь обладает высокой работоспособностью. Расстояние от Базьяны до с. Самарово в 45 км, местные лошади проходят с грузом за 3-4 часа и в тот же день возвращаются обратно, совершая такую работу на протяжении всей зимы. Расстояние от с. Мужи до Березова в 270 км, обычно проезжают за 24 часа, т. е. со скоростью более 10 км в час.
Большая выносливость требуется от приобских лошадей при гужевых перевозках на большие расстояния. Наблюдения показывают, что только лошади коренных северных пород, в частности приобская, в состоянии выдержать все трудности таких зимних перевозок по сибирским гужевым трактам. Чрезвычайно тяжелы и зимние работы на лесоразработках, где снежный покров нередко доходит до груди лошади; тем не менее, приобские лошади успешно справляются с задачей.
В летний период работы для них становится меньше. Многочисленные речные протоки и «соры», сырая почва серьезно препятствуют гужевому транспорту. Лошадей, не занятых на сельскохозяйственных работах на весь летний период выпускают на пастбища в долину реки и на многочисленные полуострова и острова. В поисках лучшего корма они переправляются через широкие протоки. Пребывание в течение летнего периода на сырых пастбищах, иногда с вязкой болотистой почвой, не наносит ущерба приобским лошадям. Характерная плоская форма широкого копыта, очевидно, является одним из признаков приспособленности к передвижению по вязкому грунту.
Приобская лошадь плодовита, продолжительность жизни у нее выше среднестатистической. Во многих районах процент жеребят к числу кобыл составляет от 80 до 90% при довольно примитивной организации воспроизводства. Лошади сохраняют работоспособность до 18-20 лет.
По размерам и телосложению приобская лошадь близка к якутской, хотя имеет более выраженный упряжной тип. При небольшом росте она очень массивна с длинным туловищем и хорошим развитием костяка. Низкорослость ее в значительной степени обусловлена короткими ногами. Масть лошадей разнообразна, но наиболее распространена и характерна саврасая. Саврасые, мышастые и гнедые лошади часто имеют своеобразный темный рисунок в области лопаток, напоминающий очертание крыльев бабочек. Распространены также зеброидные полосы на ногах при темном ремне вдоль спины. Лошади отличаются большой оброслостью с густой гривой и хвостом.
Приобская лошадь долгое время была не изучена. Первое серьезное зоотехническое описание этой ценной породной группы было сделано М. И. Рогалевичем в 1936 г. по заданию ВНИИ коневодства. Очевидно, что приобская лошадь имеет большое значение для развития народного хозяйства в районах нижнего течения Оби и Иртыша с возможностью организации производства товарной лошади для вывоза в другие районы северной лесной полосы. Выдающаяся приспособленность приобской лошади к суровым климатическим условиям и обилие в этих районах лугов создают оптимальные условия для организации полутабунного коневодства.
Приобскую лошадь следует улучшать «в себе». Укрупнения ее размеров и улучшения качества аллюров можно достичь путем соответствующих зоотехнических мероприятий: организации отбора жеребцов, допускаемых в случку (с кастрацией всех не допущенных), подбора кобыл к жеребцам, замены вольной случки косячной и улучшения воспитания молодняка.

«Конная Россия»

Фото Натальи Кокориной

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика