Остяко-Вогульские расстрелы. Часть 3. Конструктив

Завершить непростой разговор на столь трагическую тему, как репрессии 30-х годов, хочется не обсуждением склок и дрязг, а какими-то конструктивными предложениями, поиском взаимоприемлемых решений и примирением противоборствующих сторон.

Итак, что мы имеем? С 90-процентной уверенностью можно утверждать, что расстрелы в окружном центре производились именно на территории, прилегающей к отделу НКВД. Останков тел казненных, к сожалению, не обнаружено, равно как и каких-либо документальных подтверждений их захоронений. И есть большая вероятность того, что они были либо погребены где-то за пределами города, либо затоплены в реке.

Строительство здания окротдела НКВД

 

Да, необходимо и чтить память невинно убиенных, и напоминать о страшных страницах нашей истории, и создать некую мемориальную площадку/памятный знак, куда могли бы приходить люди. Конечно, предпочтительно было бы создать ее непосредственно на том месте, где разворачивалась трагедия, но в то же время нужно смотреть правде в глаза и учитывать реалии сегодняшнего дня.

Напомню — на территории бывшего окротдела расположены комплекс зданий УМВД, КТЦ «Югра-Классик» и большая автостоянка — единственная и необходимейшая в этом месте. Масштабное строительство и последующее полноценное функционирование любого культового сооружения создаст городу очень серьезные транспортные проблемы. Кроме того, следует учитывать и массу других, не менее важных морально-нравственных, экономических и даже политических аспектов, которые свидетельствуют о невозможности установки часовни именно здесь.

Простите, но почему для того, чтобы создать, обязательно нужно что-то разрушить — храм Христа Спасителя, памятник «железному Феликсу» или автостоянку? Отчего активисты с достойным лучшего применения упорством вцепились именно в эту несчастную площадку? Чтить память необходимо только в одной отдельно взятой конкретной точке планеты, а в ста метрах от нее наша скорбь уже не будет столь выразительна, а молитвы оттуда хуже доходят до Господа?!

А вы знаете, что в 30-е годы на территории сегодняшнего парка Бориса Лосева, как раз через дорогу от автостоянки, находился целый некрополь! В доказательство приведу объявление из окружной газеты «Остяко-Вогульская правда» о том, что 18 декабря 1937 года состоятся «…похороны на кладбище (вблизи Дома Советов)». Да-да, именно там находились могилы как минимум трех человек — первого председателя окрисполкома Я.М. Рознина, начальника окротдела НКВД В.Ф. Куликова и инструктора ЦК ВКП(б) С.Е. Меламеда. Кроме того, никак не увековечена память о трагической и неоднозначной судьбе самого Бориса Лосева, имя которого носит парк, и который стал одной из жертв страшного мятежа 1921-го года.

Так почему бы именно там, на полянке среди белоствольных берез, не поставить некий выразительный памятный знак, который не имел бы какой-либо национальной, конфессиональной или политической принадлежности? По моему скромному мнению, он должен служить символом примирения красных и белых, правых и левых, православных и язычников, монархистов, сталинистов и демократов.

Кроме того, напомню, что у нас уже есть замечательный мемориал в память жертв политических репрессий на улице Пионерской. Он установлен на том самом месте, где располагалось правление колхоза имени Чкалова, а в соседнем здании находилась спецкомендатура, куда после тяжкой работы в колхозе шли отмечаться сотни ссыльных поселка Перековка.

комендатура. Из архива Евгения Коробинцева

Жернова XX века безжалостно пережевали и выплюнули миллионы человеческих судеб. Что остается делать нам, потомкам жертв, палачей или бесстрастных свидетелей всех тех событий? Помнить славные страницы прошлого и не забывать трагических. Прощать. Не разжигать в обществе злую бесовскую искру раздора — под фальшивой личиной покаяния. И помнить, куда ведет вымощенная благими намерениями дорога.

Убежден, что в нашем славном городе есть множество других знаковых точек, где необходимо установить какие-либо памятные знаки. Было бы здорово воссоздать Самаровскую пароходную пристань, где сходил на берег будущий император Николай II, находилась рыбная школа промышленника Земцова, лагерь австрийских военнопленных, а позже – первый в округе санаторий и пионерлагерь. А еще — превратить в цивилизованный мемориал заброшенную братскую могилу летчиков на территории гидропорта возле поселка спецпереселенцев Рыбного. А еще — установить поклонный крест на месте другой братской могилы — в Самарово, где в свое время были захоронены десятки жертв с колчаковской «баржи смерти». Идей и планов – множество, было бы желание их осуществлять…

Уважаемые ниспровергатели автостоянок! Нетерпимость к чужому мнению и отказ идти на компромисс — это признак недалекого ума, а ведь вы все — умные, справедливые и понимающие люди, правда? Так отложите в сторону топоры и вилы, снимите фартуки «черносотенцев», не ставьте себя в глупое положение и перестаньте натягивать сову на глобус — ей больно! Единственным цивилизованным и порядочным выходом из создавшегося положения является стол переговоров, за который всем нужно сесть и выслушать друг друга.

А то ведь перед предками стыдно…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика