О борьбе с невежеством

Представление директора училищ Тобольской губернии генерал-губернатору Западной Сибири о распространении просвещения среди коренного населения берёзовского края.

Исполняя волю Вашего высокопревосходительства, изъяснённую в предписании от 1 декабря минувшего года за №2213 относительно изыскания средств к учреждению в берёзовском крае инородческих школ, имею честь почтительнейше донести, что для достижения благотворной цели распространения между остяками образования, могущего улучшить их нравственный и гражданский быт, я с полным вниманием вникнул в положение этого народа, рассмотрел наклонности остяков, их умственные способности и причины, по которым до сего времени они пребывают в невежестве.

Чрезвычайная скрытность, недоверчивость, невежество этого народа и отсутствие переводчика, на которого можно было бы положиться уверительно, крайне затрудняли меня в действиях моих, тем более, что вопрос улучшения их быта как вообще, так и мерами распространения между ними образования кажется для них нововведением непонятным. До сего времени этот предмет оставался без внимания, и потому я на каждом шагу встречал сопротивление. Можно утвердительно сказать, что действия духовенства, находящегося в берёзовском крае, слабы, несмотря на то, что священники, владея отлично остяцкими наречиями, могли бы оказать большую пользу влиянием своим на нравственное развитие остяков. С другой стороны, чиновники земской полиции, на обязанности коих лежит попечение о благосостоянии остяков, при весьма ограниченном делопроизводстве мало обращают внимания на предметы, могущие исправлять нравственность инородцев и доставлять им большие выгоды. Источники выгод инородцев изложены мною в представляемом Вашему высокопревосходительству очерке состояния берёзовского края.

При въезде в инородческие селения, приступив к убеждению остяков содействовать видам Вашего высокопревосходительства относительно устройства школ, лишь только в первом селе узнали о моих предположениях, на которые я получил ответы отрицательные, то в последующих сёлах даже начали скрывать от меня детей. Долго для меня были неизвестны причины их сопротивления образованию, но потом объяснилось, что недобросовестные люди, извлекающие выгоды от невежества инородцев, распространили между ними молву, что дети их по обучению грамоте будут отдаваемы в солдаты. К тому же остяки, извлекая все выгоды от звериной и рыбной промышленностей, детей своих с 11-летнего возраста употребляют в занятия и, таким образом, имея в них помощников, крайне не желают расставаться с ними. Сверх того, примеры доказывают, что остяцкие дети, будучи обучены грамоте, без внушения им обязанностей к родителям и без упражнения в занятиях, необходимых для промыслов, не возвращаются в дома родителей и оставляют их навсегда. Редкие из них поступают в должности писарей, остальные шатаются по сёлам и нанимаются в работники у русских жителей.

Из этого смею вывесть заключение, что до сего времени не заботились внушить остякам, что дети их, получив необходимое образование, внесут в дома родителей основательные понятия об исповедуемой ими православной вере, о долге к престолу и начальству, подадут пример соблюдения опрятности, столь для них необходимой, не перестанут быть помощниками в промыслах своих родителей, отвлекут этих от гибельной страсти чрезмерного употребления вина и, наконец, послужат охранителями трудами приобретаемой собственности, столь часто похищаемой корыстолюбивыми посетителями инородцев. Нелегко действовать на остяков убеждением, но много ушло времени, и никто не вникнул в нравственный быт этого доброго народа! По всему Берёзовскому тракту школ при церквах имеется весьма мало, в коих обучается самое ограниченное число русских детей. Инородческие дети встречаются весьма редко. В Самарове, хотя и выстроен дом для училища, но учения в школе не бывает.

Духовенство Берёзовского округа, будучи обеспечено с 1849 г. в содержании своём достаточным жалованьем (священники получают в Берёзове по 200 руб., а в сёлах – по 150 руб. серебром в год), могли бы оказать большую пользу остякам, если бы при исполнении ими треб, даже в отдалённых деревнях, научали остяков христианским знаниям, убеждали бы содержать жилища свои и самих себя в опрятности и внушали им о необходимости просвещения и его полезных последствиях.

В Кондинске находится духовная миссия: начальник её – игумен, с двумя иеромонахами. При миссионерском монастыре существует школа, в коей в настоящее время обучается 12 остяцких детей на счёт каждогодно отпускаемой из государственного казначейства суммы в 285 руб. 71 ½ коп. серебром. При обозрении этой школы я делал испытание ученикам, которые оказали в чтении, письме, Законе Божием и в знании важнейших молитв успехи удовлетворительные. Из ответов остяцких детей я заметил их понятливость и расторопность. Дом, в котором помещена школа, чрезвычайно ветх, не отвечает своему назначению, холоден и содержится неопрятно. Старанием игумена дети в свободное время от учения упражняются в некоторых промыслах, необходимых для будущего их существования. К несчастию, сверх того, что весьма затруднительно склонить остяков к отдаче детей в школу, нередко случается, что наследственная сифилитическая болезнь, развивающаяся в школе, заставляет игумена обращать детей к родителям. По моему мнению, гораздо полезнее было бы подобных детей отправлять в инородческую больницу, существующую в Берёзове.

В Берёзовском уездном училище я не встретил ни одного ученика из инородцев. По малонаселённости г. Берёзова (1 179 душ), недостаточности жителей и разорённости купцов, которых находится там только три, не предстоит никакой возможности учредить посредством пожертвований общую квартиру для инородческих детей, которые могли бы безвозмездно обучаться в училище. Но я вменил в обязанность штатному смотрителю Берёзовского училища, по данным мною наставлениям, употребить все меры к привлечению остяцких и самоедских детей в училище, а равно иметь бдительный надзор за тем, чтобы священники в сёлах содействовали к распространению грамотности между инородцами.

В Сургуте существует казачья школа, в которой обучаются дети как казаков, так и крестьян и двое остяцких детей. Произведя подробное испытание ученикам школы, я нашёл успехи в Законе Божием, арифметике, русской грамматике, чтении и письме весьма удовлетворительными. При самых ограниченных средствах к содержанию сургутская школа оказывает пользу для учащихся. Нельзя не отдать признательности господину ротному командиру сотнику Невзорову, торгующему в Сургуте отставному хорунжему Туполеву и сыну его, старшему уряднику, из коих первый неупустительно следит за порядком школы, второй пожертвовал дом для неё, поддерживает школу и на своём иждивении содержит двух остяцких детей, третий в течение 8 лет исправляет должность учителя в школе без всякого возмездия.

Имея в виду предписание Вашего высокопревосходительства об изыскании средств к учреждению инородческой школы при Сургутском отделении и полагая начать развитие просвещения с этого пункта, я ездил в инородческое Юганское селение, находящееся далее Сургута, собирал остяков и на предложение моё относительно участия их в доставлении содержания своим детям, могущим обучаться безвозмездно в школе, получил согласие с тем, что они решительное изъявят в мае месяце при общем сборе остяков и их старшин. Наличные остяки объявили, что взимание с них по одной белке вовсе для них ничтожно, а, между тем, в Сургутском отделении находится 2 833 души мужского пола, следовательно, полагая по 7 коп. серебром за белку, можно получить 198 руб. 31 коп. серебром. Сумму, достаточную для содержания 10 инородческих детей.

Донесение же исправника, изъяснённое в том же предписании Вашего высокопревосходительства от 1 декабря за №2213, что будто бы священник с. Юганского Тверитинов отнимает у остяков насильно их детей для обучения, и что мальчики эти, живя у него, претерпевают во всём недостаток, – за сделанным мною расследованием оказалось несправедливым.

Желая нетерпеливо положить в Сургуте начало образования остяцких детей на условиях, полезных для их быта, я склонил господина ротного командира, тамошнего заседателя, священника, купца Туполева и других взять на своё содержание 8 остяцких сирот с тем, чтобы они сверх обучения грамоте в казачьей школе приучались к оспопрививанию и к фельдшерскому искусству. Я заметил, что остяки не доверяют медикам, страдают и гибнут от оспы, и полагаю, что, если образуются оспопрививатели и фельдшеры из остяков, то принесут пользу своим одноплеменникам.

Для развития более существенного образования между остяками необходимо:

1) Увеличить количество учащихся во всех сёлах, где существуют церкви, вменив в обязанность священникам, чтобы они с полным вниманием следили за обучением детей, старались бы внушить остякам святые истины православной веры, о соблюдении опрятности и удерживали бы их от пьянства.

2) Обязать земское начальство, чтобы оно при общих сборах остяков и русских в волостях старалось внушить народу о необходимости содействовать священникам добровольными приношениями на наём домов для школ, на жалованье сторожам, на покупку дров и освещение. Расходы эти в каждой волости могут ограничиваться 50 руб. серебром. Весьма бы полезно было, если бы земские чиновники употребляли меры к привлечению остяков строить русские избы, бани, заставляли бы их чаще мыться, соблюдать чистоту в жилищах и разводить картофель.

3) Учредить в Берёзове, Обдорске и Сургуте общие квартиры для инородцев, с тем, чтобы они сверх обучения в школах, там существующих, – чтению, письму, Закону Божию и арифметике – в свободное от учения время под руководством опытных остяков упражнялись в стрельбе из луков и приучались бы владеть всеми орудиями, необходимыми для звериных промыслов. К тому же полезно было бы, чтоб дети инородцев не отвыкали и от своих наречий. Смею думать, что при таком направлении образования инородческих детей родители поймут пользу просвещения и с доверием будут отдавать детей в школы. Средства к содержанию общих квартир, а также на увеличение жалованья учителю Берёзовского приходского училища могут быть извлечены: а) от платы за наём рыболовных песков, если она увеличится против настоящей; б) от взимания каждогодно пошлины с иногородних промышленников, по приведении в известность груза и оценке его на каждом судне или лодке по 1 коп. серебром с рубля; первая статья может доставлять до 1 000 руб. серебром, а вторая, полагая оценку груза по крайней

мере в 150 000 руб., – 1 500 руб. серебром; в) от взимания по одной белке с каждого остяка и самоеда Сургутского, Берёзовского и Обдорского отделений. Остаток от выручаемой суммы со всех означенных источников может обращаться в доход г. Берёзова на поддержание городовой больницы, находящейся в самом жалком положении, и на другие предметы.

Осмеливаюсь доложить Вашему высокопревосходительству, что для большего убеждения инородцев во внимании к ним высшего начальства и для доставления берёзовскому краю образованных чиновников из их же племени, я полагал бы полезным испросить высочайшее его императорского величества соизволение на определение из способнейших остяцких детей, окончивших курс учения в миссионерской школе или же в Берёзовском уездном училище, во вверенную мне гимназию на счёт суммы, отпускаемой из государственного казначейства на содержание 20 воспитанников в Тобольской гимназии, с тем, чтобы по окончании гимназического курса остяки были отправлены для дальнейшего образования в Императорский Казанский университет. Во всё продолжение времени учения их в гимназии и в университете считаю необходимым иметь при них остяка для того, собственно, чтобы они не отвыкали от своего наречия. Можно предполагать, что эти молодые люди, получив высшее образование, будучи определены на службу в берёзовский край, сверх того, что послужат примером благодетельных последствий, проистекающих от просвещения, принесут пользу для службы и народного быта того края и изыщут средства к составлению остяцкой грамотности.

Изложив мои соображения относительно средств, могущих распространить просвещение между инородцами, имею честь повергнуть оные вместе с очерком состояния берёзовского края на милостивое благоусмотрение Вашего высокопревосходительства. Новый для меня быт народа заставлял всматриваться во все его оттенки. Недоверчивость и невежество инородцев, а равно всеобщая скрытность жителей и чиновников, находящихся в берёзовском крае, крайне затрудняли меня в составлении предположений касательно улучшения быта остяков. Недостаток разъездных денег, которых я получаю по штату на разъезды по всей губернии 214 руб. 50 коп. серебром по третям года, лишил меня возможности проникнуть в самые отдалённые обиталища инородцев. Сверх этого, существовавшее до настоящего времени бездействие по всем частям, могущим принесть пользу берёзовскому краю, заставляло меня на каждом шагу приводить доказательства благотворным предположениям и высокому вниманию Вашего высокопревосходительства к жителям того края.

В заключение, обязанностию считая свидетельствовать пред Вашим высокопревосходительством об оказанном в г. Сургуте господином ротным командиром сотником Невзоровым желании принять на полное своё содержание двух остяцких детей, предположенных для приготовления в фельдшеры, и попечении его о Сургутской казачьей школе, а также о благонамеренных действиях торгующего там отставного хорунжего Андрея Ефимова Туполева, который пожертвовал дом для училища, поместил в оное учителем своего сына, исполняющего добросовестно свою обязанность в течение 8 лет безвозмездно и, сверх того, образовал на своём иждивении нескольких остяцких сирот, имею честь почтительнейше просить Ваше высокопревосходительство осчастливить господина Невзорова и отставного хорунжего Туполева похвальным отзывом. Высокое внимание Вашего высокопревосходительства к людям, оказывающим пользу в таком отдалённом крае, не замедлит распространиться между обитателями оного и возбудит в других жителях соревнование к участию в благотворительном деле развития просвещения между инородцами.

Директор училищ [подпись неразборчива]

от 1 апреля 1852 г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика