Краткое описание из истории села Самарово

Е.Г. Корепанов

В 1910 году летом из Тобольска в Самарово была проведена телеграфная линия. Проводником был простой мужик из села Демьянского Чичик Василий Артамонович.

Линия шла тайгой, то приближаясь, то удаляясь от правого берега Иртыша. Она пересекала много мелких горных речек. От Самарова вниз по Оби она шла кромкой леса к устью речки Малой Неулевки и дальше шла по Коровьему яру до устья Большой Неулевой. Через эту протоку на высоких мачтах был подвешен толстый провод с таким расчетом, чтобы под ним свободно проходили пароходы, т.к. в полноводье протока была судоходной. Через Обь был проложен кабель, и при выходе его из реки на правом, горном берегу поставлена контрольная телеграфная будка, там постоянно находился сторож. Вблизи будки были поставлены специальные знаки, которые запрещали остановку вблизи кабеля пароходов, барж, а также опускание якорей… Кроме того, для ночного времени установили специальные фонари на столбах разной высоты, которые также предупреждали, что здесь лежит кабель… С того времени это место стали называть «У кабеля» или «У кабельной будки».

Отсюда телеграфная линия пошла дальше в сторону Березова и в сторону Сургута, поэтому в Самарове старое небольшое почтовое отделение было преобразовано в почтово-телеграфное отделение с двумя аппаратами Морзе. К концу этого же года была установлена телеграфная связь из Тобольска с Самарово, Березовом и Сургутом, Самарово оказалось узловым центром связи в трех направлениях.

В 1911 г. в Самарове был фельдшерский пункт, который находился в арендованном частном доме. Там была небольшая комната, где оказывалась первая медицинская помощь. Фельдшером в то время был Кориков Иван Петрович. Население, особенно пожилые люди и старики, лечились домашними способами и лекарствами, главным средством была русская сибирская баня с сухим паром. Лечились и у знахарей. Женщины рожали детей дома. Редко, но бывали случаи, что рожали на сенокосе в балагане, покрытом от дождя сеном…

В январе 1912 г. приехал из Тобольска подрядчик-строитель с плотниками. На сельском сходе отвели место, и началось строительство новой, большой по тому времени, больницы на несколько коек. Лес для строительства годом раньше был приплавлен из речки Согом и лежал в штабелях недалеко от места постройки. Здание строилось на Барабе в небольшой ровной низине.

К весне были выстроены корпус и небольшие подсобные помещения, но когда, растаял снег, под зданием оказались грунтовые воды. Тогда решили всю площадку обвести глубокой канавой и подошву ее выложить мелким камнем. На этой канаве работали политссыльные Н.Ф. Трофимов, Петров, Стальмаков и другие. К осени 1912 г. больница начала работать. К великому сожалению, проложенная канава, на которую рассчитывали строители, не оправдала надежд, грунтовые воды делали свое дело. Здание подверглось деформации: перекосило двери, окна, полы. И в 1915 г. больница переехала в большой двухэтажный дом купца В.Т. Земцова. В довольно просторном нижнем этаже поставили несколько коек, а кабинеты врачей разместили наверху. Словом, дом был кое-как приспособлен под больницу.

В 1916 г. первым пароходом привезли в Самарово из Тобольска пленных австрийцев и немцев, около 300 человек. Часть их разместили в старом училище, а остальных отправили на устье Иртыша. Там они собирали камни в ровные штабеля, предполагалось в следующую навигацию отправить камни баржами в Тобольск для мощения улиц. Оставшиеся же в Самарове пленные, 60-80 человек, под руководством техника Карпинского, чтобы перенести, здание больницы на новое место, начали ровнять бугор и отвозить землю в тачках в низину. В течение лета 1916 г. бугор сняли вручную и приступили к закладке кирпичного фундамента. Для этого из Тобольска завезли кирпич, негашеную известь, цемент. К глубокой осени фундамент был готов. Приступили к разборке корпуса больницы. В начале 1917 г. корпус был собран и подведен под железную крышу, приступили к установке дверей, оконных косяков, настилу полов, внутренней отделке. Работа шла довольно скоро, но достроить до полной готовности и пуска в эксплуатацию не удалось, работы прервала гражданская война.

После долгого перерыва, в 1923 г., возобновились строительные работы, вскоре больница со всеми производственно-хозяйственными помещениями была достроена.

Весной 1912 г. компания общества «Волга» привезла в Самарово пароходом разборный железный бак емкостью в 40 тысяч пудов. В волости на общественном сходе отвели для его установки место у так называемого Городищенского лога в 2 км ниже села. Приехали подрядчик и старший слесарь с группой слесарей по сборке бака, а все подсобные рабочие для очистки площадки от мелкого леса были наняты в Самарове. Спешно развернулись строительные работы — кроме самого бака строились служебные помещения, жилой дом, склады и т.п. Старшим по всем деревянным постройкам от лица подрядчика был самаровский мастер Мякишев Петр Васильевич, плотниками также работали местные жители. Ввиду того, что все работы отдавались аккордно и использовался весь длинный летний день, все помещения, в короткое время выстроили. В течение двух месяцев был собран огромный железный бак на заклепках. После этого в него закачали с реки воду для выявления течи. Там, где она была обнаружена, произвели чеканку. После этого воду из бака немедленно выпустили.

Наливная баржа с керосином стояла на якоре недалеко от стройки. Как только бак освободили от воды, пароход осторожно подвел баржу вплотную к баку, т.к. в то время Иртыш проходил около самого коренного берега, и высокопроизводительным насосом с парохода бак скоро заполнили керосином.

К глубокой осени началась торговля керосином. Приезжали из многих окрестных и дальних деревень крестьяне и покупали его пудами, потому что компания продавала его дешевле, чем местные купцы — вместо семи копеек за фунт по пять. Эти две копейки в то время много значили, тем более при покупке целой бочки. Поэтому купцы не были в восторге от появления керосинового бака в Самарове, т.к. торговля этим товаром у них почти прекратилась. Такая конкуренция продолжалась до 1916 г.

На удивление жителей Самарова в навигацию 1917 г., несмотря на запрос, керосин для пополнения бака компания не завезла, и к 1918 г. его почти не осталось. Вскоре уехали все работники, хозяйство оказалось без надзора, но затем все имущество и помещения взяла под свой присмотр местная власть.

Все находилось в бездействии до установления советской власти на Севере в мае 1921 г. По распоряжению из Тобольска к этому имуществу была поставлена постоянная охрана. В конце 1922 г. назначили заведующего баком — комсомольца Змановского Федора Дорофеевича. В его подчинении и под его ответственностью находились сторожа, жилые строения и склады. Так продолжалось до 1924 г. Летом этого года бак и все строения разобрали и увезли в Усть-Каменогорск. А свободная площадка никем не использовалась до 1931 г.

Во время строительства города Ханты-Мансийска окружная власть предложила нескольким организациям срочно построить по одному помещению для санаторного отдыха детей в летнее время, что и было сделано. С этого времени место стали называть «У санатория».

Подготовил Валерий Белобородов

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика