Остяко-Вогульск в звуке. Крендель, клей из рогов и пропавшая могила

1937 год. Папа Римский Пий XI опубликовал энциклику «О безбожном коммунизме», в которой призвал к борьбе против коммунистов и запрещал католикам какое-либо сотрудничество с ними, германский легион «Кондор» в ходе многочасовой бомбардировки разрушил испанский город Гернику, под Нью-Йорком погибло 36 человек в результате катастрофы дирижабля «Гинденбург», начала свою работу первая дрейфующая экспедиция «Северный полюс». А что в это время происходило у нас, в далеком Остяко-Вогульске? Для этого давайте вновь перелистаем страницы окружной газеты.

В Советском Союзе раскручивается страшненький маховик репрессий, то и дело в прессе публикуют сообщения об аресте людей, которым еще вчера рукоплескала страна и чьи портреты висели во всех учреждениях. А широкая общественность, как водится, горячо приветствует самые людоедские решения партии и правительства:

«Объединенное партийное собрание коммунистов редакции окружной газеты «Остяко-Вогульская правда» и отделения госбанка, заслушав сообщение прокуратуры СССР об изменниках родине Тухачевском, Якире, Уборевиче и других, выражает негодование и презрение по адресу наглых шпионов, изменников родине, пытавшихся нанести ущерб мощи государства, нашей любимой Красной Армии. Собрание одобряет решение Верховного Суда о расстреле перешедших на сторону врагов пролетариата».

С не меньшим пылом граждане радовались узаконенному убийству своих коллег, соседей и друзей:

«С глубоким чувством негодования встретили трудящиеся Микояновского района сообщение о подлой подрывной деятельности врагов народа, орудовавших в Обьрыбтресте. 700 человек трудящихся района присутствовало на митингах, где обсуждался приговор суда над шайкой бандитов. Многочисленные митинги одобрили приговор суда».

Догадываетесь, каким был вердикт?

«23 сентября выездная сессия областного суда вынесла приговор по делу контрреволюционной группы вредителей Обьгосрыбтреста. Суд приговорил: к высшей мере социальной защиты — расстрелу — бандитов: Аверина, Галкина, Данилова, Соломина, Скороходова, Штван, Степанова и Широкова; к 10 годам изоляции и 5 годам поражения в правах Будницкого; Попов и Сухоруков приговорены к 8 годам изоляции и 5 годам поражения в правах каждый».

Хотите знать, кем были эти, с позволения сказать, бандиты? Данилов — заместитель управляющего трестом, Галкин — начальник планово-финансового сектора, Соломин — директор Самаровского рыбокомбината, Степанов — его заместитель, Широков — директор Тюменской сбытовой базы, Сухоруков — инспектор по качеству, Будницкий — директор Обьрыбпродснаба, Скороходов, Штван, Попов — простые экономисты…

Набирала обороты и антирелигиозная кампания, сообщения о ней все чаще напоминали сводки боевых действий:

«Председатель Базьяновского сельсовета Галкин решил не ссориться больше с богом, авось пригодится под старость. Но бог оказался упорным и злопамятным, а посему запросил у Галкина взятку. И чадо Галкин, не мудрствуя лукаво, решил: «продам-ка я почте здание избы-читальни». Решил и продал. А избу-читальню ликвидировал. Сильно возрадовался этому случаю поп Петухин. Учтя, что теперь некому вести культурно-просветительной и массово-политической работы на селе, поп принялся оживлять свою работу: начал понемножечку, потихонечку агитировать за срыв колхозного строительства».

И в ходе этой войны мог оказаться лишь один победитель. Планомерно и методично власть вытесняла церковь из деревни, города и самой души русского человека:

«Отсутствует культурно-массовая работа в Зенково. Сельсовет, в частности Костерин, замещающий председателя совета, не принимает действенных мер: клуб до сих пор не отремонтирован, избач Звягина бездельничает, а среди скучающей молодежи села участились случаи пьянки. Можно найти выход из положения и не ремонтируя старое здание клуба. В селе есть церковное здание, вполне подходящее для того, чтобы превратить его в хороший клуб. Но, оказывается, мать Костерина является церковным старостой и никак не отдает сыну ключей от церкви».

Как известно, свято место пусто не бывает, поэтому на божницу водрузили совсем другой лик:

«В книжный магазин Остяко-Вогульска поступили в продажу альбомы граммофонных пластинок с докладом товарища Сталина и речью товарища Молотова на 8-м Съезде Советов. Стоимость альбома 75 рублей. По заявкам трудящихся купленный альбом доставляется магазином на дом».

А какие еще товары предлагала покупателям местная торговая сеть? Оказывается, весьма разнообразные:

«Растет спрос на культурные товары, расширяется их ассортимент. В течение лета Остяко-Вогульский универмаг продал 80 велосипедов, в 4 раза больше прошлогоднего, 60 патефонов и 1 900 граммофонных пластинок. В текущем году в горпо завезено много детских игрушек. Общая стоимость этого товара доходит до 30 тысяч рублей. В магазинах можно купить ребенку заводные автомобиль, танк, прыгающую лягушку, курочку. Имеются также детские биллиарды. На складе артели инвалидов имеется в продаже крендель и сахарная сушка собственного изготовления. Торгующие организации, желающие приобрести крендель и сахарную сушку, должны обратиться в правление артели».

Как же все-таки хочется подержать в руках заводные автомобили образца 1937 года и попробовать крендели производства Самаровской артели инвалидов! Вприкуску к последним хорошо идут фрукты, о поставках которых тоже пеклись торгующие организации:

«На-днях Самаровская база райпотребсоюза получила 2 тонны 600 кг яблок, которые направляются по сельским кооперативам для продажи. Получило 4 тонны свежих яблок и Остяко-Вогульское горпо. Во многих магазинах поселка уже торгуют яблоками. Кроме того получено и продается несколько тонн луку».

Впрочем, наши предки не только завозили редкие на Севере плоды, но и предпринимали меры по их выращиванию на месте:

«Научный сотрудник тов. Локтик в 1937 г. впервые посадил на Самаровском опорном пункте Наркомзема стелящийся сад яблонь. Отдельные яблони достигли высоты уже более метра. В 1938 году яблони дадут первые цветы, а еще через год Остяко-Вогульский округ получит первый урожай яблок».

Помимо экзотических для того времени фруктов, доморощенные селекционеры вполне успешно выводили новые сорта других культур:

«Две хаты-лаборатории впервые в нашем округе организованы в колхозах Кондинского района. В хате-лаборатории колхоза им. 1 мая, Сатыгинского национального совета нынче были произведены сортоиспытания зерновых культур и колхоз снял в 1937 году от 29 до 39 центнеров ячменя с гектара и от 20 до 26 центнеров овса с гектара».

Вполне себе успешно велась и племенная работа, в которой были задействованы даже самые отдаленные территории:

«Для развития животноводства в колхозы округа в нынешнем году завозится 150 голов крупного рогатого племенного скота, исключительно молочной породы. Тагилки и шортгорны будут направлены в колхозы Березовского, Кондинского, Сургутского и Самаровского районов. В скором времени прибудут 150 свиней крупной белой английской породы, 50 из них — хряки-производители».

Результаты этой деятельности не замедлили сказаться на промышленном потенциале региона:

«В январе на территории Самаровского, Сургутского и Микояновского районов маслопромом будут пущены в эксплоатацию 4 маслозавода. В течение 1938 года эти заводы должны выдать до 5 тысяч пудов сливочного и топленого масла — первую партию масла Остяко-Вогульского производства».

Ну, а отведав пищи материальной, следует взалкать и пищи духовной, благо некоторые возможности к тому предоставлялись жителям. Правда, они не всегда оставались этим довольны:

«В кинотеатре Остяко-Вогульска никогда ни найти и ни почитать свежих газет и журналов. В фойе необходимо организовать читальню: поставить стол, положить на него газеты, журналы, шашки и шахматы, и при малых затратах средств культурный отдых для зрителей до начала киносеанса будет обеспечен. Летом желающие напиться могут выйти из здания кино и прогуляться до киоска. А зимой, в мороз? В фойе кинотеатра следует оборудовать небольшой буфет, чтобы в нем можно было напиться и купить конфект, печенья, папирос».

Кстати, в Остяко-Вогульске не только показывали, но и снимали кино:

«Новосибирская киностудия командировала на север Омской области кино-экспедицию для съемки учебного географического фильма. В составе кино-экспедиции: 2 режиссера, 2 оператора, 3 ассистента, 1 аспирант института кинематографии и 2 начальника съемочных групп. Фильм будет полнометражным. На экран он выйдет в 1938 году тиражом в несколько сот экземпляров, затем по заявкам школ страны будут разосланы по местам».

Жаль, что сейчас вряд ли удастся насладиться тем киноматериалом, что сняли в 37-м на территории округа. Это были бы уникальные кадры!

А сейчас мы перейдем к одной из многочисленных загадок истории нашего города:

«Остяко-Вогульский Окружком ВКП(б) и Окрисполком с глубоким прискорбием извещают трудящихся округа о смерти члена ВКП(б) товарища Меламед Семена Евсеевича, командированного ЦК ВКП(б) в Остяко-Вогульский округ на выборную кампанию. Смерть последовала 1 декабря 1937 года в пути следования из Остяко-Вогульска в Сургут. Гроб с телом тов. Меламед 18 декабря устанавливается в Доме народов Севера. Для прощания с покойным будет открыт свободный доступ к гробу с 10 часов утра до 1 часу дня. В 2 часа дня состоится вынос гроба и похороны на кладбище (вблизи Дома Советов)».

И вот здесь необходимо дать некоторые пояснения. 33-летний Семён Евсеевич Меламед прибыл к нам из Москвы для наблюдения и контроля за кампанией по выборам в Верховный Совет СССР. Случилась трагедия и Меламед неожиданно скончался. По каким-то причинам (возможно, чтобы не омрачать процесс выборов) тело несчастного не похоронят до окончания выборов. Лишь почти через 3 недели(!) в газете появится сообщение в траурной рамке о похоронах «на кладбище вблизи дома Советов».

Ничего не смущает в данной формулировке? Вот именно! На территории парка Бориса Лосева в 30-40 годы находились VIP-могилы как минимум трех человек — первого председателя окрисполкома Я.М. Рознина, начальника окротдела НКВД В.Ф. Куликова и инструктора ЦК ВКП(б) С.Е. Меламеда. Уже в 21 веке прах Куликова перезахоронили на городском кладбище, а вот судьба останков Рознина и Меламеда до сих пор покрыта мраком неизвестности…

В 30-е годы прославленные советские летчики вновь и вновь ставили рекорды по дальности и сложности авиаперелетов. Причем, их винтокрылые машины садились и на остяко-вогульскую землю, по крайней мере единожды:

«22 августа над поселком пролетел самолет, на котором Герой Советского Союза товарищ Головин совершает большой северный рейс по розыскам экипажа самолета тов. Леваневского. 30 августа Герои Советского Союза Головин и Слепнев на летающей лодке «Н-209» прилетели в Остяко-Вогульск. Они осмотрели школы, музей, библиотеку. Окрисполком устроил в честь Героев Советского Союза обед. На обеде товарищ Головин рассказал присутствующим о своем полете на Северный полюс во время экспедиции Шмидта. Товарищ Слепнев познакомил с мероприятиями партии и правительства, проводимыми в связи с поисками самолета Леваневского. Партийный и советский актив поселка отмечает исключительную скромность тт. Головина и Слепнева. В разговорах с товарищами, в кратких содержательных речах чувствуется скромность, украшающая большевиков».

Сигизмунд Александрович Леваневский — советский лётчик, совершивший в 30-х годах несколько дальних перелётов, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин», один из семерки первых Героев Советского Союза. Пропал в августе 1937 года на самолете ДБ-А с экипажем из шести человек в ходе перелета из Москвы через Северный полюс на Аляску. О судьбе его до сих пор ничего не известно.

Тем временем понемногу шло освоение воздушных дорог над матушкой-Югрой:

«Обская группа полярной авиации Главсевморпути с каждым годом обслуживает все большее количество трасс. В этом году самолеты перевозят грузы, почту и пассажиров по трассам Тюмень — Омск, Тюмень — Сале-Хард с остановками в Тобольске, Самарово, Березово. Сейчас на линии летают 8-местные самолеты «МП-1». С начала зимней навигации начнутся грузопассажирские рейсы самолета «Н-120», на котором летчик орденоносец т. Фарих совершил свой блестящий перелет вдоль Северного Ледовитого океана. Помимо этого, самолеты выполняют санитарную роль. Так, в начале 1937 года самолет доставил врача в Сосьвинскую культбазу для оказания срочной хирургической помощи».

Разворачивался процесс благоустройства окружного центра, хотя завершить его полностью удастся лишь в следующем веке. А пока еще продолжалась спорадическая борьба с болотами, оврагами, оползнями:

«В июле-августе в Остяко-Вогульске начнется осушка болота, находившегося вблизи общежития госбанка. После этого предполагается начать осушку второго болота около бани. Вся осушка болот будет проходить путем канализации».

А напоследок приведу текст еще одного примечательного сообщения:

«В редакцию поступило письмо от охотника Кремчера из Кондинска, о том, что им проведены опыты по выработке нового клея из лосиных рогов. Опыт выработки клея, доказывает, что этот клей лучше рыбьего и других. Оленеводческие совхозы нашей области ежегодно дают до 43 тонн рогов, из них можно вырабатывать до 8 тонн первосортного клея. Кроме того, из лосиных рогов можно делать роговую муку, значение которой для удобрения полей несомненно. Из этой же муки можно вырабатывать белила».

Пытливый ум сибиряка не давал ему скучать на печи…

Ну, вот и все на сегодня. Буду благодарен за обратную связь. Удачи!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика