Н. Надеждина
У нас часто говорят: скромность украшает человека. Вряд ли кто будет возражать против этого. Скромность является одним из высоких принципов нашей социалистической морали. Коммунистическая партия возложила на комсомол важную задачу: помогать партии воспитывать молодежь в духе коммунистической морали и нравственности.
С раннего возраста детям прививаются высокие моральные качества. В семье, в школе, в детском учреждении ребенка учат любить свою Родину, свой народ, приучают к величайшему благу на земле — труду. В самом раннем возрасте наши дети из книг и рассказов старших, в кино и театрах, из примеров повседневной жизни узнают, что такое смелость и умение преодолевать трудности. У юношей и девушек старшего возраста воспитывается и вырабатывается стремление к новому, лучшему и, самое главное, появляется критическая оценка к своим поступкам, иными словами, появляется скромность в оценке уже достигнутого.
Ясно, чтобы быть скромным, это прежде всего видеть перспективу своего движения, уметь без зазнайства оценивать собственные успехи и ясно представлять недостатки, чтобы своевременно устранять их. Скромный человек должен помнить и следовать словам великого русского ученого П.Н. Павлова, обращенным к молодежи: «…Никогда не думайте, что вы уже все знаете… не давайте гордыне овладеть вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее вы утратите меру объективности».
Сотни тысяч юношей и девушек нашей Родины работают в промышленности и сельском хозяйстве. Большинство из них пользуется заслуженной славой. Их имена широко известны в стране. Но успехи и достижения настоящего советского человека не кружат ему голову, не заставляют забывать. о главном — о том, что всеми этими достижениями он обязан не только себе, но в первую очередь Родине, партии, народу.
Немало передовых людей из числа молодежи работает и в нашем округе. Взять хотя бы лучшего лесовозчика Лорбинского лесопункта Урманного леспромхоза Степана Устинова; руководителя комсомольско-молодежного рыболовецкого звена колхоза «Путь Ленина» Микояновского района Ксению Юдину; секретаря комсомольской организации рыбартели им. Молотова (Новый Назым) Виктора Косачева, бригадира рыболовецкой бригады колхоза «Путь Ленина» Микояновского района Кирилла Киприянова. Заслужив своим трудом почет и уважение всего коллектива, они награждены Почетными грамотами окружкома, обкома ЦК ВЛКСМ. Многие лучшие рыбаки, лесозаготовители, отличники учебы являются комсомольскими вожаками и хорошими общественниками. И они не кичатся своими заслугами. Скромность — вот та ценная черта, которая присуща Устинову, Юдиной, Косачеву, Киприянову и многим их сверстникам.
К сожалению, имеется еще и много таких молодых людей, которые забывают о скромности — этом непременном качестве советского человека. Так, молодой педагог Геннадий Павлович Софронов после окончания учебного заведения получил назначение в Ханты-Мансийскую школу №4. Прибыв сюда, он тотчас же поставил перед дирекцией условие — предоставить ему квартиру, причем только… со всеми коммунальными удобствами(!?), а также ему столько учебных часов, сколько не имеет ни один преподаватель и что положено по плану. Никакие убеждения на тов. Софронова пока не действуют: он упрямо требует желаемого, отказавшись от предоставленной ему комнаты в коммунальном доме.
Большое доверие оказали комсомольцы Ханты-Мансийских ЦРММ Раисе Бутовой, избрав ее своим секретарем. Получилось однако так, что она истолковала доверие товарищей по своему. Выйдя замуж, Раиса решила, что комсомольскими делами теперь ей заниматься не обязательно: перестала считаться с коллективом, возомнила почему-то себя выше других. Все это привело к тому, что комсомольская организация ЦРММ стала работать значительно хуже.
О какой, хотя бы элементарной скромности и долге советского школьника можно говорить, обсуждая поступки семиклассника городской школы №6 Андрея Кузнецова? Этот пятнадцатилетий юноша позволяет себе такое, что ни в какой мере несовместимо с пребыванием в школе. Он не желает учиться, пьет вино, курит, участвует в драках и т.д. Правда, недостойное поведение Андрея обсуждалось на педсовете. Учителя пытались помочь ему осознать свои ошибки и стать на правильный путь. Но усилий одних только учителей оказалось недостаточно. А родители Андрея Кузнецова, всецело полагаясь на учителей и на школу, считают воспитание сына целом второстепенным. Факты неправильного поведения Андрея до сих пор остаются также незамеченными и комсомольской организацией школы.
А почему бы не обсудить горячо, по-комсомольски поступки Андрея Кузнецова или Юрия Звягина — бывшего учащегося 9 класса вечерней школы №2, который за участие в хулиганстве был задержан недавно органами милиции? Почему аморальные поступки таких, как Кузнецов и Звягин не вызывают в молодежных коллективах глубокого возмущения?
Ни в коем случае нельзя конечно, оставлять без внимания и не бороться и с так называемыми «мелочами» или «обыденными» грубостями, невежливостью, сквернословием молодежи и так далее. Надо помнить, что борьба со всякого рода «мелочами» в поведении, в быту — это борьба за общую культуру молодого человека. Да дело ведь еще не только в том, что некоторые юноши и девушки невежливы по отношению друг к другу, нетактичны с преподавателями и старшими, что отдельные Раи, Юры и Андрюши своим неправильным поведением противопоставляют себя коллективу и своим товарищам (ясно, что подобным фактам не должно быть места), а дело прежде всего еще в том, что они имеются в нашем обществе, в обществе людей, строящих коммунизм, сплоченных общим трудом, общими идеями. Поэтому и необходимо выступать смело и настойчиво, резко разоблачать «больших и малых» нарушителей, не желающих прислушиваться к окружающим их товарищам, презирающих тех, кто заботится о их же благополучии, чей труд обеспечивает им возможность учиться, отдыхать, пользоваться всеми правами граждан нашей социалистической Родины.
Долгом комсомольских организаций, родителей, учителей, долгом всей нашей общественности является воспитание молодежи в духе высоких моральных устоев, в духе коммунистической сознательности и культуры.
«Сталинская трибуна», 17 октября 1954 года