Жизнь, отданная революции

Г. Скрипунов

Остров Еловый, что стоит в шестидесяти километрах от Елизарово, густо порос березами да столетними елями. От времени обвалилась землянка-избушка Степана Ивановича Кайгородова, служившая убежищем политссыльному Арсению Никифорову, скрывавшемуся от колчаковских отрядов и белобандитов. Полвека прошло с того времени, как старые деревья, немые свидетели, слышали здесь удивительные мелодии романсов и «Марсельезы», которые Арсений Петрович исполнял на мандолине. Словно и сейчас звучит в вершинах елей песня без слов. В ней, как в легенде, повествуется о горячих выступлениях коммуниста среди рыбаков и звероловов, звавшего их на борьбу с царизмом…

Пожелтевший сборник воспоминаний о гражданской войне на Севере, изданный под редакцией секретаря Березовского уездного комитета ВКП(б) Г. Виноградова в 1924 году. В нем в числе погибших в Елизаровой волости значится: «Никифоров Арсений Петрович. Коммунист. Русский. Проживал в селе Елизарово. Занимался звероловством и рыболовством. В 1921 году уезжал в Тюмень, где вступил в отряд красноармейцев, сформированный Лопаревым. Через Пелым и Шаим шел с отрядом на Конду, с Конды — 12 суток на юрты Лорба Елизаровской волости, где был убит во время боя. Бандитская пуля попала в сердце. Схоронен в Елизарово». Вот и все, что тогда было известно об Арсении Петровиче.

…Газета «Известия», орган Тюменско-Тобольского губернского комитета РКП(б), от 24 мая 1921 года в короткой корреспонденции «Еще одна жертва» писала: «В сегодняшний день телеграф принес печальное известно: на далеком Севере в бою с бандитами при наступлении убит проявивший неслыханную храбрость тов. Никифоров…»

Это последние слова истории одной жизни. Но у нее есть начало.

В Твери на улице Семенова (ныне Каляева) в семье прачки Ульяны Дмитриевны Никифоровой родился Арсений. Суровым было его детство. Отец рано скончался, и четверо детей жили на гроши, зарабатываемые матерью. Старшим был Арсений. Он-то и стал первым помощником в доме, нянчил Леньку и Наташку.

Первым учителем Арсения была его мать. Вечерами садились они возле лампы за кухонным столом и складывали слова… Сын все пристальнее разглядывал натруженные руки матери, покрытое сеткой морщин лицо, и в душе у него вспыхивала тревога за мать, до боли щемило сердце.

Иногда, оставив работу на кухне, Ульяна Дмитриевна прислушивалась к звукам мандолины. Арся играл удивительно чисто, улыбка озаряла лицо матери, теплели карие глаза.

Когда Арсению исполнилось 12 лет, мать отдала его на обучение в полковой оркестр. Талантливый подросток вскоре оставил позади не только своих сверстников, но даже юношей. Шло время, и Арсений все чаще и чаще задумывался над несправедливостью жизни, все громче, открыто выражал недовольство. Не все нравилось полковому начальству из высказываний Арсения. Тринадцатилетнего музыканта за крамолу однажды избили розгами так, что он попал в госпиталь.

Не покорился юноша полковому начальству и поступил учеником в духовой оркестр вольнопожарного общества в Твери.

Девятнадцатилетним Арсений уехал в Москву с твердым намерением учиться. Работал в оркестре ресторана «Яр» и готовился к поступлению в филармоническое училище. Выдержав экстерном экзамены за восемь классов гимназии, сдал и другой — в училище.

Революционное брожение в 1905 году проникает и в среду музыкантов. В училище начинают петь новые песни, они пришлись Арсению по душе, а потом юноша стал членом одного из политических кружков, распространял политическую литературу.

— В октябре 1908 года, — вспоминает сестра Арсения Наталья Петровна Никифорова, — когда он был уже на третьем курсе, в Тверь пришла тревожная телеграмма: Арсений арестован. Горе особенно тяжело переживала наша мать. Прибывший из Москвы товарищ Арсюши сообщил, что брата моего обвиняют в подготовке взрыва Бутырской тюрьмы с целью освобождения политзаключенных. И хотя прямых улик против него не было, «неблагонадежного музыканта» выслали из Москвы в далекую Тобольскую губернию.

— Арсений Петрович в числе других политссыльных прибыл в Елизарово в январе 1909 года, — вспоминает старожил с. Елизарово Василий Евдокимович Шаламов, — и жил здесь до 1921 года. Он многим из нас открыл глаза на правду своими рассказами о революции 1905 года, о неизбежном свержении царя. Вместе с ним в отряде Лопарева я совершил поход из Тюмени до Лорбы через Пелым, Гари, Конду. В лорбинском бою наш отряд в 54 человека разгромил белобандитов, численно превосходящих нас в десять раз. Являясь комиссаром Второго северного красноармейского добровольческого отряда под командованием П.И. Лопарева, Арсений Петрович был душой отряда, отважным и храбрым. Таким запомнился мне он на всю жизнь.

— Наш отряд был сформирован 14 марта 1921 года. Командиром его был П.И. Лопарев, политруком А.П. Никифоров. Он геройски погиб в лорбинском бою, — говорит командир взвода 2-го северного добровольческого отряда М.М. Скосырев…

Жена Арсения Петровича Филицата Лазаревна Никифорова некоторое время жила в с. Елизарово, была членом партии. По доносу в 1920 году ее арестовали бандиты и увезли в Тобольск, а затем заточили в Александровский централ близ Иркутска. После освобождения Иркутска Красной Армией Филицата Лазаревна приезжала в Елизарово, но Никифорова в живых уже не было. Она посетила могилу супруга, а затем уехала в Москву.

Еще раньше по вызову Арсения Петровича приезжал брат его Александр. По звериным тропам не раз он доставлял в урман брату продукты. Отряд белобандитов арестовал Александра, требовал показать дорогу к Арсению Петровичу. «Расстреливайте меня, но брата я не выдам», — твердо заявил Александр. Простреленного тремя пулями Александра полуживого утопили в проруби. Холодные воды протоки Берендиной стали ему могилой.

Трудящиеся округа свято хранят память об Арсении Петровиче Никифорове. В южной части Ханты-Мансийска именем его названа улица.

На левобережье Оби, у устья Шального омута, на гражданском кладбище с. Елизарово, огороженном деревянной оградкой, стоит обелиск — памятник политруку Второго северного добровольческого отряда, погибшему в лорбинском бою Арсению Петровичу Никифорову. Благодарные жители села и учащиеся Елизаровской восьмилетней школы приносят на могилу цветы.

с. Елизарово Ханты-Мансийского района

«Ленинская правда», 27 ноября 1968 года

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика