Житель деревни Тюли Самаровского района Владимир Алексеевич Манин отслужил действительную, работал старшим бухгалтером треста «Мельстрой». Незадолго до войны женился, ждали первого ребенка…
В августе 1941 года Владимира призвали в армию, и вскоре жена — Нина Лаврентьевна — получила от него первое письмо. Затем второе, третье… Эти простые солдатские письма-треугольнички Нина Лаврентьевна хранит как самую дорогую семейную реликвию…
Ноябрь 1941 года:
«Здравствуй, Нина! Нахожусь в Томском артиллерийском училище… Милая, хорошая! Ты не представляешь, как я по тебе скучаю. Если будет у нас сын, назови его Юркой или Геннадием. Жаль, что ребенок родится без меня…»
Апрель 1942 года:
«…Получил твою телеграмму о рождении дочери Нелли. Спасибо тебе, Нина! Теперь твоя задача сохранить себя и дочь. Ты — мать, Нина, а я — отец! Жаль, что я не с вами. Эх, война проклятая…»
Август 1942 года:
«…Нахожусь на Западном фронте в артиллерийской части. Далеко мы друг от друга, но врага бьем вместе… Нина! Я часто вспоминаю нашу разлуку: пароход отходит от берега, а ты машешь мне белым платочком и плачешь. Пароход уже прошел устье Конды, а ты все стоишь на берегу. И тогда я сказал мысленно: береги себя и нашего будущего ребенка! Ждите меня, и я обязательно вернусь!
Сообщаю, что не один фашистский захватчик нашел свою могилу на нашей земле от наших снарядов. Но и наших бойцов полегло, немало…
Нина! Пиши как можно чаще. Я очень рад твоим письмам, будто дома побываю…»
Сентябрь 1942 года:
«Нина, получил от тебя долгожданное письмо. Сколько было радости, когда на тетрадном листке увидел обвод ручки и ножки своей дочурки. Если бы я находился дома, все свои свободные минуты уделял бы вам, мои родные… Дорогая моя, любимая! Сегодня у нас дует холодный северный ветер, и я подумал, что дует он из наших мест… Если бы ты знала, как я ненавижу фашистов! Ведь они посягнули на самое священное — на Родину, на наше с тобой счастье!»
Февраль 1943 года:
«…Скоро 8-е марта. С женским праздником вас, милые Нина и Нелли Владимировна! Счастливой вам жизни! А уж мы постараемся завоевать ее для вас. Не посчитай, Нина, за красивую фразу, но смысл моей жизни теперь в том, чтобы бить и бить фашистскую погань. Теперь мы научились бить врага. Отогнали немцев, отвоевали несколько деревень. Получил боевую награду…».
В ноябре 1943 года Нина Лаврентьевна Манина получила письмо от командира части, в которой служил Владимир:
«Ваш муж Владимир Манин погиб в боях за столицу Украины 5 ноября 1943 года. Он похоронен в селе Ново-Петровцы, что в 12 километрах от Киева. Он был лучшим командиром части. Орден Отечественной войны и личные вещи высланы родителям. Нина! Не падайте духом — войны без потерь не бывает!».
«Ленинская правда», 1 сентября 1988 года