Кавалер ордена Ленина

Н. Михальчук

Через окно, разрисованное причудливыми морозными узорами, Андрейка долго смотрел, как ребятишки-односельчане с сумками через плечо возвращались из школы. Они как будто назло подолгу барахтались на снегу около дома Трениных. У Андрея до боли щемило сердце и так обидно было за свою судьбу, что слезы невольно навертывались на глаза. Он перебирал в памяти те дни, когда был вместе с ними, сидел за одной партой, читал, писал… Какое страстное желание было учиться! Почему отец не понял его, не пожалел, когда он горькими слезами заливался, умоляя оставить его в школе…

— Ты, что, гимназист, в окошко уставился, — раскрыв неожиданно дверь, грозно сказал отец, — сколько прикажете ждать, ваше сокородие? — Язвительно звучал голос его, — А ну-ка побыстрее, пешню с сачком в руки и — бегом на реку! Я те выбью антилегенские замашки!

Шумно стукнула дверь, и последние слова глухо донеслись откуда-то со двора.

Трудовая жизнь Андрея Тренина началась, когда ему едва минуло девять лет. Шли годы. Юный рыбак все больше втягивался в работу, познавал особенности рыбного промысла, разгадывал тайны подводного мира, внимательно прислушивался к совету старших и вскоре стал мастером своего дела. Подростком брали его на зиму опытные промысловики из деревни Тренина в Тобольском районе и уходили к далеким глубинным водоемам Севера. Вели подледный лов рыбы в Карыме и Шугуре Кондинского района, выезжали и в другие места. За сотни километров от родного дома уходил Андрей на зиму.

В тридцатых годах вся семья Трениных переехала из-под Тобольска в Октябрьский район Ханты-Мансийского округа. Андрей не стал долго раздумывать, буквально на второй день по прибытии на место, пошел в бригаду гослова, которую возглавлял Игнатий Наумович Слободчиков, и предложил свои услуги. Опытный бригадир хитро посмотрел на подростка:

— А не заплачешь, если в шторм попадешь? — разглядывая невод, говорил бригадир. — Больно фигура-то у тебя неказистая, в чем душа-то только держится. У рыбака грудь должна быть колесом, да и нервы, того — железные!

Самолюбие Андрея было затронуто не в меру. Он хотел ответить что-то дерзкое, но сдержался и, считая разговор оконченным, собрался уходить. Бригадир понял обиду парня и в знак согласия небрежно проговорил:

— Ладно, приходи завтра, испытаем, что ты за птаха.

Хотя прием не предвещал ничего доброго, Андрей раньше всех пришел к месту сбора.

Дружно собиралась бригада, слышались шутки, смех. Бригадир отдал последнее распоряжение, и лодки тронулись. Андрей сидел на веслах, напрягая все мускулы, греб без передышки. Вскоре почувствовалась усталость, больно стучало в висках, но он не подавал вида. Да и на месте промысла четко выполнял обязанности, не отставал от других, хотя силенки в первый день основательно иссякли. Так же напряженно он работал и в последующее время. Бригадир уже не смотрел на новичка так косо, как в первое время, и Андрей понял, что испытания идут нормально. Он не только усердно выполнял поручения, но внимательно присматривался к методам лова на большой реке и даже пытался иногда советовать, ввести что-нибудь новое в конструкцию орудий промысла. Долгое время однотетивные сети считали малоэффективными. Да это так и было. Поставят сетку там, где течение сильнее, и нижняя часть ее всплывает на верх. Понятно, что никакого улова не получалось. А когда Андрей предложил сделать тетиву и внизу, дело сразу изменилось. Бригадиру все это приходилось по душе. И однажды, пригласив к себе Андрея, он начал издалека:

— Парень ты башковитый, расторопный. Смекалку имеешь и струнка хозяйская есть. Пора тебе, пожалуй, в звеньевые переходить.

Такого оборота дела Андрей не ожидал и наотрез отказался. Но бригадир твердо стоял на своем. И Андрей согласился, четыре года руководил маленьким коллективом. А в 1935 году, когда уже в совершенстве знал все особенности промысла на Севере, он был назначен бригадиром. 22 года Андрей Андреевич был во главе бригады! За время работы в рыбной промышленности на его счету значится выловленной и сданной рыбы государству более 40 тысяч центнеров. А сколько воспитано замечательных производственников, мастеров своего дела!

Родина по достоинству оценила труд Андрея Андреевича Тренина. Указом Президиума Верховного Совета СССР в начале апреля этого года он удостоен высокой правительственной награды — орденом Ленина.

Ветеран рыбного промысла от души благодарит партию и Советское правительство за постоянную заботу о простых людях и дал слово трудиться на благо любимой Отчизны, не жалея своих сил.

«Ленинская правда», 22 апреля 1958 года

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика