Фото: Андрей Рябов, Дмитрий Сотников
…Их называют по-разному: «черными копателями», старателями, а до революции именовали еще и «хищниками». Эти люди добывают чужое золото.
Только кажется, что в тайге укромно и пустынно, на самом деле тайга тысячеглаза и прозрачна для знающего человека. Лишь вчера тайком, крадучись ушли в горы двое копателей, намереваясь по-тихому нарыть себе толику золотишка на участке, арендованном «Сосьвапромгеологией». Однако болтливые сороки тут же принесли о них весть кому следует и вот уже наша «мотолыга» рычит на горячем следу.
На одном из поворотов зоркий взгляд Андреева замечает свежие спилы деревьев на краю леса – не иначе, где-то рядом лагерь «зеленых братьев».
А вот и они сами – не услышав рева вездехода из-за шума горной речки, двое старателей уселись за старым бульдозером попить чайку и вот – здравствуйте, я ваша тетя!
Растерянные «промысловики» не успели спрятать ничего из своего оборудования, в том числе остался лежать и дорогой металлодетектор. По мнению специалистов, стоимость такого высокоточного приборчика колеблется возле 200 тысяч рублей.
Видно, что мужички утомились, пока крушили ломом сланцевую щетку – природную ловушку для золота. По их словам, их накануне забросили сюда на ГАЗ-66 «добрые люди» из Саранпауля, а сами они намеревались лишь изучить обстановку и по заказу некоего знакомого проверить наличие золота для возможной аренды участка в будущем. И вообще они уже совсем было собрались покидать этот район, щас вот чай допьют – и уйдут восвояси.
Представители «Сосьвапромгеологии» сделали им на месте строгое внушение и изъяли металлодетектор, который впоследствии передали в полицию. Старателей задерживать не стали, несмотря на все признаки нарушения ими российских законов – на это у Андреева нет прав. Поэтому буквально через несколько минут злоумышленники растворились в тайге, оставив на берегу кружку с недопитым чаем…
А мы двинулись вдоль речки дальше – туда, где стоял памятник человеческой глупости в виде бульдозера «Комацу». В прошлом году некие особо одаренные преступники свистнули его с отдаленного прииска, долго гнали в горы, чтобы затем использовать для спуска воды из отстойников либо для разламывания сланцевых щеток. Но не рассчитали и завязли в мягком отвале, навечно разместив бульдозер в интерьере ущелья.
Но на этом наши встречи с различными «хитрушками» полукриминального люда, стремящегося в горы за легкими деньгами, не закончились. Накануне рабочие с участка Трофимова наткнулись неподалеку от базы, буквально в нескольких ста метрах, на захоронку «черных копателей».
Хорошая такая захоронка, основательная. В комплект входят мощный снегоход «Ямаха», на нартах – полный джентльменский набор «хищника»: генератор, «проходнушка», насос, ведро дрожжей. Чтобы скрасить серость рабочих будней, старатели постоянно ставят бражку, используя вместо сахара ягоду, которую здесь можно собирать тоннами.
Кстати, после нашего возвращения Андреев в сопровождении сотрудников полиции вновь выехал на Нярта-Ю, где они официально оприходовали находку и вывезли ее в Саранпауль. Сейчас идет поиск хозяев этого оборудования.
Работники «Сосьвапромгеологии» уже много лет борются с «черными копателями», орудующими на их участках. Оно и понятно: предприятие, например, идет на большие расходы, забрасывая в горы технику, которая готовит будущий золотоносный участок к разработке и снимает верхний слой земли. И тут же появляются «хищники» с хорошими металлодетекторами, которые позволяют точечно обнаруживать самородки, и тем самым воруют чужое добро.
Как-то один из них в процессе разговора с Андреевым разоткровенничался:
— Мы копали золото до тебя, копаем сейчас и будем копать после. Не советую тебе, начальник, с нами ссориться…
Но этого начальника запугать трудно, если он поставил перед собой задачу, то он ее обязательно выполнит. Андреев крепко стоит на ногах и знает цену многим вещам, чего, кстати, нельзя сказать о старателях. Однажды оленеводы-манси, каславшие высоко в горах, рассказали, как к ним вышло тощее оборванное человекообразное существо и дрожащим голосом принялось умолять продать ему мяса. За… пригоршню самородков. Манси, конечно, мяса ему просто так дали – зачем оленеводам золото? Оно им без надобности.
По возвращению в Саранпауль я отправился за комментариями по поводу деятельности «черных копателей» к старшему участковому уполномоченному капитану полиции Максиму Беляеву.
Работы у него предостаточно, учитывая, что по штату в поселке должно быть пять полицейских, а сегодня в наличии лишь трое. А в Саранпауле почти три тысячи жителей, да как на грех — то стрельба с трупом, то поножовщина. Накануне Беляев вернулся из тайги – вместе с МЧСниками искал в районе Хальмерью «потеряшку». Там на одном из приисков рабочий поругался с коллегами и ушел домой – напрямки, через Урал. Я ж говорю – люди здесь простые и решительные…
Максим рассказал, что давно и безуспешно пытается бороться с копателями, только толку от этого – чуть. Чтобы прочесать эти места, понадобится несколько горнострелковых дивизий. Можно было бы облететь долины на вертолете, но учитывая протяженность маршрутов, на оплату услуг перевозчиков ушел бы годовой бюджет всего российского МВД.
— Единственный выход – брать под контроль вывоз золота за пределы поселка. Только как? Рейс до Приобья вообще не контролируется полицией, можно провезти что угодно, — сетует полицейский. – Я множество раз сообщал об этом в район, но пока решить его не удается.
Участковый сидит за столом, заваленным текущими бумагами, в углу стоят вещдоки – старенькая лопата, лом, которым жулики срывали замок с лавчонки, деревянный брусок и кем-то простреленный сапог. Под окном бродит чья-то лошадь. Максим перехватывает мой взгляд и улыбается:
— А вот я собираюсь уходить из полиции. Мне нравится служба, но хочется иметь нормальный нормированный день, чтобы тебя не дергали по ночам и в выходные. Я ведь из-за этого уже дважды разводился, третий раз не хочу…
Вообще у меня сложилось впечатление, что государственная власть как-то не особенно рвется бороться с «черными копателями». С одной стороны частная нелицензированная разработка недр в стране запрещена, а золото является стратегическим металлом. С другой – надо же бедным крестьянам чем-то жить, пусть себе моют потихоньку. К тому же выловить их в горах попросту нереально.
Только вот свято место пусто не бывает и если государство не хочет контролировать какой-то процесс, то на него со временем наложат лапу другие. Например, криминал. Или представители радикальных экстремистских организаций, нуждающихся в финансировании. По оценкам знающих людей, через один только Саранпауль за сезон может уходить «налево» около 20 килограммов золота. Однако, овчинка стоит выделки, не так ли?
…На этом я буду завершать описание своего «саранпаульского анабасиса». Увы, не удалось написать о многих забавных и нелепых случаях, ставших украшением нашего путешествия. Например, о том, как на вершине очередной горы обнаружилось, что нет воды в системе охлаждения, а до ближайшего ручья – пара километров почти отвесного спуска, а потом – подъема с полными ведрами.
Или о том, когда по закону подлости в самом неудобном для разворота месте ровно в полночь у нас слетела гусеница и мы до утра натягивали ее на катки. Было весело.
Или… Впрочем, хватит, пора и честь знать. Во всяком случае, уважаемые читатели, поверьте – эти несколько дней в горах стали одним из ярчайших впечатлений в моей жизни. И если вам выпадет шанс попасть сюда – не раздумывайте, приезжайте! Где вы еще встретите такие красивые восходы, где еще попьете такой чистой воды, где вдохнете такого воздуха, напоенного ароматами цветущих альпийских лугов!
А самое главное, где вы еще встретите такого вот баламута Леху-оленевода, способного разбудить часов в пять утра человека, младше себя по возрасту, чтобы искренне заверить его:
— Батя, не боись, сделаем все красиво!
Мысль на тему “Золотые люди. Хищники”
94 году работал в артели дедок напарник устанавливали шоу говорил возмешь грам потянет на килограм а на большой земле паподешься пойдешь сдавать скупщикам .