«Райская жизнь» бабы Клавы

Фото автора

Именно такими словами характеризует сегодняшний день баба Клава: «Щас не жизнь, а рай!» Только врагу не пожелаешь пройти такой путь, какой выпал на долю Клавдии Николаевны Ратушной из поселка Кедровый Ханты-Мансийского района…

Маленькая щупленькая бабушка настороженно смотрит на меня выцветшими уставшими глазами: чего, мол, явился – не запылился? Кстати, пыль и баба Клава – вещи несовместные. Глядя на идеальную чистоту в этом домике, ни за что не скажешь, что его хозяйке стукнуло восемьдесят четыре годика. Она шустро управляется и по своему хозяйству, и окружающим – жителям поселка Кедровый Ханты-Мансийского района — спуску не дает.

— Етить твою налево, молодые, а живут как – грязь, мусор! Робить никто не хочет, то суббота у них, то воскресенье, то праздник какой! Что, говорят, мы не имеем права отдохнуть? Сами вроде картошку копают, а у них лопата в землю не лезет – все травой позаросло!

Сама баба Клава с малых лет хлебнула лиха. Родилась в Аромашевском районе Тюменской области, росла без матери, попала в детдом. Когда подросла, стала в нем же работать. А потом, во время войны, пришлось устраиваться на лесозаготовки.

— Замуж вышла, робятишки пошли один за другим. Фельдшеров в тайге тогда не было, роды принимала бабка-повитуха из Ягурьяха. Об игрушках тогда и помыслить не могли, дочка плачет, а занять ее нечем. Так я перед ней зеркало ставила – она станет в него посмотрится, глядишь, и успокоится.

Там же, в тайге, вскоре осталась баба Клава одна с четырьмя малыми ребятишками. Муж нашел себе другую женщину и исчез без следа где-то на стройках народного хозяйства…

И Клавдия Николаевна взвалила на себя весь неподъемный семейный воз. У нее, вдосталь вкусившей «прелестей» детдомовской жизни, и мысли не возникало о том, чтобы пристроить своих малышей на государственные хлеба. С утра до ночи ломила на производстве, а с ночи до утра – на своем подворье, лишь пару лет назад перестала держать корову. Много лет работала пекарем – это при ее отнюдь не богатырском телосложении!

За всю свою жизнь ни разу не была в отпуске баба Клава, больницу посетила единожды. Объяснение у нее простое:

— Не люблю я ходить по докторам да начальникам!

И вправду – не любит. Не просит она ничего ни у государства, ни у односельчан, ни даже у многочисленных потомков. В Кедровом живут у нее сын и дочь, еще двое детей — в Хабаровске и в Магадане. Растут шестеро внуков, есть правнуки. И для всех у бабы Клавы найдется когда доброе слово, а когда и крепкое словцо – чтобы не забывали правильную дорогу в жизни.

Бабушка до сих пор обладает активной жизненной позицией:

— Тут в «Давай поженимся» деушка сурприз жениху показывала. Вышла на сцену — ой, блин! — а на ней две тряпочки и две веревочки надето! Стыдобища! И куда Гузеиха смотрит?! А я в войну однажды не смогла в лес на заготовки выехать – на себя неча одеть было. Так ведь мне за то присудили шесть месяцев штраф платить! Ой, как вспомнишь все это…

…Вроде бы ничем не провинился я перед бабой Клавой, а уходил я от нее с чувством стыда. Почему-то неловко было перед этой маленькой сухонькой труженицей.

Почему, не знаете?

2014

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика