«Дело Кадета»: без вины виноватый

Фото автора

Самое опасное в России – это оказаться крайним, без вины виноватым, козлом отпущения. Когда на «самом верху» отдается команда «найти и наказать», то исполняется она немедля, вне зависимости от того, заслуживает ли человек этой кары. Чиновнику нужно лишь отрапортовать об исполнении, все остальное неважно. Главное – прокукарекать, а там хоть не рассветай…

Дан приказ ему – на Запад

2000-2001 годы ознаменовались «восстановлением конституционного порядка» в мятежной Чечне. Тогда никто из военных или милицейских чинов особо не заботился о том, чтобы закрыть «грязные пятна», навести лоск, создать имидж, соблюсти видимость и т.д. Был простой и понятный приказ – «мочить» террористов, вахаббитов, бандитов. Их и мочили, наплевав на международные пакты, конвенции, авторитетные мнения. Без сантиментов и соплей.

Да, при этом лилось немало лишней, а то и невинной крови. Были, чего греха таить, со стороны федералов незаконные задержания, пытки, расстрелы пленных – как на любой другой войне в истории человечества. Такова уж наша природа – от запаха крови быстро сходит с души тонкий налет цивилизации.

К 2002 году чеченский пожар стал стихать. Армия и милиция сделали свое дело: часть двуногих зверей удалось перестрелять, часть – приручить. Изменилась и ситуация на международной арене, России пришлось считаться с воплями господ из Госдепа США, ООН, СЕ, ОБСЕ и т.д.

И вот тогда на очередной кремлевской «планерке» кто-то из небожителей вскользь заметил, что неплохо бы организовать парочку показательных процессов и продемонстрировать, как российская власть избавляется от «оборотней в погонах», обижавших «мирных чеченских граждан». И чуть ли не на следующий день родились «дело Буданова» и «дело Кадета»…

Фантомас разбушевался

Тень полковника Буданова, Царство ему Небесное, мы тревожить не будем. Гораздо интереснее вспомнить судьбу нашего земляка, нижневартовца Сергея Лапина. Стараниями прокуратуры и «демократической» прессы он превратился в этакого монстра-садиста, перед завтраком поднимавшего на дыбу несчастных чеченских крестьян, а после обеда преследовавшего светил отечественной журналистики. Этакая помесь Мухтара, Ганнибала Лектера и Фантомаса…

О его деле впервые рассказала стране журналистка «Новой газеты» Анна Политковская, пусть земля ей будет пухом. О мертвых не принято говорить плохо, но нельзя обойти молчанием то нагромождение ошибок, нелепиц и домыслов, которыми изобиловали статьи Анны. К сожалению.

Судя по ее публикациям, в Грозном ни с того ни с сего был схвачен злыми «хантами» невинный юноша Мурдалов. «Ханты» — именно так ничтоже сумняшеяся Анна называла всех сотрудников милиции из Ханты-Мансийского округа, служивших в Чечне. По ее словам, в то время на Кавказе не было никого страшнее югорских правоохранителей, едва ли не живьем съедавших бедных несчастных чеченцев. Кстати, когда в 2002-м году я в окружной газете «Новости Югры» выступил в защиту наших земляков-милиционеров, госпожа Политковская прислала мне гневное письмо с обещаниями новых разоблачений. Потом, видимо, передумала или запамятовала.

Но вернемся к нашему Мурдалову. Попав в «застенки» «хантов», он сразу же подвергся жесточайшим пыткам. «Северные волки» из врожденного садизма мучили чеченского юношу, а потом казнили. Тело его вывезли в неизвестном направлении и где-то закопали. А главным издевателем, как выяснила Анна, был некий «омоновец» Кадет…

Мой дядя – самых честных правил…

И прокуратура возбудила уголовное дело по факту исчезновения Мурдалова. И очень активно принялась его расследовать. Почему? Во-первых, была такая «установка сверху». Понадобился показательный процесс, который продемонстрировал бы абсолютную честность и непредвзятость российской Фемиды. Во-вторых, ходили упорные слухи, что дядя пропавшего студента занимал один из высших постов в прокуратуре Чеченской республики.

Масла в огонь добавила «Новая газета», разразившаяся очередными публикациями. Оказывается, пока шло дело, Анна Политковская по электронной почте получила письмо с угрозами, которое было подписано — «Кадет». Значит, югорский Ганнибал Лектер вот-вот выйдет на кровавую охоту – теперь уже за журналисткой. Поэтому Анну срочно вывезли за пределы России и обеспечили охрану. Эх, лучше бы ее охраняли десять лет спустя – и от совсем других людей…

На этой истерической волне «дело Кадета» было рассмотрено достаточно быстро. Его осложняло только отсутствие тела Мурдалова, которое впоследствии так и не нашли. Но ведь был задержанный? Был. Исчез из «застенков»? Исчез. Вот и впаяли Лапину 11 лет…

Октябрьский временный

А что же на самом деле произошло 2-3 января 2001 года в Грозном? Рассказывают об этом люди в погонах скупо и в основном нецензурно.

Мурдалова задержали по его собственной глупости. Оказывается, он наладил успешный бизнес, меняя «дурь» на оружие и боеприпасы у солдат-«срочников» из близлежащей комендатуры. Но утром 2 января он ошибся и подошел с «деловым предложением» не к «воякам», а к нашим омоновцам. Ну, те его и «приняли». На вполне законных основаниях.

Как положено, доставили в Октябрьский временный отдел внутренних дел, нашли понятых, изъяли у задержанного около 400 граммов «травки» — частью в пакете, частью в бумажных «корабликах». На допросе «бедный студент» говорил много разного. Например, о дяде-прокуроре и большой партии наркотиков, которую он готов был сдать.

Я не знаю, что дальше произошло с Мурдаловым. Судя по официальным документам, на следующий день его отпустили, выведя за ворота отдела. По словам оперов, он попросту выторговал себе свободу – в обмен на информацию о системе поставки наркотиков. Куда он делся потом? Может быть, ушел в горы к боевикам. Может быть, богатые и влиятельные родственники отправили его греть кости, скажем, в Саудовскую Аравию. Вариантов – множество.

А вот несколько чеченцев, содержавшихся в тот момент в ВОВД, утверждают, что милиционеры подвергли барыгу избиениям, а потом, чтобы скрыть следы преступления, куда-то увезли и убили. Вот только доказательств тому нет. Как нет и тела Мурдалова. Почти все так называемые свидетели, давшие показания против Лапина, в последующем получили большие сроки – до 20 лет, ведь среди них были бандиты, убийцы, накоторговцы. Каждый уважающий себя преступник сделает все, чтобы как-то нагадить любому сотруднику правоохранительных органов – таков уж у них волчий менталитет.

В то же время я допускаю, что у кого-то из служивших на тот момент в Октябрьском ВОВД могли отказать тормоза и он сам решил наказать наркодилера. И не могу его в том винить – я не поднимался под пулями в атаку и не хоронил боевых товарищей. Не мне и не вам, уважаемые читатели, судить ребят, прошедших войну.

SONY DSC

Я беседовал с десятками милиционеров, служивших в Чечне, — оперативниками, штабными, участковыми, «омоновцами», мужиками из СОБРа. Все они в один голос рассказывали о многочисленных случаях, когда даже задержанные ими с оружием в руках боевики через несколько дней оказывались на свободе. Невыносимо было видеть вчерашнего бандита, с циничной улыбкой заявлявшего:

— Я теперь чист перед законом, мне все долги списали. А ты, русский, вечером с базы лучше не выходи. У нас опасно…

На войне нервы сдают у каждого. Особенно если учесть, что за время ведения боевых действий на территории Северного Кавказа погиб 141 наш земляк.

Вот только я на сто процентов уверен, что Лапин к исчезновению Мурдалова абсолютно непричастен. Вся вина этого молодого «опера», никогда не служившего в ОМОНе, заключалась в том, что в тот злосчастный день он был дежурным оперативником и именно его подпись стоит в документах по регистрации Мурдалова. А еще по своей молодости (на тот момент ему едва перевалило за 20), он сделал себе «особую примету» — выбрил на затылке свой позывной «Кадет». Естественно, его и запомнили чеченцы. Вот за эти «подписи» ему и впаяли срок…

SONY DSC

Вместо эпилога

Зачем я пишу этот материал? Может, лучше не тревожить тени минувшего, не сдувать пыль со скелетов в шкафу, ведь так проще и безопаснее?

Все дело в том, что правоохранительные органы Чеченской Республики до сих пор расследуют старые уголовные дела времен войны. И до сих пор пытаются найти виноватых, в том числе среди сотрудников силовых структур Ханты-Мансийского округа. До сих пор приходят запросы с требованием предоставить данные на ребят, служивших на Кавказе, многим из них звонят представители силовых структур Чеченской Республики с предложением «приехать в Грозный и подписать бумажку». И даже предлагают оплатить проезд. В одну сторону…

Свежи в памяти события годичной давности, когда чеченские «правоохранители» буквально похитили хантымансийца Сергея Захарова, ехавшего с семьей в отпуск. За то, что оказался не в то время и не в том месте. Три месяца его держали в Грозном, и лишь благодаря вмешательству правительства Югры и лично губернатора Натальи Комаровой он смог вернуться домой.

Парадокс: все боевики, сложившие оружие, давным-давно получили прощение и живут припеваючи. Милиционеры, проливавшие кровь на Кавказе, по-прежнему находятся под дамокловым мечом российской подслеповатой Фемиды.

Сергей Лапин сидит за решеткой вот уже семь лет, так и не понимая, за что. Это — справедливо?

2012

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика