Его музой стала природа Югры

Валентина Патранова

16 января 1949 года окружная газета «Сталинская трибуна» опубликовала заметку: «На днях ученик 7 «Б» класса Ханты-Мансийской средней школы Юра Гордеев подарил окружному музею собранную им коллекцию яиц 64 разных птиц, которые водятся в нашем округе, а также коллекцию денежных знаков. Кроме того, Юра принес в музей изготовленную им модель пассажирского парохода. Юра очень интересуется природой своего края и неплохо знает ее. Учащиеся школ округа должны последовать примеру юного краеведа».

С годами Юра Гордеев превратился в Юрия Ивановича, он стал постоянным автором рубрики «Заметки фенолога» в окружной газете. С его легкой руки природный парк на территории Ханты-Мансийска получил название «Самаровский чугас», а сам он стал заслуженным экологом Югры, известным на весь округ натуралистом, орнитологом. В нынешнем году Юрию Ивановичу исполнилось бы 85 лет – он ушел из жизни в 2008 году. Невозможно было не откликнуться на юбилей этого незаурядного человека, который беззаветно любил и всесторонне, как биолог и краевед, изучал свой родной край.

Мы обратились с просьбой рассказать о нем тех, кто был лично знаком с Юрием Ивановичем и кто прикоснулся к его наследию уже после его ухода из жизни. Портрет, на наш взгляд, получился объемный…

Марина КОЧАНЕНКО, сотрудник Государственного архива Югры:

– Я не была лично знакома с Юрием Ивановичем Гордеевым, но в архиве имеется его фонд, а это 83 единицы хранения: автобиография, дневники наблюдений, отчеты о поездках по районам округа, газетные вырезки, дипломная работа, рукописи… Вчитываясь в эти документы, зримо представляешь себе образ человека, бесконечно преданного любимому делу. Юрий Иванович Гордеев – коренной сибиряк, родился в 1932 году в селе Белогорье, вскоре семья переехала в Остяко-Вогульск, в 1940 году отца перевели в Березово, именно здесь у Юрия пробудился интерес к окружающей природе.

Вот как он отразил это в автобиографии: «Осенью 1944 года, когда учился в четвертом классе, я сломал ногу и долго был в гипсе. Лежа в постели, читал многотомное издание А. Брэма «Жизнь животных». Своим описанием и красочностью меня привлекли птицы, за которыми, находясь дома, начал наблюдать в окно. В 1947 году я прочитал книгу К. Арсеньева «Дерсу Узала», обратил внимание, что путешественники обязательно ведут записи и дорожат записными книжками. Это натолкнуло меня на мысль самому записывать все интересное из жизни птиц. Так 2 февраля 1947 года появилась первая запись в самодельной, с жестяными корочками записной книжке».

В 1958 году Ю. Гордеев окончил Ленинградский университет, работал в окружном краеведческом музее. Через пять лет перешел в санэпидемстанцию.

Надежда КОРИКОВА, старший научный сотрудник Музея Природы и Человека:

– Я познакомилась с Юрием Ивановичем в 1982 году, когда пришла работать на станцию юных натуралистов, с которой он сотрудничал, хотя и продолжал работать в санэпидемстанции. В это время Гордеев занимался изучением растений, флоры округа – по заказу директора изготовил тематический гербарий. Этим гербарием мы постоянно пользовались во время слета «Юных друзей природы». С директором станции Людмилой Антиповой они разработали на одном из его маршрутов экологическую тропу для юннатов, первую в городе! Впоследствии, она была использована для обустройства тропы в природном парке «Самаровский чугас». Моя подруга, орнитолог, восхищалась книгой Гордеева «Птицы тайги» – первой и пока единственной популярной книгой о птицах в Югре.

В 1987 году Юрий Иванович вышел на пенсию. Он собирался с женой уехать на Украину в город Конотоп, где купил кооперативную квартиру. Мы встретились с ним и за неделю прошли по его фенологическим маршрутам. С собой у меня был блокнот, который я до сих пор бережно храню, – сюда я записывала все, о чем рассказывал Юрий Иванович.

Когда развалился Советский Союз, Гордеев переехал в Тюмень, он часто приезжал в Ханты-Мансийск, встречался с нами и продолжал исследования, в эти годы он написал статьи о грибах, насекомых, изготовил по этой тематике фотоальбомы. Он был исследователем и популяризатором природы, автором научных статей, книг – уже упоминаемой книги «Птицы тайги», сборника «От морозов до морозов», подготовил четырехтомный труд «Флора округа» – 458 страниц машинописного текста с фотографиями, где собраны данные о 1 421 виде растений. Гордеев – автор статей и фото на тему биологии для энциклопедий Ханты-Мансийского округа и Тюменской области, книги «Самаровский чугас – остров древних кедров». Кстати, придуманное им название книги стало основанием для переименования природного парка «Ханты-Мансийские холмы» в «Самаровский чугас». Все места отдыха в этом природном парке построены на его маршрутах.

Он был из породы шестидесятников, человеком, увлеченным и увлекающим других, его научное наследие огромно, но, к сожалению, многое так и осталось в рукописях. Хочется верить, что наступит время для переиздания его книг, которые уже стали библиографической редкостью, и для издания его рукописей.

Валентина ТУРОВИНИНА, хранитель археологических коллекций Музея Природы и Человека:

– Когда Юрий Гордеев в 1958 году поступил на работу в музей в качестве единственного научного сотрудника, он в летнее время ежегодно выезжал в длительные командировки для изучения природы края – в Кондинский (1959 год), Березовский (1960, 1962), Сургутский и Нижневартовский (1961), Ханты-Мансийский (1963) районы. Научной общественности Юрий Иванович больше известен как орнитолог, но его научные интересы также простирались на ботанику, древнюю историю края.

В ходе своих научных экспедиций он собирал археологический материал. Вот отрывок из его отчета «По Конде»: «По литературным данным мне было известно, что в Леушах находится городище. По описаниям, оно располагается на месте, где сейчас кладбище. Когда подходили к кладбищу, то уже в откосах у дороги увидели несколько черепков. В могильных выбросах тоже попадались черепки, они были под бугром на берегу и во рву. Все эти находки говорили о том, что когда-то здесь была стоянка древних людей…» Итог – Гордеев собрал 461 археологический предмет. В 1960 году он побывал на городище Няксимволь в Березовском районе, привез фрагменты керамики, изделия из кости и камня, всего 37 единиц. Свой интерес к природе и истории родного края Юрий Иванович сохранил до последних дней. В памяти коллег он остался как натуралист, фотограф и неутомимый исследователь просторов Югры.

Алексей МОСЕЕВСКИЙ, научный сотрудник, хранитель биологической коллекции Музея Природы и Человека:

– С Юрием Ивановичем я познакомился в детстве, в моей памяти он остался человеком с фотоаппаратом, который постоянно фотографировал виды природы. Когда меня назначили директором станции юных натуралистов, мы стали с ним сотрудничать, он предоставлял фотографии, рассказывал о птицах, растениях, помогал в организации экскурсий. Однажды весной предложил обойти окрестности Ханты-Мансийска, и я убедился в его уникальной памяти. Он знал все о насекомых, птицах, растениях, деревьях, открыл для меня мир грибов, при этом не всегда показывал детям краснокнижные виды растений из боязни, что могут вытоптать. У нас было много совместных экскурсий, и каждая открывала что-то новое в окружающей природе.

Юрий Иванович давал нам уроки фотосъемки – как лучше фотографировать растения, живые объекты. Поражала его кропотливость в работе, внимание к мельчайшим деталям, он подписывал фотографии только тушью, каллиграфическим почерком. Гербарии оформлял по всем правилам: то, как он засушивал, располагал растения, как приклеивал, выдавало в нем последователя старой школы биологов.

Андрей Бородин, старший научный сотрудник отдела природы Музея Природы и Человека:

– Я познакомился с Юрием Ивановичем в 1998 году, когда перешел из школы на работу в музей. Он, приезжая в Ханты-Мансийск, приходил сюда, передавал материалы, фотоальбомы. Как раз в это время музей приобрел фотоаппарат, и я стал его осваивать, в этом деле мне помогал Юрий Иванович. В один из своих приездов он решил показать свои маршруты в окрестностях города. Меня сильно впечатлил уровень его знаний, и я подумал: вот таким должен быть учитель биологии в школе, как бы это увеличило процент увлеченных детей.

Маршрутами Гордеева я пользовался долго, но с развитием города какие-то из них изменились, а какие-то и вовсе исчезли. Сотрудники Музея Природы и Человека гордятся тем, что Юрий Иванович Гордеев был с нашим музеем все эти годы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика