Нумто. Часть первая, обывательско-позитивная

Трое суток провели журналисты окружных СМИ в гостях у жителей одного из самых отдаленных и колоритных национальных поселков Югры – Нумто Белоярского района. Сегодня мы начинаем публиковать отчет о встречах с хорошими людьми и незабываемых впечатлениях, которые подарила эта поездка…
…Цивилизация закончилась на одной из ДНС «Сургутнефтегаза». Делегация, состоявшая из журналистов и представителей интеллигенции коренных малочисленных народов Севера, стала шустро менять «окраску». Вместо норковых шуб и дубленок из сумок были извлечены малицы, сахи, теплые комбинезоны, кисы и валенки. Оно и понятно – вместо комфортабельного автобуса нас ждали два десятка стареньких снегоходов с нартами и два трудяги-вездехода ГТТ. До места нашего назначения было еще сорок километров заснеженной и практически бездорожной тайги.

Уже в полной темноте добрались до Нумто. Выкарабкался я из кабины «гэтэтэшки», взглянул вверх — и вмиг почувствовал себя маленькой букашкой. На меня буквально рухнула необозримая, подавляющая своим величием Вселенная. Столько ярких и крупных звезд не доводилось видеть нигде и никогда. Звезды удивленно таращили свои огромные глаза на кучку незваных гостей, явившихся во все еще первозданный мир почти Крайнего Севера… 

Забегая вперед, похвастаюсь, что только здесь я, родившийся и проживший в Сибири почти 44 года, впервые увидел северное сияние. Дух захватывает при виде этого роскошного, величественного, поистине космического действия. С ним не сравнятся представления цирка дю Солей, Копперфильда, Киркорова и Жириновского вместе взятых. Это просто надо видеть…
«Белому человеку» всегда хочется полной ложкой «хапнуть экзотики». Стоит ли удивляться, что при выборе места ночлега журналисты «Югра-Информ», ТРК «Югра» и «Югории» остановились на брезентовом чуме, который в числе семи других установили в полукилометре от поселка. Мы напились чаю, улеглись на дощатый пол, пожелали спокойной ночи гостеприимным хозяевам и уснули.

Проснулся я в кромешной темноте от жуткого холода, открыл глаза и с недоумением уставился в звездное небо. Мешковину в центре чума оторвало порывом ветра, на скрюченные фигуры коллег падал снег, дырявая печка давно погасла… До утра пришлось стоять на ногах и «кормить» очаг дровами, чтобы нежные журналистские организмы не окочурились на морозе. В ту ночь, оказывается, было минус двадцать пять…

На снимке: вот так в Югре спит цвет местной журналистики…

Утром все улицы Нумто (числом две) испытывали непривычный для себя ажиотаж. Во всех направлениях сновали «Бураны» и оленьи упряжки, на которых красовались отчаянные смуглые наездники, сверху раздавался рокот вертолетов. Высаживался десант ямальских друзей, среди которых был и Сергей Харючи, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В поселке должна была пройти встреча родов коренных народов Севера и совместный обряд на озере Нумто.

На священный остров, находящийся посреди озера, запрещено ступать представительницам слабого пола старше десяти лет. Поэтому «Бураны» унесли по льду мужчин, а женщины-журналистки остались в поселке и завистливо смотрели нам вслед. Лихость «наездников», гордо восседающих за рулем, вызывает уважение. И внутренний трепет – буквально во всем организме, сотрясаемом на ухабах. Забавно было наблюдать за коллегами, которые регулярно вываливались на поворотах из нарт, а потом долго бежали вслед за снегоходами… 

Вот и священный остров, залитый светом слепящего мартовского солнышка. Повсюду на деревьях развеваются лоскутки, платки, ленточки – подношения местных жителей своим божествам. Мы, приезжие, стараемся излишне не любопытствовать и не раздражать – ни духов, ни аборигенов. Мы здесь всего лишь гости…

А хозяева тем временем сноровисто готовились к обряду, разжигали костер, подвезли семь жертвенных оленей. Последние безропотно ждали своей участи. С точки зрения испорченного цивилизацией обывателя их, конечно, жалко. Но кто мы такие, чтобы судить о «правильности» обычая, которого придерживались сотни поколений ханты и ненцев? Какое имеем право лезть в чужой монастырь со своей моралью?

Не буду я описывать сам обряд поклонения божествам аборигенов. Достаточно сказать, что рокот бубна, камлание шамана, гортанные крики участников создавали неповторимую и таинственную атмосферу. А когда над толпой вдруг показалась пара хрипло каркающих воронов и взвихрилась метель, то по спине предательски скользнули мурашки. Нас предупредили, что если во время заклания поднимется ветер или пойдет снег, значит, жертва благосклонно принята духами… 

Затем мы все дружно упали на нарты и понеслись в поселок (о, мои многострадальные ягодицы!). Здесь начинался праздник – песни и танцы, борьба на поясах и палках, метание тынзяна и состязания по бегу. Приподнятое настроение собравшихся не могли испортить ни старенькая хрипящая аудиоаппаратура, ни пронизывающий ледяной ветер. Столько искреннего смеха и столько довольных лиц не встретишь в Ханты-Мансийске на каком-нибудь дорогущем шикарном шоу. Местные жители были действительно счастливы… 
Третий день нашего пребывания в Нумто ознаменовался «межнациональной» свадьбой. Законным браком сочетались ямальский гость, ненец Сергей Пяк и Алина Тэвлина — коренная ханты, жительница Сургутского района. Конечно, многое выглядело непривычно: украшенный лентами и яркими платками «Буран», игравший роль «представительского лимузина», «поезд жениха» на оленьих упряжках, торжественный осмотр приданого, «куча мала» с участием всех родных и знакомых во время «войны» за невесту. Было весело, шумно и суматошно. Дай Бог вам, Сергей и Алина, счастья и здоровых ребятишек! 
Все было замечательно в эти три дня. Местные жители оказались приветливыми, погода – бодрящей, программа – насыщенной, экзотика – очень экзотичной. Вот только организация работы с журналистами была ниже всякой критики. За пятнадцать лет работы в СМИ я подобного отношения к нам не припомню. Достаточно сказать, что за четыре дня поездки нас целенаправленно и организовано покормили… один-единственный раз, в столовой на ДНС «Сургутнефтегаза». 
О нас попросту забыли, поэтому пишущая и снимающая братия перешла на «подножный корм», питаясь милостью действительно гостеприимных жителей Нумто, чистейшим таежным воздухом и товарами из тамошнего сельпо – тушенкой по 95 рэ и «дошираком» по 45… То же самое можно сказать о размещении — наотрез отказавшись больше мерзнуть ночью в чумах, капризные «смишники» оккупировали местный клуб, ФАП и почту, вповалку устраиваясь на полу. 
Впрочем, этот экстрим лишь оказался той «перчинкой», которая добавляет нужной остроты впечатлениям. Если бы мы оказались там полностью счастливыми, то могли бы и перебраться в Нумто на постоянное место жительства… 
Вот только не стоит думать, что повседневное бытие аборигенов светло, безоблачно и похоже на пастораль. Серьезных проблем у ханты и лесных ненцев предостаточно, но о них мы расскажем в продолжение темы. А пока еще в Нумто идет праздник… 

2012

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика