Спецпоселение Нерга

Отрывок из воспоминаний Н. Н. Стоматовой (Лаишевцевой)

«Весной, в 1932 году, их перевезли в Нергу, и там начался страшный голод. От непосильного труда и голода люди умирали. В 1932 году умер мой дед Семён Степанович. Ему было 52 года. В это же лето умер и младший брат отца Антон.

Семья Лаишивцевых

Мама рассказывала: «Они копали целину. Дали всем по метру в ширину. Дед отставал. Они оставляли ему всё меньше и меньше. Он не мог копать и шириной в одну лопату. Положили лопаты, и пошли в лодку. Антон его оставил в лодке и бегал, смотрел, жив он или нет. Дед дожил до вечера. А вечером мама кормила его с ложки, он не мог держать даже ложку, у него не разгибались руки. Он плакал : «До чего я дожил, ты, Таечка, уже с ложки меня кормишь». Вскоре дед умер, мама была дома одна.

Семья Лаишевцевых. Фото из архива Стоматовой Н. Н.

В это лето отравились отец и его брат Антон. Они поехали на рыбалку. С берега их окликнули знакомые, они тоже рыбачили, и бросили им в лодку три корня, сказав, что корни очень вкусные, походят на морковь. Отец съел один большой, а брат два маленьких корешка. Через некоторое время почувствовали себя плохо.

Наташа Лаишевцева

Когда возвращались, увидели, что женщина уже мертва, а мужчина стоит, держась за дерево, и пинает её. Когда вернулись домой, отец сказал маме, что они отравились, а те, которые дали им корни, уже мёртвые. Мама стала отпаивать отца молоком. И все жители Нерги, у которых были коровы, отпаивали молоком. А брат, ему было всего 16-17 лет, не пил молоко, сжав зубы, когда его пытались напоить.

Лаишевцев Николай

Потом его стало ломать, трясти, отбрасывало от пола на полметра, поворачивало вверх ногами, так его ломало и бросало, он становился не управляемым и диким. Увезли его в больницу, в Берёзово, он умер через неделю. Похоронен в Берёзово. А отец выжил, но страдал от этого отравления всю жизнь, не мог ни есть нормально, ни спать. Когда засыпал, его так же начинало ломать и выворачивать руки. Он, чтобы не волновать маму, уходил на чердак и там работал всю ночь, делал топорище или ручки к ножам, то есть занимался, чтобы руки его слушались».

Гриша, Фая, Лаишевцева Таисия Яковлевна, Валентин, Лаишевцева Палагея Ивановна

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика