Назар Силович Худяков

Е.В. Башарина

…Судьбы соотечественников во многом схожи. Моя семья не исключение. В годы политических репрессий мой прадед (дедушка мамы) Худяков Сила Николаевич выступал за сохранение церкви в селе Реполово. 20 июня 1932 года бедняцкое собрание Реполово постановило: считать С.Н. Худякова кулаком, эксплуататором чужого труда, просить сельсовет о лишении его избирательных прав и наложении твердого задания.

В 1933 году Худяковых раскулачили. Забрали все: дом, скот, мебель, хозяйственную утварь, а самое главное, что кормило семью в любое время года — рыбацкие снасти. Павлу Васильевну (мою бабушку) с тремя детьми (Галиной, Андреем, Тамарой) выслали в Остяко-Вогульск, где ее приютила одна семья. Первое время они жили в русской бане, а Назара Силовича Худякова (моего деда) оставили на принудительные работы. Со временем ему разрешили переехать в Самарово, и устроиться рыбаком в сельпо, у него в последнее время и жил Сила Николаевич, изредка наведываясь в Реполово.

Глубоко верующий человек, он любил ходить в церковь, но в Самарово храм к этому времени уже снесли, а в Реполово закрыли и сняли колокола. Церковь в Реполово, по воспоминаниям старожилов, была деревянная, с куполами, стояла на берегу реки и имела богатое внутреннее убранство. На праздники сюда съезжались крестьяне из ближних сел. Сила Николаевич в этой церкви крестился и венчался и очень болезненно воспринял ее закрытие.

Все репрессируемые делились на две категории. К первой категории относятся все наиболее враждебные (кулаки, антисоветские элементы). Они подлежали немедленному аресту и, по рассмотрении их дел к расстрелу. Ко второй категории причислялись все остальные менее активные, но все же враждебные элементы. Они подлежали аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из них, заключению на те же сроки в тюрьмы. Кроме категорий, были установлены расстрельные лимиты для всех республик и областей.

Для Омской области, в состав которой тогда входили нынешняя Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, цифры: по первой категории — 1000 и по второй – 2500 человек. В Омске для проведения операции по уничтожению вражеских элементов был назначен майор госбезопасности Горбач. Омскую область разделили на семь оперативных расстрельных секторов: Омск, Тюмень, Тобольск, Ишим, Тара, Остяко-Вогульск, Салехард.

Вот какие факты и цифры сообщает исследователь Александр Петрушин в статье о 1937 годе: «1 августа 1937 года Горбач доложил Ежову: «Первоначальными цифрами, представленными вам бывшим начальником Управления НКВД Салынь, намечалось к изъятию по 1-й категории 479 человек. Проведенной стахановской работой арестовано по 1-й категории 3008 человек. Операция в отдельных районах продолжается. Пока не затронуты Ямало-Ненецкий и Остяко-Вогульский округа, где операция будет проведена по беглому русскому кулацкому элементу, осевшему в населенных пунктах вдоль реки Оби. К коренному кулацкому активу, проживающему в непроходимой в летнее время тундре, считаю целесообразней провести операцию зимой, когда болота замерзнут, и будет возможность проезда».

Через 15 дней в Москву ушла очередная телеграмма: «Наркому Внутренних дел тов. Ежову. По состоянию на 13 августа по Омской области арестовано 5444 человека: Прошу дать указание по моему письму N 365 относительно увеличения лимита 1-й категории до 8 тысяч человек. Горбач». На телеграмме рукой Сталина помечено: «Т. Ежову. За увеличение лимита до 9 тысяч. И. Сталин». В Омске была создана Тройка, которую возглавил Горбач. Кроме него, в ее составе были первый секретарь Булатов и председатель облисполкома Евстигнеев, заменивший на посту председателя облисполкома арестованного Кондратьева. Дмитрий Булатов успел подписать один расстрельный список, прежде чем его самого арестовали. Горбач пробыл в Омске меньше месяца — его перевели в Новосибирск, где в 1937-м расстреляли 12876 человек. В январе следующего года Горбачу по его ходатайству добавили еще тысячу человек по первой категории. Но в мае он отбыл из Новосибирска во Владивосток, где расстрелянный лимит увеличили на 15 тысяч. Итого, только Горбач перевыполнил план по расстрелам в Омской области, Западно — Сибирском и Дальне-Восточном краях на 31800 человек. Самого Горбача в итоге тоже расстреляли.

4 августа 1937 года в Реполово были арестованы Петр Шаламов, Татьяна Сургутскова, Иван и Леонид Копыловы, Николай Петров, Пелагея Пономарева, Михаил Зольканин, а через 11 дней эта же участь постигла Силу Худякова. В обвинительном заключении о Силе Николаевиче Худякове сказано: «обвиняется в том, что был активистом контрреволюционной группы церковников, принимал активное участие в контрреволюционных сборищах, где выступал открыто и призывал население к вооруженному свержению советской власти, высказывал свои террористические настроения против руководителей советской власти».

В «Книге расстрелянных» (составитель Гольдберг Р.С.), мартирологе погибших от руки НКВД в годы большого террора, содержится справка о том, что Худяков Сила Николаевич, 1872г.р., уроженец с. Реполово. Рыбак. Арестован 16.8.1937г. Осужден «тройкой» Омского УНКВД 31.8.1937г. Расстрелян в 19.9.1937г.
После этого страшного события семья воссоединилась и Худяковы старались хоть как-то наладить свою жизнь в Остяко-Вогульске.
20.07.1939 года деда приняли на работу в Самаровский Рыбпродснаб в качестве рыбака, где он самоотверженно трудился, пока не был уволен 20.08.1942 по мобилизации в ряды РККА (рабоче-крестьянской красной Армии).
О том, что вместе с дедом в годы войны работал его сын, свидетельствуют письма Андрея Назаровича Худякова. Вот что он пишет: «Во время войны с 1941 по 1945 годы я работал напарником с папой каждое лето. В 1941, когда началась война, мы с папой ловили рыбу, не выходя из лодки, т.к. кругом была вода, самое большое наводнение. Спали тоже в лодке, костер разводили на пнях, торчащих из воды» (Андрею к началу войны не было и 11 лет.) В другие годы, кроме 1943, когда папа был в трудовой армии, всегда была изнурительная работа летом по 3 месяца (в каникулы) и зимой каждое воскресенье.
В домашнем архиве хранится трудовая книжка деда – Худякова Назара Силовича, 1903 года рождения, профессия — рыбак, в разделе «Сведения о работе» за 22 года всего 8 записей, а в них судьба, судьба на первый взгляд обычного советского человека, а по большому счету – судьба советского народа, многострадального, но не сломившегося, сильного, но с израненной душой, вырванного с корнями из родных мест, но тщательно хранившего русские традиции.

Война… Страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого. Детство и война слились в единое целое для мальчишек и девчонок. Эти ребята тоже стали солдатами, солдатами трудового фронта. Все свои сипы они отдавали труду.
Что заставило Худякова Андрея работать наравне со взрослыми? Он хотел внести свой вклад в дело Победы? Или это было мужское желание помочь семье, где к тому времени росли 4 сестры? Ответ прост. В семье Худяковых все с малых лет были приучены к труду и трудились на совесть. «Когда это работа, то она остается в памяти навсегда», — писал А.Н.Худяков своей младшей сестре (моей маме) спустя полвека после войны.
09.09.1943 года врачебно-трудовая экспертная комиссия при Каменск-Уральском отделе соцобеспечения после освидетельствования присвоила вторую группу инвалидности рядовому Н.С. Худякову и 08.10.1943 года вручила свидетельство об освобождении от воинской обязанности.
Через месяц с небольшим — 15.11.1943 года Назара Силовича зачислили штатным рыбаком на Черемховский рыбный промысел, где 12 лет он добросовестно выполнял план по добыче рыбы на 110%, 158%, 186%, 200%, о чем свидетельствуют «Сведения о поощрениях и награждениях», а также выписки из приказов о премировании знатного рыбака.
Весной 1945 года в Ханты-Мансийске состоялось совещание по итогам работы рыбной промышленности за 1944 год, где докладчик – Председатель Окрисполкома А.Комаров в качестве положительного примера привел опыт работы рыбака Ханты-Мансийского горрыбкопа Худякова, который за сутки добывал по 300 килограммов рыбы.
20.01.1946 года А.Комаров от имени Президиума Верховного совета СССР Н.С.Худякова наградил медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.»
Выписка из приказа №29 от 01.06.1948 года: «знатного рыбака рыбного промысла Худякова Назара Силовича за хорошие успехи в рыбном деле, за честное сознательное отношение к делу в борьбе за выполнение пятилетнего плана в четыре года, свои годовые обязательства — план 3200 кг выполнил на 01.06.1948 в количестве 3670,5 кг или на 114,7%. За его доблестный труд премировать в сумме 500 рублей».
08.04.1956 по состоянию здоровья Назар Силович на месяц прервал трудовую деятельность, но уже 14.05.1956 был принят штатным рыбаком в Самаровский Райрыболовпотребсоюз заготовительной конторы.
14.05.1958 откомандирован в распоряжение ОРСа пристани Самарово в качестве рыбака на условиях расчета за рыбу. Назар Силович исправно платил профсоюзные взносы с 1946 года (в этот год родилась моя мама). А 01.04.1960 получил новый профсоюзный билет профсоюза рабочих морского и речного флота.
В течение всей трудовой деятельности Назар Силович трудился не просто добросовестно, а старался выполнить и перевыполнить план, о чем свидетельствуют многочисленные записи и выписки из приказов о поощрениях.
30.04.1960 года Худяков Сила Николаевич был реабилитирован. И в этот же день его сыну — Назару Силовичу объявили благодарность за работу к празднику мира и труда – Первомаю. Последняя благодарность была объявлена деду 05.11.1960 года, скорее всего к очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, последствия которой лишили его всего – отца, родительского дома, искалечили судьбу…
И только Богу известно сколько сил понадобилось этому человеку, чтобы на новом месте выстроить свой дом, воспитать шестерых детей, продолжать жить достойно, не пуститься во все тяжкие, а оставаться прилежным семьянином, великим тружеником и славным сыном своего Отечества.
Сухая запись в трудовой книжке выполнена 25.02.1961. На основании приказа №17 от 13.02.1961 в связи с преждевременной смертью работника ОРСа из списков личного состава исключить.
Вот так была поставлена точка в профессиональной деятельности знатного рыбака, сына кулака и врага народа, без вины виноватого, который не затаил зло на существующий строй, а своим самоотверженным трудом изо дня в день доказывал свою преданность Родине, многострадальному народу, сохранил верность делу отца и не запятнал его гордое имя, и на долгие годы стал примером во всем для своих детей и внуков.
И совсем неслучайно уже в 21 веке 13 ноября 2014 года о нем в газете «Новости Югры» в разделе «Имя Югра: Личность» в рубрике «Забытые имена» вышла статья Валентины Патрановой «Я духом не пал. Власть и обидела, и отметила». В этом материале автор рассказывает о нелегкой судьбе семьи Худяковых, лишившихся избирательных прав, обреченных на выполнение нереального, непосильного «твердого задания», о чудовищных годах коллективизации и тяжелом труде, о бесконечной надежде и вере в справедливость. Заканчивается статья так: «Таких, как Назар Худяков, незаметных героев сталинских пятилеток, в округе были сотни, но их помнят разве что в семьях. Мы тоже сделали попытку напомнить о них, скромных и в то же время упорных борцах за свое доброе имя. Парадокс: в истории остаются имена не тех, кто громче всех «разоблачал», а тех, кого «разоблачали». Назар Худяков – один из них.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика