Страницы истории поселка Белый Яр

Г.А. Курган, п. Белый Яр. Фото из архива РОМЦ Сургутского района

Из уст в уста передаются воспоминания о том, что ещё до прихода русских на месте Белого Яра было хантыйское поселение. Пришлым людям приглянулся этот участок земли на высоком берегу Оби, который русские (как утверждают старожилы) назвали по цвету песка на берегу – Белый Яр и коренному населению пришлось покинуть насиженное место. Последним родное поселение покидал шаман, который, уходя, сказал: «Не будет вам здесь счастья – кто душой прикипит к этому месту, тот и умрёт».

Но не суждено было сбыться проклятию шамана. Это доказала сама история. Белый Яр стоял на очень выгодном судоходном месте, поэтому было принято решение построить пристань, которую так и назвали – Белоярская. На берегу, вблизи пристани, соорудили купеческие и казённые торговые амбары, четыре жилых дома. В 1879 году была открыта метеорологическая станция третьего разряда. В 1893 году рядом с Белым Яром был открыт водомерный пост. Два человека выезжали на лодке на середину Оби и замеряли, на сколько метров поднялась вода на данный момент, после чего делались выводы о надвигающемся половодье или спаде воды в реке.

К 1900 году в живописном месте стояло уже 10 домов. Жителям Белого Яра тогда повезло – на пристань протянули семикилометровую телефонную линию. Это решение было принято из-за того, что Белоярская пристань имела не только местное значение. Через неё проходили пароходы, курсирующие от Тюмени до Барнаула, другого сообщения между Сургутом и «большой землёй» тогда не было. В летнее время на пристани собиралось довольно много людей. Иногда пассажирам, грузополучателям или отправителям приходилось ждать транспорт по неделе и более – это понятно, судоходство было несовершенным.

С трёх сторон деревню окружали тайга и болота, а с четвёртой – река. Природа давала белоярцам всё необходимое питание. Остяцкий живец – так называли белоярское место, считался самым рыбным во всей округе, был он богат различными видами рыбы; тайга кормила ягодами, грибами, а ещё давала животную пищу. Помимо этого, сами люди выращивали на своих огородах, находящихся около дома, картофель, лук, зелень (в основном лук и укроп), горох. Они держали коров, свиней, овец, кур – поэтому у белоярцев всегда было молоко и свежее мясо.

С XIX века в Сургуте проходили ярмарки, на которых белоярцам удавалось подзаработать немного денег, продавая собранные дикоросы и рыбу.

Первая буржуазная революция на жителях Белого Яра никак не отразилась, но после 1917 года всё изменилось, впрочем, как и по всей России. Хотя в нашей деревне становление советской власти прошло не так болезненно, как, к примеру, в Тундрино. Не было массовых убийств, всё обошлось без большого кровопролития. Правда, в 1970-х годах, когда началось строительство посёлка Снежный и дач, люди находили в земле пряжки от солдатских ремней. Можно предположить, что боевые действия близ Белого Яра всё же велись.

В 1921 году на Белом Яру, впрочем, как и в Сургуте, после кулацко-эсеровского мятежа и его разгрома, была установлена советская власть. Началась коллективизация. В 1930 году деревня Белый Яр появилась на официальной карте Сургутского уезда. А уже в 1931 году на Белом Яру была создана рыбартель, которая дала возможность белоярцам за своё любимое занятие – ловлю рыбы – получать деньги.

Следующим этапом развития деревни стало образование колхоза «Путь Ворошилова», первым председателем которого был Лаврентий Кондаков. «Работали в колхозе взрослые, а дети помогали родителям в домашнем хозяйстве. На тот момент во дворах у белоярцев было много живности: коровы, свиньи, овцы, куры…» (Из воспоминаний М.Л. Медведевой, прожившей в посёлке 69 лет, с самого рождения).

В 1940 году в деревне произошло большое событие – открылась первая начальная школа, единственным учителем в которой стал Анатолий Иванович Темакин – 19-летний юноша. Именно он давал малышам необходимые знания по арифметике и грамматике. После окончания четвёртого класса перед ребятами вставал выбор – продолжать ходить в среднюю школу, которая находилась в Сургуте (в районе нынешней ул. Гагарина), причем, ходили в школу пешком через сор вдоль берега, или идти работать в колхоз. Конечно, были те, кто решал учиться дальше, но большинство подростков выбирали второе.

В 1940-х годах в деревне Белый Яр проживало уже около 20-25 семей, и единственным средством к существованию для них была работа в колхозе «Путь Ворошилова». В те годы управленцем в деревне являлся тот человек, который стоял во главе колхоза. В домах у белоярцев стояли самые необходимые вещи: стол, несколько стульев, топчан и печь, причем все было сделано своими руками.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. О ней жители Белого Яра узнали через несколько дней из газеты «Шоп-шой». Эта новость потрясла всю деревню: на войну сразу ушли 11 добровольцев. «Были трудные проводы, но люди не падали духом, некоторые даже пели, а один мужчина ушёл на фронт прямо со своей гармошкой…» (Из воспоминаний М.Л. Медведевой).

Домой из первых одиннадцати добровольцев никто так и не вернулся, на них пришли похоронки. Позже из деревни на фронт ушли все мужчины. Остались лишь старики, женщины и дети, заменившие отцов, братьев, мужей, приближая час Победы своими трудовыми делами.

Трудные это были годы для белоярцев. Женщины становились рыбачками, лесорубами, подростки – охотниками. Не было большей заботы, чем оказание помощи армии. Рыбартель Белого Яра по-прежнему перевыполняла план по добыче рыбы, хотя в звене были только женщины да молоденькие девчонки. Работать им приходилось в самых тяжёлых условиях.

«Лодка была на шесть греблей, т.е. шесть человек могли уместиться за один раз, а невод был на 250 метров, – вспоминает Мария Лаврентьевна Медведева. – Как закинешь его в воду, и если не будет в нём рыбы, то 15-16 тоней (раз) будешь давать, чтобы заполнить ярус в лодке рыбой. А потом везли её на Зубатинку сдавать на флажкот (пункт приема рыбы), где нельзя было проплыть – тащили лодку на верёвках вручную. Трелин Саша, маленький мальчишка, сидел на корме – рулил, а все остальные тащили. Потом пройдем это место, где нельзя плыть, и опять гребём».

Агапова Прасковья Степановна во время войны похоронила четверых детей, но, спрятав свою боль, работала так, что была примером для односельчан. Очень уважали за трудолюбие и Путилову Татьяну Петровну, и Кондакову Александру Лаврентьевну.

Во время войны в домах белоярцев жили эвакуированные из Ленинграда, хозяева их приняли радушно. Взрослые ленинградцы работали на лесозаготовках и рыбачили. Местные жители старались всячески оберегать своих гостей, потому что не готовы они были к работе в наших сибирских условиях.

Архивные данные хранят немало сведений о вкладе сургутян и белоярцев в укрепление военно-технической мощи Красной Армии. В 1942-1943 годах проходил Государственный военный заём. Известно, что 15-летняя школьница из Белого Яра Шура Кондакова, отец которой погиб на фронте, подписалась на 100 рублей.

Первый председатель колхоза «Путь Ворошилова» Лаврентий Кондаков с объявлением войны ушёл на фронт вместе с другими мужчинами. В деревне на тот момент единственным взрослым парнем оставался Семён Сивков, которому было 18 лет. На общем собрании жителей было решено, что именно он возглавит колхоз, пока не вернется кто-то постарше и поопытней. Семён сначала не соглашался, говорил, что не справится с такой ответственной должностью, но женщины сказали, что обязательно ему будут помогать. Парню пришлось согласиться с общим мнением.

Следующим председателем был Коробейников Данила Иванович, вернувшийся с фронта после ранения. В скором времени ему на смену пришёл Николай Туполев.

Война закончилась, и вновь в деревне Белый Яр потекла спокойная размеренная жизнь. В 1954 году произошло очень важное событие для жителей всего Сургутского района – объединение рыбартелей, мелких хозяйств – Белого Яра, Романовской Половинки, Пилюгино и Сайгатиной в колхоз «Путь Ленина», центральная усадьба которого находилась на Белом Яру. Председателем колхоза «Путь Ленина» назначили Кушникова Георгия Гавриловича, который не только вывел его из долгов, но и приумножил колхозное состояние.

Умели люди в то время не только работать, но и отдыхать. По словам Марии Лаврентьевны Медведевой, на берегу реки, почти на окраине деревни, была площадка. После тяжёлого трудового дня белоярцы собирались на ней, до позднего вечера звучали песни и частушки, а ещё многие очень любили плясать под гармошку. Там ещё стояли качели, они никогда не пустовали. Подростки и молодёжь играли в лапту и кости.

Бурные события, происходящие в стране в 1960-х годах (целина, молодёжные стройки), не коснулись жителей деревни. На целину люди из Белого Яра не уезжали, здесь была своя целина, километры необжитой местности. В деревне не было телевизоров, не было и радио в домах, только на улице стоял громкоговоритель, по которому белоярцы и узнавали обо всех больших событиях, происходящих в СССР и мире.

В 1957 году открылся первый фельдшерско-акушерский пункт, где врачеванием занималась женщина из переселенок – Алевтина Кондакова. До этого времени заболевшим белоярцам приходилось обращаться в городскую больницу, в Сургут. Через год на Белый Яр перевезли школу из Пилюгино. Там здание её разобрали по брёвнышкам и сплавили по реке.

Большую лепту в развитие школьного образования в деревне Белый Яр внесли сёстры Анастасия Тихоновна и Анна Тихоновна Кугаевские, которые начали свою учительскую деятельность в 1957году. В деревне в то время был небольшой магазинчик, где продавались самые необходимые продукты питания и хозяйственные товары, которые завозил рыбный кооператив. Летом по реке привозили ткань, в основном это был ситец, причём одинаковой расцветки. Все молодые девчонки покупали его и отдавали местной портнихе, которая шила им различные платьица, халатики и сарафанчики.

Хлеб для жителей более 20 лет пекла Кондакова Матрёна Яковлевна. Старожилы до сих пор вспоминают её с большим уважением.

В конце 1950-х годов в деревне появился клуб. «В клубе всегда было много веселья: плясали, песни пели, пьески ставили, которые сами же, кстати, и придумывали. Жила в деревне Тоня Отраднова, она со сцены не сходила – всё песни задушевные пела. Да и я певунья была. Мне наши белоярцы предлагали идти на работу на «плавучий клуб», чтобы выступать перед жителями деревень, расположенных по берегам Оби. Была и изба-читальня, т.е. библиотека, так её ласково называли белоярцы. Конечно, библиотекой её назвать трудно, т.к. это был небольшой уголочек, в котором всего лишь на трёх полочках размещались книги. А завклубом и библиотекарем в одном лице была Л.В. Огорелкова…» (Из воспоминаний М.Л. Медведевой).

В октябре 1958 года образовался Белоярский сельский совет, в состав которого вошли следующие населенные пункты: Пилюгино, Сайгатина, Романовская Половинка, Белый Яр, Каменный Мыс, Юган, Невойлокино, Чалтымовы, Немчиновы. Теперь у всех людей, проживающих в этих населенных пунктах, был свой орган власти, к которому они всегда могли обратиться.

1960-1970-е годы принесли Белому Яру большие изменения во всех отраслях жизни. Именно в эти годы началось развитие нефтяной и газовой промышленности близ Белого Яра и Сургута. В 1964 году на территории Белого Яра появляется Сургутская специализированная контора материально-технического снабжения треста «Тюменьтехснабнефть». Её строительство обусловлено тем, что на Белом Яру была возможность подвоза оборудования и комплектующих по реке, и сюда же при строительстве была проложена ветка железной дороги – самый короткий путь к базе. В Белый Яр начинают приезжать люди, которые устраиваются на работу в организации нефтегазовой промышленности.

В 1966 году Сургут объявили Всесоюзной комсомольской ударной стройкой. Некоторые энтузиасты, отправившиеся на стройку, приезжают жить в Белый Яр. Приток населения в этот год потребовал решения многих проблем, в том числе и продовольственных. В 1966 году на базе колхоза был создан совхоз «Сургутский», который специализировался на производстве мясомолочной продукции и выращивании овощей в теплицах и открытом грунте.

В 1967 году началось большое строительство жилых домов. Самыми первыми были поставлены двухэтажные брусчатые дома на улицах Некрасова и Толстого, их строителем выступила база производственно-технического оборудования и комплектации №1 Сургутнефтегаза. Причем строителям пришлось сначала вырубать лес, а уж потом возводить строения.

Именно на этих стройках сторожем пришлось поработать Марии Петровне Шульцевой. Она вспоминает, что сначала белоярцы-старожилы относились ко всем этим изменениям в некогда тихой деревеньке с недоверием, а уж потом, видя, что Белый Яр всё больше хорошеет и растёт, наоборот, обрадовались!

В деревню в год приезжало примерно по три-четыре семьи. Проблемы, куда идти работать, на тот момент не было. Деревня строилась, и все силы местных жителей были брошены на это. Белоярцы понимали – в скором времени здесь будет жить ещё больше людей, а чтобы они сюда приехали, нужно иметь хорошие обустроенные дома.

Большой приток населения требовал строительства и новой школы, ученики и преподаватели не умещались уже в небольшом здании. В 1973 году открывается первая средняя школа. Директором этого храма науки стал Буслаев Владимир Васильевич. В 1976 году открывается музыкальная школа, бессменным директором которой является Кузнецова Ольга Ильинична.

Но были и минусы с наплывом населения. Чем больше людей приезжало в деревню, чем больше строилось домов, чем больше люди пытались сделать места вокруг себя уютнее, тем больше они разрушали природу, находящуюся около них. И уже в 1970-х годах нельзя было, как раньше, отойти метров на 100-200 от деревни и набрать несколько корзин ягод и грибов, полюбоваться на кедры и сосны.

Развитие нефтяной и газовой промышленности в регионе вызвало необходимость строительства в 1978 году на Белом Яру ещё одного большого промышленного подразделения Сургутнефтегаза – Центральной трубной базы, которая и по сей день занимается ремонтом и подготовкой труб для бурения, а также нефте– и газопроводов.

В конце 1970-х годов переезжает из старого ветхого домика деревенский клуб. Теперь он находится в самом центре новой деревни, и возможностей для проведения различных вечеров и концертов намного больше. В клубе стало работать множество кружков, которые посещали и взрослые, и дети.

1980-е годы для жителей Белого Яра можно назвать решающими. Сюда едут люди со всего Советского Союза. Приехавшие на Север в надежде заработать, они остаются здесь на длительное время, а порой и на всю жизнь. Белоярцы устраивались на работу в СБПТОиКО №1, Центральную трубную базу, УПТК ЗАО СНС (лесозаготовка, сварка, изоляция труб), СМУ-4 строительно-монтажного треста, где можно было тогда прилично заработать.

В 1982 году открывается средняя школа №2, возглавляет её Т.И. Кравец.

5 ноября 1984 года Белый Яр получает статус рабочего посёлка, первым председателем Белоярского поселкового совета становится В.И. Гарбуз, который делает всё возможное, чтобы Белый Яр знали не как деревню, а как быстроразвивающийся посёлок. В 1985 году открывается средняя школа №3, директором которой назначают Ф.Г. Гареева.

Перестройка 1980-х коснулась и Белого Яра. Как и по всей стране, в связи с нехваткой товаров, в посёлке были введены талоны на получение продуктов питания, моющих средств и винно-водочных изделий. В магазинах появились очереди за хлебом и другими продуктами. Тяжёлое это время было для белоярцев, но все невзгоды они перенесли с честью.

Распад СССР не отразился на белоярцах. Белый Яр был и остается многонациональным посёлком, никаких трений между жителями никогда не было, даже наоборот, люди, приехавшие из разных республик СССР, во время распада Союза всячески поддерживали друг друга и всегда приходили на помощь, если это было необходимо.

Когда во главе посёлка встала Татьяна Николаевна Мазалова, он начал преображаться на глазах: стали строиться новые капитальные дома, большое внимание было уделено озеленению и чистоте. Численность населения в посёлке возросла за несколько лет до четырёх тысяч человек.

В новое тысячелетие Белый Яр вступил с отличными результатами. В августе 2002 года состоялось открытие районного центра детского творчества, в котором на данный момент занимаются около 700 ребят.

Сегодня посёлок Белый Яр является одним из самых перспективных населённых пунктов Сургутского района, и с каждым днём жизнь в нём становится всё лучше.

Свой рассказ я хотела бы закончить словами старожила посёлка Белый Яр Шульцевой Марии Петровны, проживающей здесь с рождения: «Улучшение посёлка – это хорошо, ведь когда-то здесь была деревня. Глядишь, городом будет наш Белый Яр!!! Я ни за что на свете не хотела бы променять наш посёлок на другой уголок необъятной страны России и всего мира!»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика