Не просто Мария

Анатолий Корнеев

Марию Владимировну Дернову, заслуженного учителя Российской федерации, человека в нашем городе уважаемого и узнаваемого, я знаю еще с тех далеких уже теперь лет, когда мы учились в одной школе – средней школе №1. Тогда она была еще просто старшеклассница Маша Плесовских – неприступная красавица в строгих очках, недосягаемо умная девушка с очаровательной улыбкой.

И я немного волновался, готовясь к разговору с Марией Владимировной. Прошло полвека, в памяти многое стерлось, но очень хотелось вспомнить нашу школу, наших учителей и нашего легендарного директора Юрия Георгиевича Созонова. А на пороге школы меня встретила все та же очаровательная улыбка девушки Маши и волнение пропало само собой…

— Мария Владимировна, вы помните нашу деревянную, двухэтажную, но такую родную и уютную Первую школу?

— Конечно! Конечно, помню! Нашу деревянную «зеленку», в которой я побыла и ученицей, и учителем, и организатором воспитательной работы, и заместителем директора, и директором. Во всех ипостасях! Учителей своих вспоминаю с любовью. Многие ушли уже из жизни, к сожалению. А вот наша классная руководительница Галина Сергеевна Осокина жива, слава Богу. В этом году наш класс отмечал пятидесятилетие выпуска, пришли двадцать один человек и Галина Сергеевна была с нами. С любовью вспоминаю Василия Васильевича Куклина – нашего учителя физкультуры, Нину Васильевну Сухинину, Марию Афанасьевну Балину, Валентину Федоровну Сажаеву, которая тоже недавно ушла из жизни…

Мария Владимировна замолчала. А с большой фотографии на стене  школьного музея, где мы и встретились, на нас с хитрой улыбкой смотрел наш бывший директор Юрий Георгиевич Созонов. Имя этого человека для нас – выпускников первой школы свято и мы не могли не вспомнить о нем.

— Юрия Георгиевича вспоминаю с особой теплотой…

— Я навсегда запомнил его фразу, которую он как-то сказал мне, «отчитывая» за очередную проказу на уроке: «Запомни, важно не то, на какую высоту тебя вознесет жизнь, главное – остаться при этом человеком». Для меня эти слова Юрия Георгиевича стали, действительно, очень важными в жизни.

— Юрий Георгиевич вообще определил вектор всей моей жизни. Меня после учебы распределили не в родную школу, а в пятнадцатую. В 1975-м накануне нового учебного года, Юрий Георгиевич объявил свой почин – в первой школе должны работать ее выпускники и пригласил меня учителем. И та закалка, которую мы получили, работая под его началом – закалка на всю жизнь. Для него не было мелочей. Ни в том, как выглядит твой кабинет, все ли лампочки горят… Одним словом, любая мелочь должна быть учтена! Меня поражает масштаб личности Юрия Георгиевича.

Когда я после него возглавила наш школьный музей, начала пересматривать архив и рыться в документах, я поразилась тому, что он сделал в своей жизни. Он оставил неизгладимый след в истории и школы, и нашего города! В труднейшие девяностые годы, когда рушилось все, от зданий до идеологии, наша школа избежала  потрясений благодаря крепким устоям, которые были заложены Юрием Георгиевичем. Особенно важные традиции были им заложены в патриотическом воспитании. Создание школьного музея, поездки наших поисковиков в Смоленскую область… Мне тоже посчастливилось прикоснуться к могилам погибших учеников нашей школы. И эту традицию заложил именно Юрий Георгиевич.

Он интересовался всем – что происходит в мире, в стране, в городе. Но при всем при этом, он был необыкновенно чутким человеком! Интересовался судьбой каждого человека – будь он истопником или учителем. Не оставлял без внимания никого, добивался каких-то справок, чтобы пенсия у человека была побольше. Внимание к людям… Это дорогого стоит. Особенно сейчас, когда жизнь человеческая обесценивается. Созонов – личность на все времена!

— Вы, Мария Владимировна, по жизни учитель. А почему ваш выбор выпал именно на эту нелегкую, скажем прямо, профессию? Что-то же «стрельнуло»?

— А что «стрельнуло», я родилась и выросла в учительской семье, так что учительство у нас – дело семейное. Если бы не стала учителем литературы, стала бы учителем музыки, которой увлекалась с раннего детства. Так что у меня даже и выбора не было. Отец, Владимир Иванович, закончил педагогический институт и даже поработал в Шеркальской школе до поступления в МГУ, мама – учитель от Бога. У меня, собственно, и сомнений не было при выборе профессии…

— Учителя, которые учили нас, и учителя сегодняшние. Они отличаются?

— На мой взгляд, учителя, которые учили нас, считали нас человечками. Наши учителя были к нам ближе. Они знали все наши проблемы, знали,  где и в каких условиях мы живем, кто наши родители, чем мы увлекаемся, что нас волнует… Тот же Юрий Георгиевич знал про нас все! Даже по именам всех нас знал. Учителя давали нам знания. Не было никаких репетиторов и мы спокойно поступали в институты. Сегодня изменились требования к самой системе образования, учителя стали другими, да и дети, и родители иные… Изменилось Время… Изменились и люди…

…Мы долго вспоминали нашу родную школу, наш маленький и почти провинциальный городок того времени. Вспоминали свою молодость и нас – таких когда-то юных и мечтающих побыстрее вырваться в полет из родного гнезда.

— А какой Ханты-Мансийск вам ближе: тот давний – деревянный или сегодняшний?

— Странный вопрос… Это все равно, что спросить – какая я сама себе ближе? Юная и мечтательная девчонка или сегодняшняя, уже достаточно взрослая женщина? Для меня близок и тот Ханты-Мансийск – с деревянными тротуарами, город нашего детства и юности, когда мы заводили патефон и шли пешком до Самарово. Эти наши походы вспоминаю с удовольствием, как и все наши шалости… С любовью вспоминаю печки в домах, и в школе – они были такими теплыми!  Но вернуться туда, в то время невозможно! Да и не хочется. Я горжусь нынешним Ханты-Мансийском. Горжусь тем, что он такой вот – современный, удобный для жизни, привлекательный для приезжающих к нам гостей.

— Время неумолимо. Проходят годы, меняется наша школа, меняются учителя и ученики. Как вы думаете, традиции Средней школы №1, которые были заложены Юрием Георгиевичем, которые продолжили вы, а сегодня их оберегает  нынешний директор Татьяна Николаевна Пуртова, сохранятся или время нивелирует их?

— Уверена, они и сохраняются, и будут сохраняться! У нас, если помните, был гимн Первой школы, сочиненный учениками шестидесятых годов, а сейчас звучит новый гимн, сочиненный уже выпускниками двухтысячных. Новые слова, новая музыка, а искренность, любовь к нашей школе, к учителям, к своим сверстникам сквозит в каждом слове и в каждой ноте. Получилась своеобразная эстафета поколений… На этом и стоит наша школа. Первая навсегда останется первой…

…Мы шли по школьным коридорам, была перемена и школьные стены отражали звонкие приветствия ребятишек: «Здравствуйте, Мария Владимировна! Здравствуйте!». Мария Владимировна отвечала на их приветствия, по-доброму улыбалась и в ее глазах светилась любовью к этому буйному и неспокойному поколению нынешних учеников Средней школы №1…

Для них она – не просто Мария. Мария Владимировна…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мысль на тему “Не просто Мария”

Яндекс.Метрика