Римма Шишкина: «Гимназия – моя жизнь!»

…Совсем скоро эти коридоры вновь наполнятся весёлым гомоном голосов, ребячьим смехом, скрипом новеньких ранцев, шелестом страниц учебников. Но пока в гимназии царит тишина, лишь иногда прерываемая басовитым гулом работающей неподалеку тяжелой техники – полным ходом идет строительство второй очереди. Впрочем, этот кратковременный период каникулярного «безвременья» директора МБОУ «Гимназия №1» Римму Иозапасовну Шишкину ничуть не пугает:

— Я вообще люблю август – ожидание начала новой «маленькой школьной жизни». Каникулы позволяют подобрать все «хвосты»,  косметический ремонт – это вообще символ обновления. А вот в прошлом году, когда пришла пандемия, тогда была тоска. Полное ощущение, что  жизнь в гимназии без детских голосов и заливистых звонков остановилась…

От судьбы не уйдешь

Как водится, наш разговор начался с родовых корней, а они у нашей героини весьма замысловатые и разветвленные. Папа ее из далекой Литвы отправился в Казахстан поднимать целину, а семья мамы, в своё время спасаясь от «Голодомора», приехала туда с Украины. Встретились молодые люди в Петропавловске, создали семью, всю жизнь были простыми тружениками.

— А я родилась в День учителя, и с самого детства любила «играть в школу» и учила всех, кто попадался под руку – кукол, соседских ребятишек, младшего брата. Так что можно считать мой жизненный путь предопределенным, — признается педагог. – А еще я люблю людей. Они такие разные и у каждого своя неповторимая судьба, мне всегда  нравилось рассматривать пассажиров на вокзале и гадать, кто они, откуда, куда и зачем едут…

Определившись с выбором профессии, девушка поступила в педагогический институт, где, между прочим, стала «ленинским стипендиатом». В то время, пожалуй, это было столь же значимо, как сегодня стать обладателем Президентского гранта. Кстати, наша героиня является обладателем Президентского гранта в том числе, а также победителем и призёром городских и окружных конкурсов «Учитель года» в 2008 году. Институт наша героиня закончила с «красным дипломом», что не помешало ей выйти замуж, на третьем курсе родить сына, а после пятого курса – дочь.

Лицей, ставший гимназией

Вскоре семью нашей героини забросило в Россию, в Ханты-Мансийск, где, как выяснилось, даже в то время учителя оказались востребованными. Ее пригласили в школу №8 – поначалу учителем биологии, а через два месяца назначили заместителем по воспитательной работе. Трудно утверждать, стало ли это кадровое назначение определяющим, но вскоре школьные команды начали брать в городе призовые места — в конкурсе  команд КВН, смотре строя и песни.

Но восьмая школа оказалась лишь небольшим этапом в биографии педагога, о котором она вспоминает с теплотой и благодарностью, но её судьбой стал частный гуманитарный лицей, который в дальнейшем был преобразован в гимназию города Ханты-Мансийска. На новом месте, по словам собеседницы, ее поразила своя особенная атмосфера, ведь в классах было всего от восьми до пятнадцати детей. Причем, старшеклассники запросто могли прийти к малышам, чтобы поиграть с ними в кубики, на переменах ученики музицировали, танцевали, весь лицей была как одна большая семья.

— Именно там я состоялась как учитель, — признается Римма Иозапасовна. – На уроках просто не было причин для возникновения профессиональных неудач, связанных, например, с отсутствием дисциплины. Если ученики не усвоили материал, значит, всему виной какая-то ошибка учителя и повод задуматься, в чем причина.

О гимназии собеседница готова говорить бесконечно, причем, честно, без малейших преувеличений, и с большим уважением в адрес других образовательных учреждений города:

— Не люблю соревновательных моментов, так как все находимся в равных условиях. И вместо утверждения «Мы – лучшие!» предпочитаю другое: «Мы – хорошие!» Понятие «гимназия» достаточно престижно, но гораздо важнее внутреннее содержание.

Что такое счастье?

Директор утверждает, что не бывает плохих детей, бывают недостаточно воспитанные родители.  Считает, что воспитание – это ежедневный родительский труд, система, а не разовые «контрольные мероприятия». Важно  проявлять искреннюю заинтересованность в жизни и учёбе ребенка, а не просто задавать вопрос о том, сделаны ли уроки.

— Очень важна реакция виновника. Если я во время разговора я вижу его внутренние переживания, то о каком наказании может идти речь? Становится понятно, что он точно больше так поступать не будет! – делится секретами воспитания Римма Иозапасовна.

И рассказывает о том, что нередко бывшие ученики через много лет приходят со словами благодарности и признательности в адрес учителей гимназии. Для неё это самый главный итог учительского  труда.

– Когда ребенок осознанно стремится к учению – бальзам на душу педагога. Это и есть счастье! Поэтому я чувствую себя в раю! – искренне говорит собеседница.

Отличие того маленького лицея, по ее словам, заключается не в каких-то особенных учителях, а в ее особом духе единения учителей, детей, родителей.

Наша героиня не согласна с утверждением, что одна из главных целей современного образования – формирование «успешного человека»:

– В наше время успех связывают с карьерой, материальным благополучием. А разве обязательно такой человек будет счастливым?   Мне кажется, что деньги важны лишь для реализации каких-то планов человека, но не могут являться смыслом жизни! Необходимо помочь ребёнку найти своё предназначение, формировать позитивное мышление и стремление к созиданию.

А вот уровень заработной платы педагогов считает важным условием, но не решающим в профессиональной деятельности педагога:

— Хорошая зарплата создает конкуренцию, возможность привлечения в школу профессионалов. Но хорошая зарплата не должна быть высокой за счёт высокой нагрузки, — считает директор. — Если учитель много перерабатывает, то у него наступает усталость и эмоциональное выгорание. А как можно вести за собой детей «учительский Данко» с потухшим огнём в сердце?

Сегодня в гимназии обучается 1300 детей, а численность коллектива составляет около 140 человек. В новом учебном году ожидается приятное во всех отношениях событие – переход на «пятидневку». А в 2023 году, с вводом в строй второй очереди, площадь образовательного учреждения увеличится в два раза и оно перейдет на односменную форму обучения.

— Я не переживаю от того, что гимназия претерпевает какие-то изменения, она просто выходит на очередной уровень своего развития, — убежденно говорит Римма Иозапасовна.

«Люблю быть одна…»

Наша героиня часто подолгу задерживается на работе. Дети давно выросли и разлетелись из дома. Сын Артем — программист, занимается вопросами информационной безопасности, дочь Олеся —  в ресторанном бизнесе.

— Гимназия – моя жизнь, зачем уходить домой? – смеется директор. – Но это совсем не значит, что когда я рано или поздно покину свое рабочее место, то окажусь в пустоте. Уйти из школы – не значит умереть!

И признается:

— Вообще я люблю быть одна. Мне не скучно, всегда есть, чем заняться. Люблю читать, путешествовать по миру, изучаю восточную философию, постоянно прохожу различные онлайн-курсы и не только профессиональные.

О нашем городе Римма Иозапасовна отзывается с большим пиететом:

— Я живу здесь четверть века, и его преображение происходит на моих глазах. Ханты-Мансийск удивительно вписан в природу! Вчера в центре города сфотографировала подберезовик – где еще такое возможно? Сочетание уникальной архитектуры и таёжной природы делает наш город неповторимым, очень красивым. Но и люди здесь под стать: красивые, душевные. Особенно мне интересны старожилы, они особенные, я часами могу слушать их рассказы об истории края, о замечательных людях нашего города.

фото Светланы Трифановой

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика