Керамическое производство в спецпоселках Ванзетур и Кирпичный в 1930-е гг.

С.Б. Верховская

В 1930 г. в 40 км от Ханты-Мансийска (Остяко-Вогульска), возле слияния двух рек, Иртыша и Оби, образовался будущий поселок Кирпичный. На это место были привезены ссыльные спецпереселенцы из южных районов Тюменской области — Голышмановского, Омутинского и Ишимского. В это же время на севере региона, в Берёзовском районе, на берегах реки Северная Сосьва начинает строиться другой поселок спецпереселенцев — Ванзетур, куда прибыли спецпереселенцы из Свердловской области, поселка Магнитный (ныне город Магнитогорск), Рязани, несколько немецких семей.

Ничем необходимым спецпереселенцев не снабжали, осужденные должны были сами организовать свой быт.

Жилье спецпереселенцы также должны были возводить сами, стройматериалов им не предоставлялось, поэтому сначала большинство спецпереселенцев проживали в жилых землянках, вырытых самостоятельно. В дальнейшем спецпереселенцы начинают строить дома. Для строительства домов и сооружения печей необходим был кирпич. Домашняя утварь, в частности посуда, также отсутствовала, поэтому переселенцы стали изготавливать ее сами из местной глины. Так возникли первые примитивные предприятия керамического производства: в 1933 г. за поселком Ванзетур «было построено помещение, или, как его тогда называли, — кирсарай, для изготовления кирпича, который в основном шел на нужды поселка». Более подробное описание керамического производства в воспоминаниях отсутствует; можно предположить, что производство было организовано самым простым способом, а из продукции кирсарая в воспоминаниях упомянут только кирпич. Также отсутствуют сведения о материалах и технологии изготовления кирпича, а также о качестве производимой продукции. Очевидно, производство в поселке Ванзетур имело локальный, кустарный характер и не было товарным, продукция использовалась лишь населением самого поселка для строительства жилья, общественных зданий, хозяйственных построек и сооружения печей. До какого времени существовало это, по сути, кустарное производство — точно не известно. В воспоминаниях 50-х годов о кирсарае уже не упоминается. Вероятнее всего, к этому времени производство уже было свернуто.

В поселке Кирпичный из кустарного керамическое производство переросло в централизованное — был построен кирпичный завод, на котором производили различные бытовые предметы: глиняную посуду, глиняные игрушки и свистульки, а также высококачественный кирпич. Все население поселка работало на заводе. Материалом для производства посуды стала местная глина, которая имела высокое качество. По рассказам местных жителей, на территории пос. Кирпичный было обнаружено шесть видов глин, которые отличались друг от друга по химическому составу и цвету. Например, для производства кирпича использовали синюю или серую глину, местное название такой глины — «орешник». А для производства посуды использовали рыжую глину с красноватым оттенком, более пластичную, чем синяя, и с меньшим содержанием песка — «монтмориллонитовую». Местом добычи глины стало подножие горы (Пегановой). Работы по добыче глины производились по примитивной технологии, в основном вручную: глину выкапывали лопатами, сбивали в комки, складировали в упряжку, запряженную лошадью, и перевозили на завод. «Пеганова гора» была названа в честь мастера, основателя гончарного дела в поселке, Пеганова Василия Александровича (1907-1993). В.А. Пеганов был сослан в поселок в 1930 г. Обладая знаниями, умениями и навыками в производстве керамики, он смог организовать производство и обучить этому занятию других. Благодаря В.А. Пеганову и его ученикам на заводе производили кирпич и посуду достаточно высокого качества. В результате исследования фондов Центра народных художественных промыслов и ремесел, а также музея библиотеки поселка Кирпичный была собрана фотоинформация о видах керамической продукции, производимой в поселке Кирпичном Ханты-Мансийского района в 30-е годы ХХ в. Некоторые изделия и фрагменты хранятся в музее поселка Кирпичный и в фондах музея «Природы и человека» в городе Ханты-Мансийске. Однако эта информация фрагментарна и неполна, местные жители-старожилы утверждают, что ассортимент производства был широк, но многие производимые предметы не сохранились до нашего времени, эти вопросы требуют дальнейшего исследования.

Как уже отмечалось выше, керамическое производство основал В.А. Пеганов. В начале деятельности производства было восемь мастеров, у каждого мастера были ученики. Гончарному делу обучались в течение полугода. Ассортимент производимой продукции был достаточно широк и разнообразен: на производстве выпускали игрушки, свистульки, крынки, корчаги, латки, горшки, миски, кувшины, кирпич и многое другое. Работники завода производили посуду разными технологическими способами: использовались ручная лепка, лепка на самодельных гончарных кругах, а также шликерное литье (по этой технологии материал заливали в формы). Сушили готовую продукцию на улице под навесом. Обжиг изделий осуществляли в самодельной квадратной печи, топившейся дровами; технологический процесс был непрерывным — работали круглосуточно. Посуда была проста в исполнении, ее ничем не декорировали и не расписывали, лишь глазуровали мелко измельченным стеклом. По функциям и форме все сосуды относились к традиционной русской культуре. Производство имело товарный характер: готовую продукцию отправляли на продажу в город Ханты-Мансийск и близлежащие поселения.

Первый завод просуществовал в поселке до 50-х годов XX столетия, когда был снесен по причине изношенности производственных помещений и мощностей. Вскоре неподалеку было построено новое здание кирпичного завода, однако ассортимент производимой продукции существенно сузился — теперь на заводе изготавливали только кирпич. Таким образом, местное производство посуды было утрачено. Причины этого разнообразны: существенно изменилась сама утварь для дома — многие виды старинной посуды вышли из употребления, требования населения к качеству изделий возросли, у населения появилась возможность приобретения более качественной посуды, произведенной на крупных промышленных предприятиях региона и государства. В новой форме предприятие просуществовало до 90-х годов XX в.

Исходя из изложенного выше, можно сделать выводы, что появление и развитие местного производства изделий из глины было вызвано необходимостью обеспечения населения элементарными предметами быта. Организация производства опиралась на использование труда спецпереселенцев. Производимая продукция имела широкий спектр применения, поэтому была востребована не только на местном, но и на региональном рынках. Так, кирпич, производимый на заводе, вывозился за пределы территории поселка в другие населенные пункты округа.

В целом тема становления и развития местного керамического производства на территории Ханты-Мансийского автономного округа не раскрыта в полном объеме в литературе ввиду разрозненности информации, ее неоднородного характера.

Анализируя организацию и технологию процесса производства, следует отметить, что в 30-е годы ХХ в. господствовал примитивный технологический способ подготовки глины для производства керамических изделий. Все работы производились вручную. В производстве использовались простые самодельные гончарные станки, самодельные деревянные формы и инструменты. В отсутствие лабораторных и технологических условий работники руководствовались интуицией и методом собственных проб и ошибок. Мастера, знающие технологию обжига, соорудили нехитрую дровяную печь для обжига. Но, несмотря на примитивность технологий, на предприятии производили достаточно качественную продукцию. Ведущую роль в создании и развитии этой отрасли местной промышленности сыграли спецпереселенцы как особая социальная группа. Переселенцы принесли на новое место жительства свои знания в области работы с глиной, навыки работы на гончарном круге. Развивая производство и совершенствуя технику исполнения изделий, мастера стремились к художественному самовыражению, помимо утилитарно-практической стороны, уделяли внимание художественно-эстетической стороне производства, создавали предметы, не только применимые в быту, но также оригинальные и красивые. Примером подобных изделий могут служить игрушки, хранящиеся в музеях Ханты-Мансийского района.

К сожалению, местное производство керамических изделий к концу века было свернуто, предприятие было закрыто, полезный производственный опыт в основном утрачен. Большую ценность для изучения этой темы представляют сведения, полученные от старожилов, которые были свидетелями развития и упадка местного керамического производства, сами принимали участие в этих процессах, сохранили много важной информации.

Таким образом, расширяя сферу хозяйственной деятельности за счет новой для региона отрасли местной промышленности — производства керамических изделий, спецпереселенцы сыграли важную роль в социально-экономическом развитии Ханты-Мансийского автономного округа в 30-е годы ХХ в.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика