Путейцы — люди серьезные

Алексей Барышников, к публикации подготовил Анатолий Корнеев

В навигацию 1944 года на правом берегу Иртыша в посёлке Самарово высадился десант путейцев из Тобольска и сразу же приступил к возведению производственных зданий, конторы и жилья для сотрудников созданного Самаровского технического участка. Так началась история нашего предприятия.

Зимой бакенщики заготавливали строительный лес в кондинских борах, а по весне его сплавляли в Самарово.  Силами плотников, а в зимнее время работниками плавсостава готовился строительный материал: бревна и доски пилили вручную, пока не было своей пилорамы.

Сами строили «бакенские домики», в которых и жили бакенщики. А еще строили вёсельные лодки. Централизованно плавсредства поступали в недостаточном количестве и их дефицит приходилось компенсировать за счёт собственного строительства лодок.

Через какое-то время на территории мастерских была все-таки установлена пилорама, и работа пошла веселее. Было очень важно обеспечить работников Техучастка жильем. На первых порах в Самарово строились одно- и двухквартирные дома, а в пятидесятые годы начали возводить двухэтажные 8- и 16-квартирные дома. Правда, пока с печным отоплением и удобствами на улице.

И Техучасток строил город

В 1963-м году после окончания Новосибирского института инженеров водного транспорта я прибыл в Ханты-Мансийский технический участок пути. А в  1965-м году был назначен главным инженером этого предприятия. Хлопотная это была должность. Помимо путейских забот мне пришлось заниматься на берегу и строительными делами.

Речной флот развивался, движение по реке стало более активным. Развивался и рос наш коллектив. Было принято решение о значительном увеличении объемов строительства жилья для работников Техучастка. Начиная с 1964 года, в течение двух лет были построены два восьми-квартирных дома по улицам Берёзовская и Гагарина. Причём по ул. Берёзовская первый дом был с ватерклозетом (с туалетом в доме).

А первые благоустроенные дома были возведены по ул. Гагарина 286, рядом с конторой техучастка, к которой была пристроена котельная, работающая на угле. К ней и был подключен новый дом, имеющий уже все необходимые атрибуты благоустройства: центральное отопление, водоснабжение. Сток канализационных вод осуществлялся в бетонный выгреб, устроенный рядом с домом. Через год рядом был построен аналогичный дом под номером 288.

Замечу, все строительные работы выполнялись хозяйственным способом силами работников технического участка. При проведении строительства в те годы с деньгами не было проблем, проблемы были с приобретением необходимых строительных материалов. Комплекты строительных материалов осуществлялись по нарядам централизованно, и получить их было весьма проблематично. Потому чаще все необходимое приходилось изыскивать на месте.

Город был небольшой, руководители предприятий знали друг друга не понаслышке, часто общались и делились своими проблемами. Да и помогали друг другу, как могли и чем могли.

Для систем отопления трубы собирали на берегах рек, где проходили раньше буровые работы. Силами команд нашей «флотилии», трубы загружались на теплоходы и доставлялись в  Ханты-Мансийск. Большую помощь нашему предприятию оказывал Ханты-Мансийский леспромхоз. В 1980-е годы его возглавлял известный в городе человек, уважаемый Бронислав Степанович Зорин. Как-то в беседе с ним о проблемах приобретения очередного комплекта дома выяснилось, что имеется один нереализованный наряд на комплект 12-квартирного жилого дома, но его необходимо было забрать до открытия навигации из с. Выкатное, в 90 км от Ханты-Мансийска.

Перевозки осуществлялись по зимнику, который постоянно  переметало снегопадами. Нужна была проходимая техника, но она в то время имелась только в школе ДОСААФ, где готовили шофёров для службы в армии. Школу возглавлял Григорий Тимофеевич Кауртаев, легендарная личность, отдавший школе более полувека своей жизни. Школа готовила также специалистов для флота, и Техучасток имел с ней тесные связи. Григорий Тимофеевич откликнулся помочь нам решить вопрос с перевозкой комплекта дома, что и было успешно сделано. Последние работы выполнялись уже в апреле, до наступления распутицы.

Результатом нашего тесного взаимодействия стал построенный 12-квартирный дом по улице Красногвардейская, 6. Это был первый в Техучастке дом улучшенного ленинградского проекта по сравнению с ранее построенными.

Начиная с 1968 года, строительство домов в городе Ханты-Мансийске шло в том числе и подрядным способом. Силами строительного участка Рыбпрома, входящего в состав Рыбоконсервного комбината, был построен первый 16-квартирный дом по ул. Гагарина, 207. В 1970 году Стройучасток и Обская машинно-мелиоративная станция объединились, и была создана строительная организация ПМК-17, которую возглавлял Владимир Петрович Гультяев, главным инженером был Сергей Петрович Шальнов.

С ПМК-17 у Техучастка сложилось тесное, долголетнее и плодотворное сотрудничество на протяжении более четверти века. Со второй половины 1980-х годов и до 1996 г. для Техучастка были построены два капитальных четырёхэтажных 34-квартирных дома по улице Гагарина 290 и 288А. В это время ПМК-17 возглавляли Лосев Валерий Адольфович (1981 – 1986 г.), главный инженер – Семёнов Владимир Семёнович, которые затем руководил ПМК-17 в период с 1986 г. по 1989 г. Потом во главе ПМК-17 стал Харисов Гамир Абзалович с 1989 года, а строительством руководил Конев Леонид Ильич. Со стороны техучастка технический контроль осуществлялся главным инженером Леонидом Николаевичем Тимкиным – это был грамотный и дотошный специалист. Между руководством ПМК-17 и Техучастком сложились доверительные, взаимовыгодные и дружественные отношения, что способствовало успешному долголетнему сотрудничеству.

Для строительства первого капитального дома по ул. Гагарина 290 строительные материалы добывались путём бартерных сделок с организациями, которым Техучасток выполнял дноуглубительные работы. Так и выкручивались.

А вот строительство второго капитального дома по ул. Гагарина 288А  зашло в тупик. Было начало девяностых – время развала экономики страны. Положение спасло вмешательство бывшего Губернатора округа Александра Васильевича Филипенко и дом был все-таки успешно сдан в эксплуатацию в 1996 г. В системе путевого хозяйства это был единственный дом, построенный в эти сложные годы. Единственный и последний, построенный Техучастком. На этом закончилось строительство жилья.

Нам есть, чем гордиться

За период с 1963 по 1996 годы в техническом участки были построены 15 двухэтажных 8-, 12-, 34-квартирных дома для работников пути. Молодые специалисты, как правило, получали жильё в течение года работы, остальные работники – в течение двух–трёх лет. Отдельные семьи получали по две квартиры в связи с изменением семейного состава. Всё это положительно сказалось на стабильности основного кадрового состава, имеющих стаж от 10 и более 50 лет. Жилищная проблема в Техучастке была успешно решена благодаря работоспособности и трудолюбию самих работников коллектива.

Сегодня южную часть города украшают два капитальных четырёхэтажных дома на улице Гагарина, как добрая память о делах путейских в бурные годы развития путейского хозяйства. Всё ещё в строю находятся деревянные двухэтажные дома по улице Гагарина №№ 207, 286, 287, 288, 295, а также по Пролетарской 11, Свободы 32, 45 и Красногвардейская 6, храня память о славных делах путейцев старших поколений. Память о становлении нашего коллектива, память о людях, принимавших активное участие в развитии нашего города. Путейцы – люди серьезные. Нам есть, что вспомнить и есть, чем гордиться.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика