Правда о «совке» и «рашке»

— Ты спрашиваешь, малыш, что такое «совок» и «Рашка»? Сейчас я тебе расскажу.

А от кого ты слышал эти гадкие слова? А-а-а, от сопливого Саньки, того самого, кто написял на памятник своей прабабушки, что всю жизнь работала в канцелярии Совмина? Тогда понятно. Его семья всегда была номенклатурой, а в 91-м публично жгла свои партбилеты.

Что такое номенклатура? Так раньше называли высших чиновников, которые всегда жили как сыр в масле. Правда, жили они с оглядкой, не выставляли напоказ содержимое финских холодильников и интерьеры казенных дач. Понимали, что всегда к ним могут постучаться хмурые дяди и спросить – откуда дровишки. Их детки жили припеваючи, ели буженину с икоркой, ездили на машинах с личными водителями и регулярно отдыхали «за бугром». И при этом всегда тихо ненавидели свою Родину.

«Совок» — так они презрительно называют нашу прежнюю страну – Советский Союз. Раньше СССР был самым прекрасным и огромным государством на планете. Мы жили вместе – русские и евреи, ханты и чеченцы, латыши и таджики, украинцы и грузины, и никто не называл соседа «чуркой», «москалем», «хачиком» или «чудью белоглазой». Нет, малыш, я не шучу. Советские люди спокойно ездили отдыхать в Фергану и Ереван, Вильнюс и Кишинев, не боялись гулять по ночному Грозному и Фрунзе.

Мы, тогдашние ребятишки, искренне верили в социализм, равенство, братство, светлое будущее. Определяющим наше существование являлось слово «надо». Надо собирать металлолом – и мы после уроков тащили на двор школы старые кастрюли, панцирные кровати и радиаторы отопления, правда, норовя при этом свинтить ковш у работающего экскаватора. И выходил на поиск железа весь класс – потому что не прийти считалось позором. Надо ли выпускать стенгазету, готовится к смотру строя и песни, помочь подшефным старикам наколоть дрова – мы всегда наперебой предлагали свои услуги.

Вы вот с друзьями сутками напролет сидите за компьютером, каждый день общаетесь с «френдами» из других стран, модно одеваетесь и вкусно едите, а мне вас жалко. У вас не щемит сердце, когда слышите рассказ ветерана о фронтовых буднях, и не заволакивает глаза, когда поднимают государственный флаг во время церемонии награждения нашей сборной по хоккею. Вы не отличите орден Красной Звезды от Боевого Красного Знамени, и не знаете, сколько «шпал» было в петлицах у майора РККА. Впрочем, и мне никогда не узнать, какого уровня надо достичь в игре «Final fantasy», чтобы получить митриловый посох…

Сейчас в Европе 7 сентября отмечают День отказа от военной игрушки, призывая отобрать у мальчишек солдатиков и дать вместо них Барби с Кеном, желательно в самых натуралистических подробностях. Или Кена с Сэмом – в полном соответствии с толерантными образовательными веяниями.

Тогдашние пацаны постоянно играли в «войнушку» — с деревянными, собственноручно выструганными «калашами» и ППШ, шпагами и мечами. Мы, сопливые, понарошку сражались за Родину, и мечтали служить в армии, самой могучей и самой славной. А потом служили, «стойко и мужественно перенося все тяготы и лишения воинской службы».

Горько читать интернет-откровения теперешних сограждан о присяге: «Какая никому не нужная глупость и словоблудие. Только в России считается честью переносить тяготы и лишения. В иных местах считается правильным жить в нормальных человеческих условиях и не приносить глупых бессмысленных жертв… Пусть мне не мешают жить, как я хочу. А все ваши клятвы — никому не нужное лицемерие и ханжество».

Иногда мне хочется, чтобы наступило новое 22 июня 41-го года – тьфу-тьфу. Хочется посмотреть, как побегут люди-крысы со взрастившего их корабля, спасая свои подштанники от Bordelle. Крысы убегут, останутся люди – которых в России все-таки большинство.

Мы, советские граждане, были счастливыми – потому что верили и знали. Знали, что наступит день, и нам государство бесплатно даст жилье. Да, чаще всего это была «хрущевка», но – гарантированная и своя. Знали, что можем бесплатно поступить в любой вуз. Знали, что нас бережет милиция и лечат врачи. Тогда каждая профессия была почетной и уважаемой, в Кремле чествовали не паяцев с эстрады, а лесорубов, шахтеров, металлургов.

Я до сих пор помню, как после школы меня торжественно принимали в «молодые рабочие» — на общем собрании коллектива РЭБ флота – не забивай себе голову этой аббревиатурой, предприятие давно разворовали и раскурочили приватизаторы от номенклатуры. А кому сегодня нужны простые рабочие, если самыми почетными профессиями давно стали топ-менеджеры и шоумены?

Гордость как-то измельчала и опустилась до обывательского уровня. Мы гордились тем, что «наши» сандинисты опять надрали задницу сомосовцам, что советские космонавты дольше всех проработали на орбите, что бригада нашего земляка, Героя Социалистического Труда Семена Урусова, добилась самой высокой в СССР скорости проходки в разведочном бурении. Сегодня мы гордимся исключительно тем, что купили «фолькса» последней модели и съездили отдохнуть на Мальдивы. Зашибись! Жизнь удалась!

Конечно, во многом здесь вина наших СМИ, которые вещают совсем не о том, что нужно знать читателю и зрителю. Скажи, малыш, ты когда-нибудь видел по новостям сюжет о том, какой урожай пшеницы вырастили в селе Зюзюкино, а какое рекордное количество мойвы выловил экипаж траулера «Восход»? Ну да, нам все время талдычат о том, где кого взорвали-сожгли-посадили, про митинги, катастрофы, скандалы-интриги-расследования.

Ведущие спортивных новостей с придыханием рассказывают о перипетиях игры между «Монреаль Канадиенс» и «Питтсбург Пингвинз», мадридского «Реала» и «Манчестер Юнайтед». А ты хоть раз видел, чтобы там упомянули об успехах наших спортсменов в гребле на байдарках, стрельбе из лука или фехтовании? Не в тренде эти виды, а потому остаются за бортом информационной «лодки».

Помнишь, мы вместе смотрели детский «Голос» на «Первом канале»? Мне жаль этих ребятишек. В качестве своего заветного желания они называют стремление стать «успешным». Не «порядочным», «хорошим», «добрым», а именно «успешным». В том волчьем «демократическом» обществе, куда мы всеми силами стремимся попасть, успех стал единственным критерием твоей состоятельности. Достиг новенького Porsche и ботинок Berluti – ты уважаемый член общества. Если же у тебя мозоли на ладонях и въевшийся в кожу мазут – ты быдло, «ватник», «совок».

А «Рашка» в представлении «успешных» – это наша Россия. Так они называют страну, которая их воспитывала, обучала, защищала, кормила. Они брезгуют своей работящей, старой и некрасивой матерью-крестьянкой, которая пахнет молоком и навозом, шерстью и рыбой. Они плюют на могилы предков, надеясь таким образом скорее попасть в чистенький синтетический мир либеральных бюргеров. Может, их и пустят в европейский hotel, ведь деньги не пахнут, а Запад любит богатых клиентов, щедро сорящих чаевыми.

Запомни, малыш, Советский Союз был, а Россия всегда будет. Надо чтить, знать и любить свое прошлое – славное и кровавое, великое и постыдное, потому что оно – твое. А еще надо заставить его уважать весь мир, потому что таким образом частица этого уважения будет распространяться на тебя, наследника Ломоносова и Суворова, Курчатова и Жукова, Харламова и Сталина, Радонежского и Чехова.

Родину не выбирают. И не предают.

2014

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика