Светлана Тюлина gahmao.ru
На фото: коллектив воспитанников и учителей Ново-Назымской школы
Статью по истории образования и ликвидации посёлка Новый Назым (Терешка) хотелось бы начать с воспоминаний старожила Ханты-Мансийского района Спасенниковой Елены Николаевны, по национальности ханты, более 40 лет проработавшей учителем хантыйского языка: «Сколько больших и маленьких деревень исчезло за 60-70 годы ХХ века на югорской земле! Я только могу перечислить около десятка обжитых мест по Иртышу и Назыму, где я бывала, а теперь там брошенные дома или только трава на ухоженных землях растет. Под давлением властей (перевод на оседлость) на берег реки Назым съехались все ханты. В Большом Вару и Ить-Яхе бросили все, взяли только то, что можно было унести. Построили времянки и жили в них до осени. Через речку мы ездили в деревню Терешку за продуктами. Было решено жителей деревень с верховьев Ить-Яха, Назыма объединить в общем поселении и организовать колхоз им. Молотова. Начали строить новую деревню, которую назвали Новый Назым. В деревне сразу организовали интернат с начальной школой».
В связи с проводимыми мероприятиями по сселению национальных полукочевых колхозов, переходящих на оседлость, к единым хозяйственным центрам 15 июля 1950 г. состоялось общее объединённое собрание членов рыбартели им. Сталина, п. Красная Горка, и им. Молотова, ю. Сын-Вар. Аликов Данил Михайлович – председатель Красногорского колхоза им. Сталина – на собрании выступил со словами, что «с момента организации колхоза значительная часть колхозников, и я сам лично почувствовал, что коллективная жизнь является лучшей формой организации труда, чем наша индивидуальная кочевая жизнь… Я призываю всех колхозников и колхозниц, поскольку мы слились в единую семью, работать всем дружно и выполнять досрочно все государственные планы, а также организовать строительство нового колхозного поселка».
По итогам совместного собрания было решено прекратить кочевую жизнь и объединиться в одну крупную рыбартель с названием «им. Молотова» с новым хозяйственным центром и разрешить переезд колхозников из п. Красная Горка и юрт Сын-Вара. Не позднее 23 июля 1950 г. всем колхозникам с семьями надлежало выехать на Назым в Терешку на постоянное место жительство. С приездом каждой семье обеспечить себя жильем (построить избушки). Рыбартель им. Молотова организовалась 25 июля 1950 г. путем объединения двух рыболовецких артелей – им. Сталина и им. Молотова. Тайным голосованием Аликова Данила Михайловича выбрали председателем правления объединенного колхоза им. Молотова. Решением Самаровского райсовета от 16 ноября 1950 г. № 414 новым хозяйственным центром объединенного колхоза им. Молотова была определена, с присвоением названия, деревня Терешка, которую решено было построить по правому берегу реки Назым, напротив пункта Терешки. Был разработан проект планировки нового хозцентра.
Посёлок Терешка начал строиться в конце 1950 г. При обследовании и выборе места для строительства деревни комиссией был составлен Акт от 26 мая 1951 г., в котором отмечалось, что проживать в деревне Терешка будут 30 хозяйств с 141 едоком. Строительство деревни сопровождалось трудностями. Так, председатель с/совета П.С. Аликов докладывал на 3-й сессии 3-го созыва Назымского с/совета депутатов трудящихся Ханты-Мансийского района Тюменской области, с. Вершина, от 28 апреля 1951 г., что: «Строительство во вновь оседающем колхозе им. Молотова, ю. Терешка, еще по-настоящему не начато. В прошлом году было срублено 16 срубов и те срублены не по стандарту и не планово. Сейчас еще только начата заготовка леса, на заготовке леса работает 9 человек, на распиловке 2 пары. Плохо то, что нет на строительстве техника-строителя, а также лошадей для подвозки леса».
В перспективном плане развития хозяйства рыбартели им. Молотова села Новый Назым на 1951-1955 гг., составленным председателем правления артели Молдановым Павлом Кирилловичем, в производственно-экономической характеристике по состоянию на 1 января 1951 г. говорится: «Хозяйственный центр колхоза находится в селении Терешка, которое расположено на правом берегу р. Назым против старого заселенного пункта Терешка – хозцентр, начал застраиваться во второй половине 1950 г., но основное строительство развернулось в лето 1951 г., построено 22 объекта. Хозяйств всего 33, населения 133 человека, мужчин – 34, женщин – 34, подростков от 12 до 16 лет – 22, ханты – 29, ненцы – 4. Колхоз состоит из одного населенного пункта».
В справке «Об экономических показателях рыболовецкой артели им. Молотова – д. Терешка Назымского сельского совета на 1 июля 1951 г.» значится 32 хозяйства, населения всего 143 человека, в том числе 26 хозяйств – ханты; ненцев – 5; русских – 1. Всего трудоспособных 55 человек, из них 25 мужчин, 30 – женщин, подростков от 12 до 16 лет – 4. Держали оленей в количестве 185 шт., лошадей, крупный рогатый скот, лисиц не было. Занимались в колхозе рыб добычей и пушным промыслом, оленеводством. В колхозе из основных средств имелись: контора правления, баня, нарты оленьи в количестве 10 шт. и упряжи – 3 комплекта. Председателем колхоза был Аликов Данил Михайлович, по национальности ханты. Согласно статистическому отчету Назымского сельского совета «О всеобуче, возрастном составе населения, наличии скота и др.» на 1 декабря 1951 г. в д. Терешка проживал 171 человек, из них по национальности ханты – 133, ненцы – 29, русских – 8. Из этого видим, что население д. Терешка с июля по декабрь 1951 г. увеличилось на 28 человек.
Исполком Самаровского районного Совета депутатов трудящихся своим решением от 31 декабря 1951 г. удовлетворил просьбу членов рыбартели им. Молотова, выраженную в протоколе общего собрания от 18 декабря 1951 г., и новому хозяйственному центру вместо деревни Терешка присвоили название – поселок Новый Назым.
20 июля 1952 г. бухгалтером-ревизором Рыбаксоюза Е.Т. Исыповым была проведена проверка по строительству посёлка. Он пишет в справке по итогом проверки: «…по плану построить и закончить в конце 1952 г. 32 жилых дома, фактически на день проверки построено 27 домов и 3 сруба без верхних балок, из 27 домов 3 дома отстроены, 13 – на 95%, в них отсутствуют внутри запорки и сенцы, 11 домов – на 70-80% сделаны, в них отсутствуют печи, запорки и сенцы… Всего семей в колхозе имеется 35, в том числе ханты и ненцев – 34, 1 семья русских /Перевозкин/. В одном дому в данное время разместили детские ясли, ясли открыты по линии Райздрава /зав. Салтанова/, но к зиме требуется дом под колхозную семью, сможет или нет Райздрав к зиме оборудовать другое помещение. Строительство домов проводилось без техника-строителя, имеются технические недостатки, в целом работа по строительству в 1952 г. ведется лучше, чем в 1951 г. Бригадир строительства работает бессменно – старик ханты Харанзеев Кирилл Николаевич. Строится колхозный клуб, срублено 6 рядов сруба, но по техническим причинам на 1 метр укоротили. Построены – медпункт, правление колхоза, магазин, склад товарный, пекарня, склад МРС, строится заготовительный пункт ЗЖС, сруб закончен, не строится рация, детсад, детясли, школа, баня, хотя имеется времянка, которая на первый случай обеспечивает население».
На 6-й сессии 3-го созыва Назымского с/совета депутатов трудящихся 14 июня 1952 г. рассматривался вопрос «О проведении посева картофеля в колхозе им. Молотова п. Новый Назым». Председатель правления колхоза Аликов Петр Семенович доложил, что: «… по плану посева картофеля и др. овощных культур колхозом им. Молотова посеяно 1,4 га, дополнительно раскорчёвано 0,35 га, посев продолжается. Корчёвка происходит вручную… Посев овощных культур не прививается».
В 1950-е годы прошла вторая волна укрупнения колхозов и ликвидация неперспективных деревень. Необходимость слияния артелей обосновывалась тем, что эти артели якобы были малочисленные со слабо развитым хозяйством.
В характеристике рыбартелей Самаровского района, подлежащих укрупнению – им. Молотова (Новый Назым) и им. Калинина (Итьях) с хозяйственным центром в рыбартели им. Молотова п. Новый Назым, данной Окрсельхозотделом за 1952-1953 гг. следует описание объединяемых колхозов: «Расстояние от Нового Назыма до Итьяха 8 км. Центр этой укрупненной артели рекомендуется в п. Новый Назым, который расположен на незатопляемом берегу реки Назыма и в котором заново построены дома для колхозников, имеется радиоузел, строятся больница и клуб, имеется заготпункт ЗЖС, приемный пункт рыбоучастка. Основное направление укрупненной артели – рыболовецкое (1952)». В 1952 г. население Итьяха переехало в Новый Назым.
В 1954 г. в Новом Назыме проживало 192 человека, из них 125 ханты и 27 ненцев, 40 русских. Основное население работало в колхозе – 153 человека.
Исполком Самаровского райсовета решением от 15 сентября 1952 г. постановил открыть начальную школу-интернат в 1952-1953 учебном году с количеством 35 мест.
В марте 1955 г. инспекторами Самаровского Районо проводилась проверка начальной школы в Новом Назыме, где имелись 5 классов с тремя классами-комплектами. Было выявлено, что школа находилась в малоприспособленном домике, тесном, холодном и неуютном. Учителя и воспитатели жили на частных квартирах, иногда в одной комнате с хозяевами. Учительских домов нет. Интернат расположен в двух малоприспособленных домиках, арендованных у колхоза. Учащиеся заложили парники, вырастили огурцы, помидоры, кукурузу, причем рассаду брали и колхозники. Это имело большое значение для развития огородничества среди колхозников. В 4 квартале 1956 г. была запланирована сдача помещения Ново-Назымской начальной школы.
Строительство здания школы шло с проблемами. Так, в докладной записке «О ходе строительства Ново-Назымской школы» председатель исполкома райсовета депутатов трудящихся тов. Шибакин, отмечал, что: «Строительство Ново-Назымской школы началось в июне 1955 г. Бригада плотников в 9 человек продолжает работы по настоящее время… Имеются все возможности к концу 1955 г. закончить основные работы по строительству данной школы. Однако дальнейшее строительство школы тормозится из-за недостатка средств. Самаровский Районо просил строительный отдел Облоно пересмотреть смету на строительство школы. Исполнительный комитет Самаровского районного Совета депутатов трудящихся просит Тюменский Облисполком отпустить дополнительно в 1955 г. 150 тысяч…». Заведующая школой т. Пуртова докладывала депутатам Назымского с/совета о том, что: «…строительство школы начато с 20 июня 1955 г. Финансировалось строительство Районо плохо, приходилось тратить деньги, идущие на строительство интерната… Условия для детей плохие, школа-интернат расположена в колхозных домах, теснота».
На основании решения Тюменского облисполкома от 15 ноября 1956 г. центр Назымского сельского совета Самаровского района из населенного пункта Вершина был перенесен в п. Новый Назым.
В 1957 г. п. Новый Назым затопило до 80% площади, причем многие дома наклонило ввиду того, что земля являлась наносной, почва не устойчива, берег размыло водой местами от 1 до 5 метров. Все это поставило в серьезное положение дальнейшее существование поселка. Сельский совет вынес решение о том, что продолжение строительства поселка становится немыслимым и отметили, что во время начала строительства районная комиссия подошла неправильно к выбору места для хозцентра Новый Назым. Назымский сельский совет обратился в исполком районного совета о создании авторитетной комиссии из представителей района и округа, и о посылке ее в Новый Назым для срочного решения вопроса о дальнейшем строительстве хозцентра Новый Назым на существующем ныне месте или о перевозке его на другое место.
В поселок Новый Назым прибыла комиссия и составила акт обследования от 6 июля 1957 г., в котором прописали, что целесообразно переместить хозцентр в деревню Кышик.
Решением исполкома Самаровского райсовета от 27 июля 1957 г. вынесли решение: «Протокол общего собрания членов артели от 6 июля 1957 г. за № 37 утвердить. Заключение комиссии от 6 июля 1957 г., обследовавшей пос. Новый Назым и д. Кышик, признать правильным и считать хозяйственным центром рыбартели им. Молотова в дер. Кышик с постоянным освоением такового застройкой жилищными, хозяйственными и социально-бытовыми сооружениями».
Решено было перебазировать п. Новый Назым в д. Кышик. 24 мая 1957 г. на второй сессии Назымского с/совета поставили задачу перед правлением колхоза добиться того, чтобы строительство всех перебазирующихся домов закончить уже к 10 июля 1958 г. В 1954 г. переселяющимся колхозникам колхоза им. Молотова в п. Новый Назым выдавались ссуды на постройку жилых домов по 4000 руб. под 2% в Сельхозбанке на 10 лет. Колхозники построили дома и снова в 1957 г. – перебазировка в д. Кышик. Им снова в 1958 г. выдали ссуды на перевозку домов с рассрочкой на 2 года. Из документов видим, как материальное положение колхозников было подорвано в результате всех переездов, связанных с акцией всесоюзного масштаба по укрупнению колхозов.
К 1961 г. из Нового Назыма в д. Кышик было перебазированы все здания и сооружения: домов колхозников перевезено и построено 67, домов рабочих и служащих 22, кроме того, перевезены и построены семилетняя школа-интернат, рыбкооп с жилыми домами и другими постройками, почтовое отделение, детсад, детские ясли, контора р/участка, с/совет, Красный Чум, больница.
Решением Тюменского облисполкома от 5 ноября 1965 г. п. Новый Назым был исключен из учетных данных административно-территориального деления населенных пунктов Ханты-Мансийского района.
Приводим воспоминания жительницы д. Вершина, п. Новый Назым, д. Кышик Платоновой (Монаховой) Анны Николаевны.
«Колхоз в д. Вершина объединял несколько деревень. Мне часто приходилось ездить из д. Вершина в д. Тренька, д. Большой Вар. Колхоз хорошо поднялся, когда звероферма была. Лисиц чёрно-бурых выращивали. В 1953 году я только окончила курсы бухгалтеров, как всем жителям нашей деревни, а также жителям деревень, относящимся к нашему Назымскому сельскому совету, было приказано из д. Вершина переезжать в п. Новый Назым. Куда денешься? – поедешь. Звероферму закрыли сразу, работы нет. Но не все сразу в Новый Назым поехали. Центральная контора колхоза была в Новом Назыме, а в д. Вершина лошадей держали.
Постепенно люди стали обустраиваться на новом месте. Работы всем хватало. В Новом Назыме больница была хорошая. Пекарня была, начальная школа. Электростанция. Дрова заготовляли. А когда и Новый Назым топить стало, встал вопрос ребром: куда теперь переезжать? Либо на Высокий бор, либо в Нариманово. На общем собрании колхоза Типсин – в то время председатель колхоза – настоял на переезде в Кышик. Ханты плохо понимали по-русски, да и переводчики дословно не переводили. Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что лучше бы переехали в Нариманово. Тяжело народу было. После решения переезжать в Кышик, все плакали: только дома построят и опять гонят с места на место – с Большого Вара, Пыжьяна. Село Кышик между собой называли помойной ямой, никто туда ехать не хотел.
Монахов на том собрании выступил против того, чтобы заставлять переезжать национальное население, но Типсин оборвал его речь, сказав, что он чепуху говорит, его выступление неправильное – молчи, и настоял на переезде ханты в Кышик.
Всё у ханты было. Одежда была какая! – красивые кисы, шубы, шапки, рукавички теплые, удобные, красивые, из мягкой оленьей кожи, все расшитые. Нас ханты любили. Подарили и мне такие. Олени холеные.
Пригнали их. Расположились они на берегу реки Назым с семьями, с оленями. А в ночь яр обвалился. Сколько людей утонуло!
Местному населению жалко было народ. Плакали многие. Страшно. Не трогали бы их, сколько бы они пушнины могли добыть, оленей вырастить. А в наших деревнях надели на них резиновые сапожки, многие простыли, заболели. Люди перевозили свои пожитки на лодках, дома на плотах вниз по течению сплавляли. У некоторых плоты рассыпались, дома уплывали. Это был тяжкий труд.
В 1958 году люди из деревень переехали в Кышик. Вначале все в колхозе работали. Потом колхоз им. Молотова передали рыбоконсервному комбинату и организовали рыбучасток, а 8 августа 1963 г. реорганизовали в Урманный госпромхоз, там я до пенсии и работала».
Так перестал существовать еще один населенный пункт под названием Новый Назым.
Уходит старое поколение, и вместе с ним исчезают события, сведения об исчезающих деревнях. Когда встречаешься с бывшими жителями деревень, ощущаешь какой-то особенный трепет. Но сегодня зачастую память о многих деревнях хранят только одинокие черёмухи, заглядывавшие в окна, кусты смородины, заросшие крапивой, кое-где оставшиеся фундаменты домов, да ещё старики, жившие когда-то в этих деревнях.