Шевелева М.М. На фото: Казымская молодежь, 70-е годы
Становление школы
…Очагами культуры на Севере со второй половины 20-х годов становятся культбазы. Для ненцев они открываются в Яр-Сале, Хельмер — Седэ; для манси — в Сосьве; для ханты — в Казыме. В канун праздника 14-й годовщины Октябрьской социалистической революции в Казыме было проведено открытие всех учреждений культурной базы.
Строительство школы началось в 1930 г. Бригаду строителей возглавил Рандымов Тимофей Яковлевич. Строители-плотники А.П.Попов, А.Кабур, А.Шамат возвели в Казыме здание школы, интерната, столовой, жилые дома.
В 1931 г. для организации школы в Казыме по поручению райкома партии приезжает Аркадий Николаевич Лоскутов, имевший опыт организации школы в мансийском селении Сартынья.
26 декабря 1931 г. на IX партийной конференции в Березово был заслушан рапорт Казымской культбазы: «Организован культпоход под лозунгом «За грамоту казымских остяков» в составе трех бригад, численностью 10 человек, прошедших пешком по лесотундре расстояние 330 км., в результате чего школа — интернат укомплектована на 21 декабря детьми казымских остяков в числе 17 человек…».
Первыми учениками школы стали: Никита Тасьманов, Каксина Мария Петровна, Ерныхова Евгения Ивановна, Спиридонова Мария Григорьевна, Спиридонова Евгения Яковлевна, Спиридонова Елена Васильевна, Захаров Петр Степанович, Тарлины Пелагея и Мария Ивановны, Каксин Василий Иванович, Обатина Евдокия Андреевна и другие. Школу возглавлял Лоскутов А.Н., его супруга- Александра Кирилловна была воспитателем. Кроме этого в школе работали учителя: Подлетин Афанасий Иванович, Чупров Терентий Иванович.
В декабре 1931 года родители по наказу шаманов, которые объявили культбазу «Домом злого духа», забрали детей из школы. Аркадий Николаевич поехал по юртам убеждать родителей вернуть детей в школу. Занятия возобновились в школе через две недели: два учителя занимались с тремя учениками. Позже вернулось еще 10 человек. К концу февраля школа стала работать систематически. В следующем учебном году в школе было 60 учеников. Как и по всей стране, в Казымской школе создается первый пионерский отряд. Первым учеником, повязавшим красный галстук, был Каксин Василий Иванович, первым пионервожатым — Каксин Никита Павлович.
Работа школы и интерната вошла в нормальное русло только с 1934 года, когда закончились события, вошедшие в историю под именем «казымского мятежа». Почти все дети школьного возраста стали учиться. Занятия в школе велись на родном языке учащихся. При школе работали мастерские: слесарная, столярная и пошивочно — рукодельная. Кроме того, с учащимися проводились занятия по рыбному и охотничьему промыслам.
При Казымской школе — интернате был открыт филиал в деревне Юильск и организована кочевая школа в Казымской тундре. В Юильской школе преподавал Николай Артеев. В кочевой школе Казымской тундры у учителя Канева Константина Васильевича учились Филиппова Анна Андреевна, Филиппов Прокопий Андреевич, Канева Фелицата Иовна, Вокуев Федор Яковлевич, Вокуев Михаил Яковлевич, Вагатов Петр Ефимович, Вагатов Иван Ефимович, Вагатов Кирилл Ефимович, Рочева Варвара Петровна и др.
В 1934 году воспитанники школы под руководством воспитателей В.В. Зальцберг и А.К Лоскутовой заложили свой огород, стали выращивать картофель. В эти же годы начал свою работу в школе Артеев Владимир, закончивший в 1932 г. педагогический техникум. В 1935 году в Москве на совещании учителей северных школ А.Н. Лоскутов выступил с докладом об опыте Казымской школы. Он был приглашен на беседу к Н.К. Крупской, которая похвалила его за созданный им букварь.
В первые годы работы школы существовало немало трудностей. Приехавшие учителя не знали родного языка детей, а ученики — русского. Для русских работников культбазы были организованы курсы по изучению родного языка ханты. Национальных кадров в округе в то время почти не было. Организованное обучение представителей коренных народов началось в 1925 г. в Ленинграде в Институте народов Севера, затем — в Тобольском педтехникуме. С 1932 года кадры учителей начинает готовить Остяко-Вогульское педагогическое училище.
Для подготовки национальных кадров необходимо было приступить к созданию учебных пособий на языках народов Севера. Работа по разработке нового алфавита начинается в 1931 г. Через год работа была завершена, создана письменность для 16 народностей севера: ненцев, селькупов, хантов, манси, саами, эвенков и др. В этом же году Учпедгизом издаются первые буквари. В начале 30-х годов выходит на латинице хантыйский букварь Гаргера и В.В. Зальцберг.
В 1933 году осуществляется выпуск первых книг для чтения на родном языке, а с 1934 г. — первых учебников по родному языку. В 1935 г. принимается решение о переводе графики с латинской на русскую основу. Именно поэтому была важна работа самих педагогов, которые апробировали эти книги. Но даже этих учебников, напечатанных на серой бумаге, бедно иллюстрированных, в школе было мало.
В 1936 году А.Н. Лоскутов возвращается в Сартынью, а новым директором школы становится Подлетин А.И., который свободно владел хантыйским языком. Афанасий Иванович окончил аспирантуру в Ленинграде и готовил к защите диссертацию.
В эти годы коллектив школы пополняется молодыми учителями (Каскин Иван Николаевич, Карелин Иван Иванович), воспитателями (Аксарина Нина Матвеевна, Недзельская А.В.) Каскин И.Н. так вспоминает годы своей работы в Казыме: «Нас распределили по классам. Мне и Карелину, как изучавшим хантыйский язык в институте, дали начальные классы, т.к. дети, прибывшие на учебу из юрт, не знали родного языка. Н.М.Аксарину, как воспитателя, великолепно владеющего хантыйским языком, направили в интернат». Евгения Фридриховна Кенинг преподавала немецкий язык, Козлов Сергей Сергеевич — математику, его жена Кайгородова Ираида Алексеевна — русский язык, Черепанова Юлия Лазаревна заведовала интернатом. Другие предметы вели Ельпин Степан Петрович, Чупров Терентий Иванович, Артеев Николай Иванович и др.
Кроме хантыйской, в Казыме была и русская начальная школа, ею заведовал Ефтифеев Герман, вторым учителем была Вискунова Елизавета Григорьевна.
Учителя активно участвовали в общественной жизни села: сам Каскин был редактором стенной газеты в клубе, учителя участвовали в постановке спектаклей, с концертами выезжали в другие села. В свободное время учителя любили играть в волейбол, выезжали на природу.
Подлетина сменил новый директор — Бакунин Александр Александрович. Он и его жена были москвичами. В памяти учителей он остался «добродушным, инициативным, веселым человеком. От учителей требовал четкой, профессиональной работы, рассылая их по населенным пунктам для ознакомления с местными условиями».
С 1938 г. Казымская школа давала пятиклассное образование. Меняется качество и количество образования в округе. Если в 1931 году было 80 начальных, 4 неполных средних школы, то в 1937 году — 118 начальных и 32 неполных средних школы.
Согласно переписи населения 1939 года три четверти населения в округе были грамотными. В этом видится заслуга не только государства, которое увеличило расходы на душу населения в области просвещения (с 50 копеек в 1912 году до 144 руб. в 1939 г.), но и преподавателей. Растет и число учеников в школах. «Если в 1931 году в школе Казымской культбазы было только 17 человек, и учебный год продолжался 92 дня, то в 1940 году школьные занятия начались в срок, за парты село 260 учащихся, из них 145 представителей северных народностей».
В сороковые годы продолжается работа по созданию единого литературного языка. Для этого в районах округа создаются авторско-переводческие бригады, в задачи которых входит не только сбор фольклора, но и составление словарей, переработка словаря Сухотиной на местный диалект. В Казыме тоже работала такая бригада.
Работа по редактированию художественной литературы, учебников стала выполняться в округе. Ленинградское отделение Учпедгиза высылает в Ханты — Мансийск рукописи художественной детской литературы для перевода с казымского на среднеобской диалект, для этого был создан штат переводчиков. Одним из переводчиков был учитель Нумтовской школы В.С.Алачев. На 1941 г. была предусмотрена подготовка учебников для начальной школы: букварь (авторы Подлетин и Кенинг), книга для чтения (Ю.Н.Русская и К.Ф.Хватай-Муха), учебник арифметики (П.Е.Хатанзеев), учебник родного языка 1-2 класс (Подлетин).
Согласно архивным данным накануне войны в Казымской школе обучалось 256 учащихся, успеваемость составляла 77,4%, посещаемость — 96,4%, отличников — 21, ударников — 67, неуспевающих — 58, комсомольцев — 20, пионеров — 126. В интернате проживало 142 ученика (ханты и ненцы). В 1941 г. Казымская школа стала семилеткой.
Казымская школа в годы войны и послевоенное время
На второй день войны начал работать окружной военкомат по формированию военных команд для отправки на фронт. В первый же день военкомат получил 200 заявлений и телеграмм с просьбой отправить на фронт. Вот что писала комсомолка — учительница Казымской семилетней школы Александра Британова (Неруш):«…Как велика ненависть и злоба к зарвавшимся фашистам — трудно выразить словами… Узнав о наглом нападении фашистов на нашу Родину, я, не задумываясь ни минуты, изъявляю желание добровольно идти в РККА и защищать любимое Отечество. Военной специальности я не имею, но считаю себя готовой к защите Родины: сдала нормы на все оборонные значки. Прошу не отказывать в моей просьбе и зачислить в ряды РККА».
С началом войны изменилось многое не только в жизни взрослых, но и детей. В школе теперь изучали не только математику, литературу, но и противовоздушную и противохимическую оборону, стрелковое дело. Школьники старались учиться лучше. Были и отличники, но они теперь не поощрялись так, как до войны (перед войной 10 отличников из Казыма и Сосьвы были награждены поездкой в Москву).
«Случалось, — вспоминает школьные годы военных лет бывшая ученица школы Лозямова Екатерина Максимовна, — что на весь класс был один учебник. Писали в старых тетрадях между строками. Вместо чернил использовали сажу, марганец и оленью кровь». Дети помогали взрослым как могли. Собирали грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, отправляли посылки на фронт с теплыми вещами, рыбой, писали письма бойцам. В 1942 году в округе был объявлен месячник по сбору одежды, обуви, книг для отправки в освобожденные районы. Многие школьники входили в состав рыболовецких бригад, в 1944 г. был организован конкурс на лучшую школу по сдаче пушнины.
Школьники учились, работали, по возможности организовывался их досуг. Бабкина Любовь Ивановна помнит о том, что в военные годы учеников отправляли в лагерь в Шеркалы. Память учеников Казымской школы сохранила и фамилии некоторых руководителей школы (директорами в то время были: Синяк, Сосновский Иван Кузьмич, завучем был Дергач), и фамилии одноклассников. Так, Канева (Хрушкова) Галина Георгиевна в школу пошла в 1942 г., вместе с ней начали обучение Ерныхов Алексей Григорьевич, Каксина Евдокия Павловна, Канева Наталья Акимовна, Канев Николай Ефимович, Тарлин Тимофей Максимович, Вагатова Мария Кузьминична и др. Федосей Яковлевич Вокуев в этом же году пошел в 4 класс, его одноклассниками были Мухаметзянова Зинаида, Дмитриев Анатолий, Канев Николай Григорьевич, Бабкина Любовь Ивановна, Ямзина Галина Алексеевна, Ануфриева Ульяна Ефимовна, Неруш Петр Семенович, Бетев Виктор.
В начальных классах преподавали учителя: Тараканова Вера Евдокимовна, Ахматшина Феоза Степановна, Брянцев Георгий Александрович. Британова (Неруш) Александра, Архангельский Василий Алексеевич обучали старшеклассников.
В военные годы в системе образования происходят изменения: возраст обучающихся был снижен с 8 до 7 лет, введена 5- бальная система оценок. Закон об обязательном всеобщем обучении не выполнялся, т.е. не все дети школьного возраста были охвачены учебой. Ежегодные сборы детей в школу были дорогостоящими. Чтобы добраться до школы, летом надо было плыть до школы на лодках, а зимой ехать на оленях.
Во второй половине 40-х годов школой руководил Архангельский Василий Алексеевич, после него директорами были: Будников Петр Кузьмич, Пермяков Иван Федотович, Бекетов Дмитрий Николаевич, Замятин Валерий Капитонович.
Послевоенные годы
В 50-е годы в Казымскую школу приходят педагоги, ставшие затем ветеранами педагогического труда, это: Лозямова Екатерина Максимовна, Мотошина Елизавета Дмитриевна, Канева Маргарита Григорьевна, Попова Тамара Иосифовна. Многие из них начинали преподавать в начальных классах. Учителей начального звена в Казымской школе было немного: Канева Екатерина Григорьевна, Вагатова Мария Кузьминична. Начальные школы функционировали в Юильске, Нумто, Помуте. Обатин Алексей Максимович, работавший с 1949 г. заведующим Помутской начальной школы, стал автором букваря на языке казымских ханты. Сохранялись малокомплектные классы. С 1957 г. в округе при всех национальных школах открылись подготовительные (нулевые) классы, обучаясь в которых дети овладевали русским разговорным языком, приучались жить в коллективе интерната. С этого же года дети коренной национальности, проживающие в интернате, переводятся на полное государственное обеспечение.
«Дисциплина на уроках была. Во время перемен девочки пели песни. Преподавателей (Кауртаеву Фаину Лаврентьевну, Анкину Варвару Алексеевну, Рябову Александру Григорьевну, Артееву Надежду Александровну, Дабина Карпа Никитича и мн.др.) уважали. В интернате дети обслуживали сами себя. Проводились субботники по заготовке дров для школы, интерната. Осенью убирали картошку. В школе и в районе проводились различные соревнования по лыжной подготовке, по стрельбе», — воспоминания бывших учащихся (а ныне педагогов) Казымской школы Носаченко Надежды Матвеевны, Каневой Марии Михайловны, Рочевой Таисии Николаевны дополняют наше представление о жизни школы в 50-е годы.
В 60-е годы в округе был введен закон о всеобщем восьмилетнем образовании. В этот период в Казымской школе работали учителя начальных классов Лозямова Екатерина Максимовна, Ремизанова Анна Никитична, Ерныхова Полина Никитична, преподаватель немецкого языка Артеева Надежда Александровна, математики — Паньшина Елена Ефимовна, географии — Шевелева Таисия Степановна. Заведующей интернатом была Власова Галина Григорьевна, воспитателем — Бакланова Галина Григорьевна. Руководил школой Кузнецов Андриан Иванович. Казымская школа в 1962/63 учебном году сделала свой первый выпуск восьмиклассников. Это были: Вагатов Александр, Бабкина Людмила, Смирнов Виктор, Попова Надежда, Рочев Александр и др.
В 1963 году в 13 классах (в т.ч. 8 начальных) учится 251 человек. В 1962 году в Казымскую школу приезжает семья учителей Красновых. Сергей Михайлович занимал должность директора и преподавал историю; его дочь — Татьяна Сергеевна — математику, черчение; сын — Юрий Сергеевич — математику, физику, слесарный труд. Учителями словесности в это время были: Попова Тамара Иосифовна, Канева Маргарита Григорьевна, Шулинина Маргарита Романовна. Географию, немецкий язык, биологию, рисование вела Макарова Галина Ивановна. Учили азам грамотности малышей Самарокова Нина Павловна, Рочева Таисия Николаевна, Мотошина Елизавета Дмитриевна. Молодой специалист Носаченко Надежда Матвеевна начинает работать пионервожатой. Дружина школы носила имя Зои Космодемьянской. Проводились пионерские сборы, комсомольские собрания, читательские конференции по книгам. Ученики выступали с концертами, были и «выездные концерты» в д. Хуллор. Ученики демонстрировали знания на общественных смотрах. Общая успеваемость в 1964 году составляла 93,7, в 1965- 88 %.
«Для учеников велись кружки: физический, литературный, краеведческий, столярный. Преподаватели были членами общества «Знание». Для родителей проводились собрания на звероферме, в совхозе, выпускался бюллетень «Голос школы». По местному радиовещанию читались лекции по воспитанию, примеры приводились из жизни школы» — это строки из воспоминаний Каневой Маргариты Григорьевны, которая начинала педагогическую деятельность в начальных классах, затем преподавала русский язык и литературу, а с 1965 по 1976 работала директором Казымской школы.
Во второй половине 60-х годов в жизни интерната не произошло существенных изменений. Рассказывает об этом бывшая воспитанница Рандымова (Банк) Наталья Викторовна: «Здание интерната в 1966/67 учебном году перестраивалось. На это время детей перевели жить временно в общежитие. Технического персонала почти не было, уборку в комнатах, в столовой делали сами. В воскресенье — выходной день для работников столовой, готовили ученики. На каникулы все воспитанники разъезжались по домам. Юильские добирались на катере, нумтовские сначала плыли на катере, до Березова, а уж оттуда — на самолете до Нумто. Зимой весь путь проделывали на оленях». Коллективом воспитателей в интернате (Бешкильцева Л.В., Хрушкова Л.Г., Молданов М.Т., Молданов Г.И. и др.) руководила Канева Мария Михайловна, до этого работавшая учителем и зав.интернатом в д. Нумто. После Каневой М.М. заведующими в интернате были Парова Г.В., Туева Г.Н., Кармацких А.Ф., Тышкевич Г.К., воспитателями работали Рочева Т.Н.. Вандымова Т.Н., Егорова В.И., Бояркина Н.К., Молданова М.С.
Школа с 70-80 -х гг. до XXI века
С 1976 по 1979 г. школу возглавлял Соленов Борис Александрович, завучем был Кононов Леонид Васильевич. В начале 70-х годов в начальных классах преподавали: Лозямова Е.М., Мотошина Е.Д.. Носаченко Н.М., Вокуева В.М.. Попова П.С., Домахина А.В., Канева Г.И. Со второй половины 70-х начинают работать в начальном звене Тарлина Зоя Дмитриевна, Филиппова Ольга Михайловна, Обатина Галина Алексеевна.
В среднем звене русский язык и литературу преподавали Канева Маргарита Григорьевна, Попова Тамара Иосифовна, Хатанзеева Надежда Трофимовна, Зольникова Тамара Федоровна; математику — Тарасова Вера Васильевна, Вокуева Тамара Петровна, Езынгова Галина Сергеевна, Речанова В.М., Догаев Виктор Харитонович, Кононов Леонид Васильевич. Химию и биологию вела Павленко Тамара Васильевна, историю — Степаненко Иван Степанович, Бирюгина Наталья Юрьевна; географию — Истомина Евдокия Петровна. Немецкий язык сначала вела Валиулина Зинаида Юрьевна, после нее — Соленов Борис Александрович, затем Кузеева Равиля Анваровна. Азизова Валентина Азизовна преподавала пение; Конышев Валерий Анатольевич, Ильина Татьяна Николаевна, а позднее — Софронов Валерий Романович — физкультуру.
В 1975 году в школе было 16 классов (с 0 по 8 класс), в которых обучалось 375 учеников (в т.ч. 284 коренной национальности), пионеров было 162, комсомольцев — 32. Преподавательский коллектив состоял из 24 человек. Успеваемость составляла 99,5%, качественная успеваемость-28,4%. Занятия проводились в две смены. Кроме того учащиеся, когда-то прервавшие учебу, могли ее продолжить в заочно — вечерней школе.
Ученический коллектив по — прежнему делили на октябрят, пионеров, комсомольцев. Первоклассников в дни Октябрьской революции принимали в октябрята. Лучших из них в апреле месяце (в 3-м классе) — ко дню рождения В.И.Ленина принимали на торжественном сборе в пионеры. Самые достойные становились комсомольцами. Для пионеров проводились пионерские сборы, для комсомольцев — собрания, ленинские зачеты. Общешкольными были коммунистические субботники.
Жизнь школы была насыщена не только общественно- политическими, учебными мероприятиями, но и спортивными. В 1977 году на районные соревнования (на приз газеты «Пионерской правды») Казымская школа выставила достойную команду: Попова Галина (7 кл.), Ерныхова Нина (6 кл.), Рандымов Василий (4 кл.) и др.
О состоянии учебно-воспитательной работы докладывалось на выездных педсоветах. Так, на состоявшемся выездном педсовете в совхозе «Казымский», на котором присутствовало 39 родителей и 18 преподавателей, было принято следующее решение:
- Добиваться, чтобы все выпускники (23 человека) продолжали среднее образование;
- Учительскому коллективу совместно с родительской общественностью работать над качественной успеваемостью;
- Учащимся, родителям, классным руководителям совместно провести ремонт классных комнат.
- Родителям- оленеводам посещать школу, интересоваться воспитанием и успеваемостью детей;
- Просить администрацию совхоза содействовать вывозу родителей из стад (ответственный Вокуев М.И.);
- Просить секретаря цеховой партийной организации Молданова Д.Т., секретаря парткома совхоза « Казымский» интересоваться жизнью детей интерната.
В 80-е годы Казымская школа должна была перейти на кабинетную систему. В старом здании школы, которое уже обветшало, не было спортзала, оборудование кабинетов не соответствовало требованиям учебного процесса, и в 1981 г. организация СУОР-39 треста «Казымгазпромстрой» начала строительство нового здания школы на 392 места. Проектная стоимость составляла 990000 рублей.
Новое здание школы, в отличие от старого, планировалось двухэтажным, с актовым и спортивным залами, мастерскими. Строительство школы возглавлял Паршаков С.Л. Новая школа была сдана досрочно. Переход в нее начат в ноябре 1983 года. В школе было 15 предметных классных комнат, библиотека, что позволило осуществить переход на кабинетную систему.
Численность учащихся в разные годы менялась. В 1980/81 уч.году учеников было 370 (из них 297-коренной национальности), в 1984/85 уч.году — 377 (296), классов комплектов — 19. С 1983/84 уч. года это были с 0 по 10 класс. Первый выпуск 10 класса был осуществлен в 1983/84 уч.году, это следующие ученики: Вылла Светлана, Каксина Евдокия, Григорьева Любовь, Лозямова Татьяна. Аликова Раиса, Бабиков Евгений, Тользина Римма, Неруш Семен, Вокуева Ольга и др.
Успеваемость в 1984/85 уч. году — составила 99,7%, качественная успеваемость — 30,9%. Коллектив учителей вырос на одну треть. В этом же учебном году в школе работало 37 учителей, 16 человек имели высшее образование, 21 человек — среднее. Пять педагогов к этому времени имели звание «Отличника»: Поповой Тамаре Иосифовне было присвоено звание «Отличник просвещения СССР», а Каневой Маргарите Григорьевне и Мотошиной Елизавете Дмитриевне — звание «Отличник просвещения РСФСР».
В начале 80 -х годов часть коллектива обновляется. Начальное звено пополняется молодыми специалистами, это: Вандымова Татьяна Николаевна, Тарлина Раиса Гавриловна, Тарлина Светлана Тимофеевна, Захарова Марина Григорьевна, Ерныхова Валентина Даниловна, Плесовских Надежда Юрьевна (пионервожатая школы).
Новые преподаватели-предметники вливаются в коллектив: Кайгородова Ольга Юрьевна (математика), Канева Марфуза Сабирчановна (математика), Канева Клавдия Ивановна (труд), Татарников Сергей Аркадьевич (история), Докучаев Валерий Петрович (физкультура), Бабиков Лев Николаевич (труд), Молданова Елена Александровна (иностранный язык), Зубрилина Надежда Геннадьевна (физкультура), Айдушева Татьяна Александровна (физика), Канева Наталья Михайловна (биология), Кокоулина Лариса Петровна (физика). Литвинова Екатерина Владимировна работает организатором внеклассной работы, Попова Наталья Яковлевна — библиотекарем. С 1979 по 1984 год школу возглавлял Литвинов Николай Федорович, с 1984 по 1986 — Майер Владимир Давыдович, с 1986 по 1990 — Кононов Леонид Васильевич. Заведующей учебной частью с 1979 года по 1984 была Поливко Тамара Викторовна, которую сменила Лялина Галина Дорофеевна, проработавшая в данной должности 12 лет. Заведующим интернатом в 1980 г. был Кононов Л.В., после него — Молданов Илья Александрович, Габоев Анотолий Борисович, Тыманова Валентина Петровна, Шевелева Марина Михайловна, Волков Владимир Иванович, Бихтимиров Г.Б., Кайгородов С.В.
Новые педагоги пополнили преподавательский состав во второй половине 80-х годов: учителя начальных классов Канева А.Н. и Каксина С.М.; физики Лира И.П. и Середенко Б.Е.; филологи Каксин А.Д., Юрисова Г.П., Щербакова Т.А., Молданова Т.П.; математики Назырова А.Х. и Канева Е.В.; немецкий язык Рябых Л.П.; воспитатели Коркина Л.В., Лозямов А.С., Пяк Л.В., педагог дополнительного образования Филиппова Г.Ф. Начинали работать с должности пионервожатой: Каксина Альбина, Вагатова Валентина, Аликова Лариса, Бокова Галина.
Многие педагоги вели кружки: Канева М.С.- «Юный математик», Айдушева Т.А.- «Физика и жизнь», Истомина Е.П.- «История Березовского района» и др. Занятия в кружках способствовали привитию интереса к учению, углублению знаний, что проверялось на олимпиадах. В 1981 году на районную олимпиаду были направлены несколько учащихся, среди них Бабиков Евгений (8 кл.), Канева Надежда (8 кл.).
Необычные конкурсные задания получили ученики во время предметных недель в 1985 г. Неделя физики включала в себя конкурс докладов, газет, физический бой. Лучшим был признан реферат Носаченко Татьяны. В заочной викторине победили Лозямов Афанасий, Рандымова Клавдия. Победителями олимпиад по физике стали Кононов Сергей, Аликова Лариса, Задорожных Валентина. Неделя математики прошла под лозунгом «Жизнь замечательных людей». Фантазия помогла победить в конкурсе сказок Бакшеевой Татьяне за «Сказку о сокращении дроби», Тарлиной Марине — «Геометрический лабиринт». В конкурсе портретов лучшей была работа Бакшеева Игоря. Самыми активными участниками стали: Рандымов Василий, Кравченко Сергей, Носаченко Татьяна, Канева Галина.
Во время проведения недели литературы, приуроченной к 90-летию со дня рождения С.Есенина, лучшими были признаны ученики: Молданова Клавдия, Вагатова Надежда, Першин Олег. Слет ударников в 1985 году собрал 109 человек.
Воспитательная работа включала в себя проведение праздников к юбилеям и ежегодных мероприятий (смотры строя и песни, военизированные эстафеты). В 1981 году был проведен конкурс художественной самодеятельности, посвященный 26 съезду КПСС. К 60-летию СССР был проведен районный фестиваль. Казымскую школу представляла группа учеников: Литвинова Наталья, Кайгородова Надежда, Вокуева Ольга, Тоголмазова Галина. В 1985 году к 40-летию со дня победы в Великой Отечественной войне в школе была проведена спортивная эстафета, конкурс рисунков «Мы голосуем за мир», пионерский сбор «Пионеры — герои». В те годы был очень популярен смотр агитбригад. Так, в 1979 году агитбригада школы, состоящая из Канева Александра, Мотошина Владимира, Неруш Семена, Федотовой Ларисы, Рандымовой Марии, Каксиной Раисы под руководством Азизовой В.А. заняла на районном смотре 1-е место. В смотрах — конкурсах участвовали и учителя. В марте 1985 года на сцене ДК в селе с творческим отчетом выступил педколлектив.
Регулярно в школе и районе проводились спортивные мероприятия. Для мальчиков особенно привлекательными были занятия по национальным видам спорта. Честь школы по этим видам в 1982 году защищали Неруш Семен, Тарлин Степан, Молданов Станислав, Тарлин Сергей, Тасьманов Александр, Тоголмазов Петр. В этом же году отличную спортивную подготовку показали Федотов Алексей, Рандымов Тимофей, Ерныхов Алексей, заслужившие золотой значок ГТО, серебряные значки ГТО получили десятки учеников.
В трудовом воспитании основными направлениями были: организация общественно- полезного труда (ОПТ), производственного обучения, трудовой десант, летняя практика. Малыши должны были отработать 2 часа, школьники среднего звена — 3, старшеклассники — 4 часа в неделю. Администрация школы заключила договор с Казымским РТП по изготовлению заготовок для молотков, школьники занимались ремонтом ТСО в совхозе, изготавливали игрушки для детского сада. Старшеклассники изучали тонкости таких профессий, как мастер по пошиву одежды, продавец, мастер машинного доения, автослесарь, охотовед, зверовода. В дневниках родители выставляли оценки за домашний труд своим детям. Во время летней практики в 1990 году ученики 5-6 классов занимались сбором брусничного листа, 7 класс — оборудовали спортплощадку, восьмиклассницы работали на пришкольном участке, мальчики 8 класса — на полосе препятствий, десятиклассники занимались ремонтом машин. Осенью все учащиеся школы участвовали в операции по заготовке ягод «Ягода — брусника».
В 1985/86 учебном году в школе обучалось 366 учащихся (288 — кмнс), общая успеваемость — 99,46%, качественная успеваемость — 26,8%. В 1987/88 учебном году учащихся было 352 (273), успеваемость составляла 86,65%, качественная успеваемость — 17,8%. В 1985/86 уч.году в школе создается кабинет родного языка, с 1987/88 — родные языки стали преподаваться в среднем звене.
С 1990 года пришкольный интернат перестает существовать, появляется новое образовательное учреждение — «Казымская средняя школа — интернат». В этой связи увеличивается штат воспитателей и работников интерната. Для школьников выстроено новое здание столовой. Был принят новый устав школы, отменялась учебная форма одежды, она стала свободной. Учебный год начинался с 15 сентября, был введен час здоровья (между 3 и 4 уроками проводились физкультурные занятия в спортзале). Директором школы был назначен Татарников С.А., заместителем по учебной работе — Лялина Г.Д., заместителем по воспитательной работе — Кравченко О.А.
В школе был открыт краеведческий музей, организаторами и руководителями которого стали Вокуева Валентина Михайловна и Истомина Евдокия Петровна.
В 90-е годы в Казымскую школу приходят новые преподаватели: Стрельникова Татьяна Николаевна, Стрельников Сергей Яковлевич, Ибатулин Шамиль Мордонович, Тасьманов Александр Павлович, Канева Татьяна Людвиговна, Попова Оксана Петровна, Захарова Марина Валерьевна, Захарова Любовь Викторовна, Рахимкулова Нурия Хайдаровна, Канева Валентина Ивановна, Маханенков Андрей Викторович, Маханенкова Оксана Алексеевна.
В 1990/91 уч. году в Казыме открывается Казымская культур-антропологическая школа «Касум КАШ». Директором экспериментального учреждения назначена Кравченко О.А. Сначала начинает работать дошкольная группа, в 1991/1992 учебном году проводится набор в 1-й и 5-й класс, а с 1992/1993 г. (в связи с передачей интерната в ведение КАШ) здесь комплектуются классы с 1 по 9-й.
В педагогической деятельности Казымской общеобразовательной школы произошли следующие изменения: в 1993/94 году появились «группы выравнивания», с 1995 года — некоторые учащиеся стали учиться по индивидуальным программам. В этом же году опытный учитель Носаченко Н.М. набрала коррекционный класс.
Между школами устанавливаются партнерские отношения. Педагоги общеобразовательной школы принимают участие в проводимых в КАШ окружных и международных конференциях, семинарах, опытные педагоги делятся опытом с молодыми учителями. Педагоги и учащиеся двух школ совместно готовят театрализованное представление, посвященное 50-летию Победы, ставшее ярким событием в жизни села.
В 1996 году КАШ была реорганизована. Новая школа (объединенная с Казымской средней школой) стала именоваться Казымской общеобразовательной культур-антропологической школой — интернатом. В связи со слиянием школ увеличился педагогический коллектив. В 1996 году здесь работает 67 учителей и воспитателей. До 1998 года директором была Кравченко О.А., с 1998 — Лучко Марина Александровна.
С 1996 года устанавливаются партнерские отношения между Казымской школой и Сан-Хуанским образовательным округом (штат Юта, США). В рамках культурного сотрудничества проведена международная конференция, где обсуждались вопросы образования коренных народов Америки и Севера России, американские педагоги проводили в школе занятия по английскому языку и культуре индейцев-навахо. По приглашению американской стороны казымские школьники месяц жили в семьях индейцев-навахо (1997, 1998 гг.), в свою очередь жители Казыма принимали школьников из Юты.
В 1999 году в связи с окончанием экспериментальной деятельности школа вновь становится общеобразовательной. Директором Казымской общеобразовательной школы-интерната назначается Молданова Татьяна Павловна, которая исполняет эти обязанности до 2004 года. С июля 2004 года школой руководит Канева Людмила Григорьевна…