Власть. История. Город. 70-е

Фото Анатолия Лахтина

Годы семидесятые

Поступательное развитие Ханты-Мансийска продолжилось в следующем десятилетии. Он оставался небольшим, зеленым, малоэтажным городком, в котором определялось будущее огромного нефтегазового региона, являвшегося на тот момент одной большой стройкой.

Правда, зачастую не оставалось сил и средств для решения насущных проблем самой окружной столицы, самой злободневной из которых оставалась жилищная. К сожалению, это направление финансировалось по остаточному принципу, из-за чего в 1970 году, например, было сдано всего 919 кв. метров жилой площади. Ход работ по жилищному и социально-бытовому строительству в окружном центре детально обсуждался в сентябре 1970 года на 9 сессии Совета депутатов трудящихся. В прениях приняли участие многие депутаты, в том числе председатель городской плановой комиссии П. П. Спасенников, директор горпищекомбината Г.А. Кузнецов, директор объединения «Сельхозтехника» А.Я. Мельбарт, учитель школы №4 Ф.М. Пакина; расфасовщица рыбокомбината Л.3. Бисс; председатель городского нарсуда М. А. Самолов; главврач окрбольницы К.С. Смирнова; зампредседателя окрисполкома М.П. Пелевин.

За 4 года и 7 месяцев восьмой пятилетки вложено в развитие экономики 23,4 млн рублей, введены в эксплуатацию 3144 кв. метра жилья, Дом быта, школа, больница, хлебозавод, два клуба, 47 магазинов, 8 киосков, две столовые и ресторан. Однако, как отмечали докладчики, в капстроительстве «еще не преодолено распыление средств, усилия строителей не концентрируются на пусковых объектах, что отрицательно сказывается на выполнении плана по вводу в действие жилья и социально-бытовых объектов».

Чтобы обеспечить квартирами всех нуждающихся, в городе необходимо построить более 40 тысяч квадратных метров жилья, но многие руководители организаций этот вопрос не решали. Депутаты назвали отстающих: АТП, геофизический трест, автотранспортная контора облРПС, горрыбкоол, маслокомбинат, аэропорт, комбинат коммунальных предприятий. Медленно строит баню и детсад в Самарово СМУ треста «Тюменьрыбстрой», неудовлетворительно ведет работы СУ-20 на городском водопроводе, нефтебазе, больнице.

Лучше стали решаться задачи обеспечения трудящихся товарами первой необходимости, значительно увеличился завоз телевизоров, стиральных машин, холодильников, трикотажных изделий, радиотоваров, продуктов питания. Улучшили обслуживание населения торгующие организации, за год продано промышленных и продовольственных товаров на 21 млн рублей.

«Хорошо поработали рыбоконсервный комбинат, гормолзавод, объединение «Сельхозтехника» (директора тт. Кузиновский, Николаев, Мельбарт). Первенство в социалистическом соревновании по-прежнему удерживает геофизический трест (управляющий т. Щербинин)» — отмечали в своих выступлениях на очередной сессии депутаты Совета.

Город постепенно становится образовательным центром, успешно функционируют педагогическое и медицинское училища, торгово-кооперативный техникум, СПТУ-8 и ГПТУ-10. В четырнадцати школах города в 1970 году обучалось 4786 учащихся, 147 из которых остались на второй год.

Сегодня каждую ночь в Ханты-Мансийске начинается ослепительная феерия света и цвета, загораются сотни тысяч разнообразных ламп, гирлянд, фонарей, украшая суровую жизнь северян. А полвека назад на улицах города насчитывался всего-навсего 481 светильник.

Нехватка материальных и финансовых возможностей заставляла муниципальные власти в максимальной степени использовать имеющиеся ресурсы. Так, в ноябре 1970 года на 10 сессии 12 созыва городского Совета рассматривался вопрос об использовании рабочего времени и укреплении трудовой дисциплины.

Именно в недостаточной дисциплине и организованности на производстве видели депутаты причины упущений в экономике. Поэтому «…из года в год горпромкомбинат не выполняет план по выпуску кирпича, по изготовлению ящичной тары, предметов домашнего обихода… Не ведется борьба за качество продукции в комбинате бытового обслуживании, гормолзаводе… В промкомбинате одна пятая коллектива — прогульщики… В ПМК-17 качество сдаваемых объектов крайне низкое, велика текучесть кадров: за девять месяцев из 138 принятых уволено 114… СУ-20 низкими темпами ведет строительство водопровода, недопустимо медленно обустраивает нефтебазу».

Депутаты справедливо негодовали: «В 1970 году 59 человек из горпромкомбината было помещено в медвытрезвитель, СУ-20 – 76 человек, аэропорт – 73 человека, горрыбкооп – 118 человек, ОПХ – 69 человек, окружного узла связи – 83 человека».

На 4 сессии 13 созыва, состоявшейся в декабре 1971 года, присутствовало 59 из 83 депутатов Горсовета. Председателем ее был избран Василий Петрович Берлов, секретарем – Галина Павловна Малышкина. Открыл заседание председатель исполкома В.И. Рыбкин. На сессии депутаты рассмотрели итоги развития различных отраслей экономики Ханты-Мансийска. Выступающие, в частности, отметили, что промышленные предприятия города досрочно, 18 ноября, выполнили годовой план по реализации продукции. В 1970 году оказался не выполнен план по макаронным изделиям и безалкогольным напиткам, а в 1971-м – по кондитерским и безалкогольным. При плане выработки кондитерских 229 тонн, за 11 месяцев выработано лишь 188 тонн, безалкогольных напитков выпущено 52 тыс. декалитров из 100 тысяч плановых. Причина отставания проста: вовремя не были созданы запасы стеклотары, «поэтому только из-за отсутствия бутылки весь летний период лихорадило работу цеха».

Депутат, директор КБО Т.В. Мазур, признал обоснованной критику в адрес своего предприятия: «Все замечания в адрес КБО, справедливы. У нас еще много недостатков в работе. Но коллектив настроен работать над устранением их. Например, в плане-мероприятиях на 1972 год мы планируем оказание новых услуг населению: покраска мехов, пришивание пуговиц, вязка трикотажных изделий… Давно говорим об освобождении помещения для парикмахерской в бане №2, но вопрос до сих пор не решен. А в южной части города кроме парикмахерских в бане нет других, поэтому население высказывает справедливые нарекания».

Другой депутат, медсестра окружной больницы Ф.П. Нагина, раскритиковала бюджет города на следующий год, где вновь не предусматривались средства на строительство детских яслей. «Положение в яслях сложилось тяжелое: все они переполнены, из-за чего часты заболевания детей, и как результат, план по детодням не выполняется. В комиссию по здравоохранению поступило 120 заявлений об устройстве детей в ясли, а ежегодно имеем возможность принять 50 человек, значит 70 матерей вынуждены сидеть без работы с детьми дома» — била тревогу Ф.П. Нагина.

Критика звучала из уст и других депутатов, например, управляющего объединением «Сельхозтехника» А.Я. Мельбарта: «Мероприятиями по благоустройству нам предусматривалось отремонтировать улицу Красную. Мы на эту улицу вывезли 600 тонн гравия, а сезон прошел и дорога снова в аварийном состоянии».  Устав чистить «авгиевы конюшни», депутат предлагал: «Видимо надо горисполкому сконцентрировать средства предприятий и отремонтировать эту дорогу капитально, покрыть асфальтом и проложить бетонные плиты».

Главенствующую роль народных избранников подчеркнул в своем выступлении председатель исполкома горсовета В.И. Рыбкин: «Нам, видимо, придется дважды перекопать город – закончим строительство водопровода, начнем строить канализацию. Это создает определенные неудобства для трудящихся, но надо их пережить ради того, чтобы город стал по-настоящему благоустроенным. Только с помощью депутатов, общественности мы сможем привлечь граждан к ремонту тротуаров, палисадников, дорог».

Свою «зубастость» народные избранники проявляли на каждой сессии, на каждом заседании постоянных комиссий, в ходе каждой проверки и рейда. Так, на XI сессии XII созыва в декабре 1970 года депутаты высказали ряд критических замечаний в адрес руководителей предприятий, учреждений города, исполкома. В частности, депутат Евлампия Екимовна Щепеткина говорила о бездеятельности председателей некоторых депутатских комиссий, о недостаточном контроле со стороны исполкома за выполнением решений сессии по вопросам благоустройства.

Депутат П.П. Спасенников критиковал дирекцию горпромкомбината за плохую работу кирпичного завода, планировавшего в следующем году довести выработку кирпича до 2 млн штук (против выпуска 1,5 млн в 1970 году). Депутат М.Г. Зельдина в очередной раз требовала решить вопрос со строительством молочной кухни и вывозкой нечистот в зимнее время. Кстати, решением исполкома городского Совета от 26.1.71 под молочную кухню будет передано бывшее здание межрайпрокуратуры. Активное участие в работе Горсовета принимали такие депутаты, как заместитель начальника окружного ОВД О. Балин, швея Е. Ганихина, директор пищекомбината Г. Кузнецов, директор АТК облРПС В. Берлов, секретарь горкома партии А. Иванов.

Досталось горпромкомбинату и от депутата Л.Г. Левинзона, разругавшего предприятие за то, что оно не изготовляет таких хозяйственных товаров, как топорища. Кроме того, Л.Г. Левинзон обрушился с критикой на руководителей педучилища, райбольницы, Дома ребенка и детских садов за то, что они не выполнили решение исполкома городского Совета… по откорму свиней. В ответ директор педучилища и главврач Дома ребенка, заведующие детсадами сообщили, что у них нет свинарников. Увы, но в те времена от подобных указаний отвертеться было трудно – «спущенное сверху» задание по откорму свиней на 1971 год было увеличено с 321 до 450 голов…

Весьма строго относился Горсовет к такому направлению депутатской деятельности, как выполнение наказов избирателей. На очередной сессии отмечалось, что к 1971 году остались не выполнены такие наказы, как ввод в эксплуатацию водопровода, не построен мост у стадиона, не выделены помещения под детскую консультацию и т.д. Осталась не построенной городская прачечная, возведение которой планировалось в ходе реконструкции бани. Очень медленно строился детский сад рыбокомбината. По вине руководителей геофизического треста и ПМК-17 не отремонтирована дорога в нагорную часть. Всего из 72-х наказов 22 остались не выполненными.

В то время чаще всего звучали такие наказы: осветить спуск и подъем по улице Гагарина (лог по ул. Чехова, к школе №8, улицу Мира и т.д.); решить вопрос с обеспечением населения известью (подвозом воды по ул. Пионерская, Крупская, Колхозная и т.д.); засыпать лог по ул. Комсомольской (отремонтировать улицы Энгельса, Красную, Сирина, Первомайскую и т.д.); построить мясорыбный магазин в районе 15 школы (лодочную станцию, на ферме баню, сухопутный аэродром, остановку с крышей по ул. Комсомольской и т.д.); улучшить снабжение населения дровами (питание в столовой «Ярославна», в столовой геофизического треста, снабжение цельным молоком и дровами, качество хлеба.

Некоторые наказы, данные в семидесятые годы, в силу ряда причин оказываются невыполненными до сих пор, например, «…организовать и оборудовать постоянный пляж в районе детского санатория, к пляжу провести грунтовую дорогу и установить автобусное движение». Другие выглядят фантастично: «Освещать номера домов, на каждом подъезде вывесить таблички со списками жильцов и на каждой двери табличку с номером квартиры». Третьи очень похожи на кляузы: «Обратить внимание, что работники РРПсоюза Кайдалов и Шнайдмиллер льют помои во дворе». Наконец, четвертые звучат просто забавно: «Поставить болок на выдачу воды по улице Мангилеевой где он стоял а в настоящее время убран комунальным отделом, а вода раздается из сестерны автомашины. В такие дни как воскрисенье в 2 часа дня очень неудобно»…

Немаловажной составляющей частью депутатской деятельности по-прежнему являлись многочисленные проверки. Активисты «шли в народ», чтобы проверить бытовые условия трудящихся, качество изготовляемой продукции, наличие инвентаря в клубах, ассортимент товаров в магазинах и т.д. и т.п.

Вот типичная докладная тех лет от депутата, члена культурно-просветительной комиссии Владимира Яковлевича Рыбьякова:

«Мною была сделана проверка клубов горрыбкоопа и геофизического треста, как они подготовились к зимнему периоду. В клубе горрыбкоопа проведено водяное отопление, бывают случаи, что в клубе прохладно, в чем дело объяснить не могут. Наглядная агитация есть, чисто. В зале стоит биллиард, есть художественная самодеятельность в летнее и зимнее время они выезжают за пределы города с концертами, а также ставят здесь в городе. Иначе дело обстоит в клубе геофизического треста. Здесь тоже проведено водяное отопление и тепло. Зал маленький, здание старое, окна закрыты, так как демонстрируются фильмы. Наглядной агитации не видно. Художественная самодеятельность занимается. Занимаются также кружки вокальный, танцевальный, инструментальный и другие, но одно плохо нет места заниматься этим кружкам. 18.12.71»

Ни одно учреждение или предприятие не оставалось без внимания, тем более, при решении одной из главных задач партийных и советских органов — работе с молодежью. Так, в начале 1971 года состоялось заседание постоянной комиссии по делам молодежи под председательством депутата М.А. Яковлева. По результатам заседания, в феврале-марте 1971 года, комиссия в составе депутатов Ю.С. Ахмадшина, В.К. Грунина, В.И. Кашина, Н.П. Шабровой, С.С. Чикирева отправилась проверять, как выполняется решение городского Совета «О повышении уровня воспитательной работы среди молодежи» в окружном узле связи и горрыбкоопе.

Под депутатской опекой оказывались и все значимые строительные объекты. Например, в ноябре 1972 года на заседании постоянной комиссии по строительству и архитектуре было решено установить на строительстве больничного комплекса депутатский пост в составе В.Г. Соколова, А.Г. Кочуровой, М.Р. Середкиной. А руководителю депутатского поста Соколову поручалось еще и «систематически информировать комиссию о ходе строительства больничного комплекса».

За ударную работу муниципальные власти щедрой рукой раздавали награды и премии. Правда, их размер оказывался чаще всего невелик: «Распоряжение исполкома горсовета от 5 марта 1970. В честь празднования Международного женского дня 8-ое марта для поощрения лучших работниц, выделить из премиального фонда 570 рублей, в том числе: учреждениям здравоохранения – 150 рублей, отделу народного образования – 130 рублей, аппарату горисполкома – 130 рублей, комбинату коммунальных предприятий – 60 рублей, комбинату бытового обслуживания – 100 рублей».

По сравнению с двумя предыдущими десятилетиями государство стало вспоминать о ветеранах войны: «Распоряжение от 8 мая 1970 года. В связи с празднованием 25-летия победы над фашистской Германией выделить для премирования участников, инвалидов Отечественной войны – 175 рублей».

А вот сами руководители и муниципалитета, и окружной администрации, получали весьма небольшое, по сравнению с высококвалифицированными рабочими, вознаграждение: «Распоряжение от 24 июля 1970 года. В связи с уходом на пенсию секретаря исполкома окружного Совета Гречанина А.И., проработавшего в органах Советской власти свыше 40 лет, разрешить получить из премиального фонда 30 рублей. Председатель исполкома городского Совета К. Табаченко»…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 комментария “Власть. История. Город. 70-е”

Яндекс.Метрика