Описание прихода села Чемашевского Березовского уезда

Священник Зосима Козлов

Внешний быт прихожан. Избы крестьян из строевого леса, они построены простыми избами, выходами обращены в разные стороны, так как ни дворов, ни садов около домов нет, и все это выстроено в куче без всякого плана, планы же по всем соседним селам в 1901 году летом были составлены землемером, а село Чемаши как стоящее в стороне от летнего тракта в 7 верстах не попало в число работ землемера.

Пьянство сильно развито в приходе, из-за чего все инородцы и крестьяне нанимаются в работу на рыбные промыслы. У жителей села Чемашевского хозяйство и дома совсем разрушаются, несмотря на то, что в трех верстах находится лес строевой, даже ремонту не производят, чему причины, во-первых, нерасчетливость в средствах, во-вторых, леность, а в-третьих, выезд из села со всей семьей в марте месяце, и проживают в протоках до ноября месяца, следовательно, пропускают теплое время, нужное для ремонта. Поэтому село Чемашевское имеет неприглядный вид и представляет снаружи груду развалин, а не домов, и считается в Березовском уезде самым беднейшим селом и приходом.

Денежная картежная игра также распространена между некоторыми жителями. В домах более всего встречаются иконы Св[ятого] Николая как местно чтимого в приходской церкви.

Одежда крестьян в летнее время: бродни, визитка и гусь из сукна. Женская обувь — бродни, чирки из кожи и некоторые носят башмаки. Также носят платья, несколько применяясь к городскому покрою, на голове, кроме прически, носят… вязаные платки, опуская концы назад. Украшения женщин — серьги и кольца, преимущественно серебряные. В зимнее время одежду носят: мужчины — катанки, полушубки бараньи и шапки теплые, а женщины — катанки и шубы на заячьем или другом каком-нибудь меху. Одежда остяков: мужчины носят зимой рубаху длинную, визитку, полушубок бараний, катанки. Некоторые носят пимы из шкур, которые сдираются с ног оленя. Еще носят ниры (местное название), то есть род чирков из кожи, вверху вместо голяшки пришивается холст, который завязывается веревочкой. Когда их надевают, то наперед надевают чулки, сшитые из сукна. То же носят на ногах и женщины. Одежда их — рубахи кумачовые или ситцевые, отделанные на подоле и рукавах узкими полосами из разных ситцев, или отделывают бисером. Сверх рубахи надевается распашное платье, как бы халат. Некоторые молодые женщины и девицы надевают нагрудники на шею и концы спускают наперед вроде лент, вышитых разным бисером. Походят на горжеты. Вышивка искусная, как бы в крестик вышито гарусами разноцветными. На ногах еще носят род туфель, вышитых спереди бисером. Уличная одежда — ягушка, сшитая из гусиных, лебединых или гагарьих шкур пером внутрь, сверху ягушки надевают род накидашки из кумачу или ситцу, обшитой по краям в несколько рядов белыми или красными полосами. На голове носят шали, а девочки заплетают одну косу по-русски. Все женщины и мужчины курят трубки.

Экономический быт прихожан. Прихожане более склонны к рыболовству и к ловле пушного товару. Рыбным промыслом занимаются все — как крестьяне, так и остяки, а ловлей белок, горностая и лося занимаются только остяки. Скотоводство хотя и есть, но небольших размеров, причина сему — большие воды, в кои не имеется мест для сенокоса, хотя в малые воды можно запасти сена тысячи возов, так как мест сенокосных весьма много, и все это пропадает по лености.

Ремесленников в приходе нет, хотя некоторые могут плотничать, но весьма плохо. Заработки состоят из возки кладей до Тобольска, а также возки проезжих зимой, земской и почтовой гоньбы, так что жители при аккуратности своей могли бы жить безбедно, прибавя к этому еще продажу рыбных песков и зимнюю ловлю щучины, коей каждый год бывает в изобилии. Но все сие идет на вино. А сколько бывает сельских заработков, коими жители, как мужчины, так и женщины, пренебрегаютопять-таки из-за лености — например, привезти сена или дров кому-либо нужно, но нанять некого, а если наймутся, то возьмут цену небывалую и не доставят ни того, ни другого. Женщины помощи даже за деньги никакой не окажут. В особенности трудно живется духовенству семейному: человека в услужение найти нельзя, а также получить какую-нибудь помощь, как это делается в других приходах; например, поставить сено или вывезти его с помощью прихожан — нечего и думать. Последнее дело: за проруби зимой и то с духовенства берут. Брать в долг у кого бы то ни было очень распространено у жителей, из-за чего и купечество не открывает торговли, и это отражается на духовенстве: негде купить необходимого за подходящую цену. Наезд прихожан бывает в престольный праздник 6 декабря и в ясак, тогда приезжают торгаши для поклажи товару и для покупки рыбы.

Религиозный быт прихожан. В приходе все православные, других вер и сект нет. Религиозность прихожан проявляется в ставлении свеч пред иконами в храме, а в несчастьях дают обеты. О больных инородцы вовсе не заботятся и никогда за священником не посылают, несмотря на неоднократное наставление со стороны священника. Особенный пост наложен прихожанами 11 января 1889 года. В день Св. Феодосия, в Палестине подвизавшегося, по случаю болезни дифтерита в этот день совершена была литургия, а после литургии — крестный ход по селу. И действительно, с этого дня вновь заболеваний и умерших не было, и болезнь в скором времени совершенно прекратилась, как говорит о сем летопись Чемашевской церкви; вследствие сего крестьяне постановили чтить ежегодно сей день и просить местный причт служить 11 января дневному святому бдение с акафистом святителю и Чудотворцу Николаю, литургию, по окончании молебен в церкви дневному святому с водосвятием и совершать крестный ход по селу, причём во время хода служить в 4 местах молебны Спасителю, Божией Матери, преподобному Феодосию, Святителю Николаю и Святому Праведному Симону.

Прихожане приобщаются святых тайн один раз в год, а некоторые через 2 или 3 года в Св. Четыредесятницу. Инородцы завыкли исповедоваться и приобщаться в юртах святыми запасными дарами, и если священнику не удастся посетить их в Великий пост, то сколько ни зовет он их, они не идут в село, даже местные власти сельские не оказывают содействия, не дают подвод обывательских для того, чтобы десятник мог съездить за ними. И в общем замечается охлаждение к св. храму, многие, в особенности молодежь, по нескольку лет не бывали в храме, на все увещания отвечают насмешками. Это охлаждение стало распространяться лет 15 уже, и в отдаленных юртах за 30-50 верст дошло поголовно. Желательно бы было в отдаленных юртах устроить часовни, где бы можно служить литургию на переносном антиминсе, тогда бы инородцы не охлаждались к служению и не тяготились бы им, и дети бы всегда были приобщены, которых они не привозят в село и не приобщают с самого рождения и до возрасту, чем бы и был удовлетворен насущный вопрос. Все сии нужды замечаются во всех приходах Березовского уезда, средств у инородцев на постройку часовен нет.

Во время Пасхи с иконами по домам не ходят, не в обычае. Увеселений среди прихожан никаких нет. Поминовение умерших бывает годичное за скудную плату. Литургий заказных не бывает из-за халатности жителей. Особенных суеверий между крестьянами нет. А между инородцами ворожба и жертвоприношения не прекращаются, несмотря ни на какие доводы и увещания. В особенности у них заведен обычай следующий, на который не мешало бы обратить внимание местному начальству. В юртах Вежакорских привозят истукана и пляшут перед ним, одевшись в разные одежды, как бы в маскарад. В течение 7 лет приезжают отовсюду инородцы. Когда кончается 7 лет, то увозят его назад в юрты Тегенские, за Березовом в 60 верстах, там опять продолжается пляска 7 лет, и так эти юрты чередуются между собой. Некоторые говорят, что истукана у них нет, а только чередуются ворожба и пляска между этими юртами. В январе сего года обычай перешел в Тегенские юрты. От духовенства они скрывают, но частные лица присутствуют при сем.

Как суеверия, так и прочие нежелательные явления жизни инородца искоренятся только тогда, когда будут брать инородцев и крестьян в солдаты. Народ в северном крае телосложением, а также и выносливостью к разным невзгодам атмосферным весьма крепок. Стрелки все не последние, в особенности инородцы-звероловы, а Казымская волость в особенности отличается рослыми и могучими инородцами.

При свадьбе у крестьян обрядов не бывает особенных, но у инородцев есть. Если остяк вздумал жениться, то идет с родственниками к невестиному отцу и говорит: я хочу купить у тебя дочь за сына. Отец невесты начинает ломаться, говоря: я не отдам. Но отец жениха приступает и кланяется, прося уступить просьбе, иногда доводится ему прийти до 10 раз, в конце концов отец невесты запрашивает 300 рублей, на 15 рубах по 6 аршин ситцу на каждую… и разные мелочи. Отец жениха, помешкав день, является и говорит, что даст 200 рублей деньгами и в половинном виде из одежды, и на том они соглашаются. Если со средствами жених, то сразу отдают требуемое за невесту, пьют вино, берут и увозят ее к себе в дом, а прожив месяц, а то и год, едут венчаться, и этот обычай выкоренить никак нельзя. Это делается ими ввиду того, что если жених будет жить худо с женой, то родители ее назад отбирают, и тогда заплаченное пропадет. Если жених беден, то при сватании отдает часть выряженного, а остальную — в известный срок, и когда придет этот срок, да не случится к тому времени средств отдать остальную часть за невесту, тогда отказывают ему, и первая отданная часть пропадает, как бы за бесчестие девицы (сватал, да не взял), но если хватает средств отдать вторую часть за невесту, то опять бывает выпивка, песен и пляски не бывает. Инородцы летами ездят на кладбище и там у могил варят что-нибудь и едят на могиле, то есть справляют как бы древнюю тризну, плачут и поют.

Нравственность прихожан. Семейным вдовам, имеющим малолеток, ни родственники, ни общество помощи никакой не оказывают, напротив всячески угнетают. Нищих нет, хотя многие бедно живут, но считают за великий стыд просить. Преобладающие пороки: сквернословие, пьянство, из-за чего [бывают] семейные нестроения и драки, курение табаку мужчинами, женщинами и малыми детьми. Нравственность крестьян села Чемашевского грубая, стараются выказать свое я, даже священника стараются направить на свое мнение, не принимая от него никаких советов, а противореча и оскорбляя его, из-за чего священники не уживаются, а также всегда и к начальству гражданскому относятся с непокорностью, выставляя свои мнения, посему село на плохом счету у всех. На сельских сходах есть заправилы и крикуны, постанавливающие по-своему. Не бывавших у исповеди и святого причастия за 1904 год по нерадению — 163 человека, от пьянства умирает 3-4 человека в год…

Умственное развитие прихожан. Грамотных в природе 31 человек [русских] и 3 инородца, что составляет 19-ю часть прихода. К образованию крестьяне относятся недоверчиво, потому что отцы неграмотны и детям не желают, на увещания говорят, что мы неграмотны прожили век, пусть и дети живут так же. Инородцы всего уезда Березовского одного мнения, что дети выучатся — к ним не пойдут жить. Когда был в Кондинске мужской монастырь, то инородцев отовсюду брали, и многие отдавали учиться, потому что там было готовое пропитание и одежда. Книг жители не берут читать никаких, считают напрасным провождением времени. На явления природы обращают мало внимания. К медицинской помощи жители прибегают охотно.

Церковно-приходские учреждения. Церковная школа грамоты открыта в 1889 году Тобольским училищным советом. Здание под школу построено в том же году и пожертвовано березовским мещанином Андреем Тимофеевичем Новицким, а в 1904 году школа ремонтирована на средства училищного совета; перемены ряжи, настилка половая, сколочены полы, потолки, оконопачено все здание, внутри пазы умазаны, обшито цоколем, устроена избная печь, полы выкрашены. Все это стоило 134 руб. 50 коп. Имеется при школе комнатка для учителя. Местные материальные средства школы: от церкви 25 руб., которые в течение года все не израсходываются, и с каждого ученика по ½ сажени дров. Учеников в настоящее время мальчиков 8 и девочек 3. До 1903 года учение производилось не по программе, без всякого присмотра, выпусков не было. В 1903 году ученики поступили все новые, а старые ученики прекратили учение, посему довелось устроить одну группу младшую, а в 1904 году стали уже группы средняя и младшая, в 1905 году стала старшая группа. С 1889 по 1891 год занимался псаломщик Самодуров, а с 1891 года по 1892 диакон Николай Сновицкий, с 1892 по 1894 – псаломщик Македоний Покровский, с 1894 по 1898 — псаломщик Афиноген Собрин, с 1898 по 1900 — псаломщик Петр Ворсин, с 1900 по настоящий 1904 год — псаломщик Дометий Вологодский. Законоучителем с 1890 по 1894 год был священник Феодор Пузырев, с 1894 по 1901 год священник Иоанн Молоков не законоучительствовал, с 1901 по 1903 год законоучителем был священник Леонид Агафонов и с 1903 года по настоящий законоучительствует священник Зосима Козлов. Выпусков учеников в течение 15 лет не было, чему причиной нестарание и малоопытность учителей и их кратковременное житье в сем приходе.

Об авторе. Зосима Георгиевич Козлов (1872 — после 1936) – представитель старого березовского казачьего рода. Окончив Березовское уездное училище, он более 20 лет прослужил в церквах северных сел Мужи, Обдорск, Чемаши и Кондинское, после чего был переведен в Тюмень, где был дьяконом и священником городских церквей. Более подробные сведения о нем и других членах его семьи даны в очерке «Козловы» (Подорожник. Вып. 2. Ханты-Мансийск, 2002). В этой же книге помещена статья З.Г. Козлова «Об инородческом Севере», впервые опубликованная в «Тобольских епархиальных ведомостях» (1911. № 6).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика