Этична ли анонимность в интернете?

Два журналиста спорят о том, как следует относиться к анонимному волеизъявлению в виртуальном пространстве. Мнения, как водится, разделились…

Анатолий Корнеев: «Иду на Вы!» не в тренде…

Попутешествовал я тут намедни по социальным сетям и городским интернет-площадкам, и вот что заметил, друзья мои – расплодились анонимщики. Они, подобно тараканам, бегают по интернет-лабиринтам и стучат, стучат трясущимися пальцами по клавишам, поливая грязью всех, кто подвернется под руку…

Анонимщик – это диагноз. Диагноз подлецу. Именно подлецы становились авторами анонимных доносов, по которым миллионы невиновных попали в лагеря в тридцатых годах прошлого столетия… Именно подлецы писали и пишут анонимные посты, твиты и статейки в разных интернет-изданиях, в соцсетях и на интернет-площадках. Иногда они, правда, ставят в качестве авторского имени что-нибудь типа «служба новостей», «инсайд» или «авторитетный источник». Но сути это не меняет. Они – анонимщики. Они – подлецы и трусы. И движет ими зачастую элементарная зависть к людям, остающимся людьми в любых жизненных ситуациях.

Впрочем, анонимщики здравствовали во все времена. Помню, во времена глубокого Застоя, когда мы выживали в основном за счет подножного корма и талонов, нашему главному редактору «Ленинской правды» Новомиру Патрикееву пришло анонимное письмо. Текст был примерно такой – «Прошу разобраться с вашим корреспондентом Анатолием Корнеевым, живущим не по средствам. В то время, когда вся страна живет, затянув ремни, из форточки его квартиры по субботам пахнет то вареным мясом, а то и пельменями…».

Новомир Борисович, как и положено партийному человеку, «призвал меня к ответу», а после моих объяснений закатил монолог в адрес анонимщиков, в котором самое интеллигентное слово было – подлец. А объяснения мои были просты – я менял наши семейные «водочные квиточки» на «мясные талоны» и приносил домой мясо…

С развитием интернета, с появлением множества социальных сетей,  развернулись во всю свою подлую и завистливую душу анонимщики. А еще к ним довались нытики по жизни и разного пошиба несостоявшиеся неудачники. Впрочем, что вам об этом рассказывать – зайдите в интернет-паутину и все поймете.

На какие гневные тирады в адрес Президента, в адрес губернатора или главы города, в адрес незнакомых анонимщику людей, порой, натыкаешься! От осознания собственной значимости и смелости у анонимщика, видимо, вырастают крылья, и он хлещет всех, с кем не согласен, наотмашь налево и направо…

А смелость и значимость его, если уж быть честным, показная и не стоит гроша ломанного. Он – аноним. Его нет, есть только присутствие подлой и завистливой натуры. Он, как и всякий трус и подлец, может только гадить. Правда, до того момента, когда ты узнаешь его подлинное имя. А узнать это при нынешнем развитии цифровых технологий труда особого не составляет.

Читаю очередной пост на одной из городских интернет-площадок с «развенчанием гнилых чиновников»… Ах, как лихо! Ах, как смело! Вот только оказалось, что «развенчатель» этот занимает чиновничью должность в той же структуре, которую он так смело «разбомбил»…

Когда человек совершает добрые поступки и творит добро, но не афиширует себя, не кричит о своих добрых делах по всей интернет-паутине, это нормально. Добро не нуждается в пиаре и рекламе, как говорят ныне. Добро оно или есть, или его нет. И человек, сотворивший его, не думает, что он на этом заработает, ему не нужны деньги, почет, ордена и прочие атрибуты славы. Его душа становится чище, стремится в полет и от этого человек ощущает радость…

…Князь Святослав, выступая со своим войском на врага, посылал в стан противника гонца с грамотой, в которой коротко заявлял – Иду на Вы!

Святослав все свои победы одерживал в открытом бою. Он погиб в возрасте 32 года в жестокой сече на порогах в устье Днепра, где малочисленное войско князя ожидали подкупленные греками печенеги. Святослав погиб, но чести своей не посрамил.

Жаль, что ныне открытость и честь не в тренде…

Андрей Рябов: Куды крестьянину податься?

…Опять стоит мой визави на поле брани, оттирая зазубренный меч-кладенец и с плохо скрытым довольством оглядывая залежи порубленных в капусту супостатов. А чо? Кто не спрятался – я не виноват. И вполголоса цитирует знаменитую фразу, приписываемую папскому легату Арнольду Амальрику, распорядившемуся во время взятия крепости Безье: «Убивайте всех, Господь распознает своих!».

Под раздачу визави попали все: латентные «либерасты» и тайные агенты-«пендосы», рефлексирующие подростки и робкие представители «офисного планктона», простые скромники и даже, наверное, скромницы. Короче – подлецы и трусы (по классификации А.А. Корнеева, см. т.38 «Полного собрания памфлетов и отповедей»):

«Они, подобно тараканам, стучат трясущимися пальцами по клавишам, поливая грязью всех… Они – подлецы и трусы… Нытики по жизни и разного пошиба несостоявшиеся неудачники… И движет ими зачастую элементарная зависть… Его нет, есть только присутствие подлой и завистливой натуры…»

Короче, почти по классике: все вокруг анонимы, один я – д’Артаньян…

А я ощущаю себя крестьянином, который жаловался «на жисть» в легендарном «Чапаеве»: «Белые пришли – грабють, красные пришли – тоже грабють…»

Среднестатистическому обывателю – обитателю виртуального пространства – хочется не только читать, но и порой высказывать свою точку зрения. Он не участвует в работе краудсорсинговых площадок, редко посещает лондонский Гайд-парк, стесняется выступать на родительских собраниях, а в Госдуму его просто не пускают, даже в кулуары.

А слово-то сказать хочется! Как тут не вспомнить притчу о слуге, которого распирала тайна ослиных ушей царя Мидаса? Где найти такую ямку, куда можно без опаски шепнуть заветные слова, высказать свое мнение, выплеснуть накопившееся раздражение, негодование, обиду? Или же наоборот – поделиться своим щастьем, похвастаться редкой удачей, наконец, признаться в любви?

Многие обыватели опасаются прямо высказывать свою точку зрения, по многим причинам. Кто-то опасается происков злобного начальника, отслеживающего соцсети, кто-то по привычке пугается вездесущего ФСБ (ЦРУ, Сигуранцы, жены – нужное подчеркнуть), кто-то страшится попасть на язык записному острослову вроде моего визави – ему только дай повод и он не оставит камня на камне от Белого дома или близлежащего гей-клуба.

Поэтому – по моему скромному мнению – не стоит огульно клеймить позором и вырубать под корень все анонимное племя, произрастающее на просторах интернета. Каждый человек имеет право на свою позицию и собственное мнение, а указывать ли при этом свое настоящее имя – право индивидуума, соразмерное его представлениям о морали и нравственности.

И напоследок. Святослав действительно погиб «в жестокой сече на порогах в устье Днепра, где малочисленное войско князя ожидали подкупленные греками печенеги». А ведь, если судить по летописям, воевода Свенельд его предупреждал: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Святослав не послушал доброго совета и вскоре хан Куря вместе с женой уже попивали вино из чаши, изготовленной из княжеского черепа.

И тем самым сколько новых блистательных побед не совершил Святослав, скольких врагов не устрашил, сколько русов не спас – только потому, что однажды опрометчиво не внял доброму совету…

Вывод: не стоит палить из пушки по воробьям, окучивать редиску бульдозером и выжигать напалмом «робких пИнгвинов».

Жалко же.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика