А. Сургутсков
Петр Максимович Шлеев родился в 1875 году. Родители его умерли от холеры, и он воспитывался у своего старшего брата. Работать Шлеев начал мальчиком на сахарном заводе в городе Бугуруслане.
Шло время, Шлеев переехал в Сибирь, в г.Омск, где работал на мельнице купца Колокольникова, потом поступил в железнодорожные мастерские при Омском депо. В 1904 году Петр Максимович Шлеев был уже опытным слесарем: знал медницкие, токарные, кузнечные и слесарные работы. В это время начинается его революционная деятельность, он по поручению омских железнодорожников связывается с руководством РСДРП, которое доверило ему агитационную работу и распространение листовок среди рабочих.
Шлеев был одним из организаторов забастовки омских железнодорожников в 1905 году. В этом же году он был арестован и выслан под надзор полиции в Павлодар. С 1907 года Петр Максимович начал свою работу на водном транспорте, и в короткий срок прошел путь от масленщика до механика парохода. В 1916-1917 годах пароход “Прокопий Плещеев”, где Шлеев работал механиком, зимовал в Омске. Петр Максимович принимал активное участие в создании народного правительства. Часто с оружием в руках уходил он в ночь вместе с красногвардейцам и водниками на дежурства в дом недавно смещенного губернатора, где сосредотачивались тогда революционные силы. В это время наиболее полно раскрылся талант Петра Максимовича, как руководителя и борца.
Осенью 1917 года пароход “Плещеев” был отправлен на зимовку в Семипалатинск. В феврале 1918 года проводилась национализация флота. Шлеев был выдвинут на должность заведующего техническим отделом по ремонту судов в затоне. Был комиссаром затона, а впоследствии организатором отряда красногвардейцев-водников.
В июне 1918 года Шлееву было поручено пробраться для связи в Омск на вооруженном пароходе “Туринск”. На подходе к Павлодару “Туринск” был обстрелян огнем белых. Пароход вынужден был вернуться в Семипалатинск, а вскоре в город вступили белые. Красногвардейцы не могли из-за малочисленности противостоять врагу и решили, спрятав оружие, уйти в подполье. Когда прятали оружие, среди них находился предатель, который вскоре указал белым это место. А когда там нашли паспорта, Шлеев в числе других был арестован и помещен в Семипалатинскую городскую тюрьму.
Когда красные партизаны взяли расположенную в шестидесяти километрах от Семипалатинска станцию Рубцовка, Анненков приказал расстрелять всех политзаключенных. 19 августа 1919 года военно-полевой суд приговорил 20 политзаключенных к расстрелу.
Петр Шлеев до конца оставался мужественным и верным делу революции. Накануне расстрела, прощаясь с детьми, он говорил: “Белые убивают нас, чувствуя свою скорую гибель. Прощайте! Вам, дети, будет жизнь прекрасной”. В 4 часа утра 22 августа 1919 года вместе с политзаключенными Петр Шлеев был расстрелян в Плещеевской Согре под Семипалатинском.
Пароход “Петр Шлеев” работал до 1963 года, а потом его списали, как устаревший. Построен он был в Тюмени в 1913 году, а с 1963 года имя Шлеева Петра Максимовича было присвоено теплоходу ВТТ-4, который стал работать на той же линии Березово — Саранпауль.
Журнал «Югра», 2000, №5
В Гражданскую войну пароход участвовал на стороне белых. На пароходе располагался штаб атамана Анненкова. В топке парохода сожгли Якова Ушанова, первого председателя Усть-Каменогорского совдепа. В 1920 г. после национализации переименован в «П.Шлеев».
2 комментария “Имя на борту: Петр Шлеев”
На этом теплоходе в предвоенные, военные и послевоенные годы механиком ходил мой прадед Астафьев Яков Фёдорович, а поваром прабабушка Астафьева Мария Михайловна.
А капитаном был молоденький Айданов Сергей Михайлович. Никого уже нет в живых, но потомки помнят теплоход Пётр Шлеев. Раньше он был колёсный, позднее его переоборудовали в винтовой. Где-то в 80-х теплоход списали, вместо него пустили по этому же маршруту современный с другим исегем. Но нород вдоль реки возмутился и новый теплоход в итоге переименовали в Пётр Шлеев.