Христианство на Конде

Н. Богданова

В XV веке речная область Конды была известна под названием Кондин. В 1499 году после похода С. Курбского югорская земля была поделена на Обдорию и Кондию. В 1514 году князь Василий Иванович III первым из русских государей поставил в свой титул “Князь земли Обдорской, Кондинской и всех сибирских земель”.

Первые русские переселенцы были казаки и служивые люди (о чем говорят названия кондинских деревень: Есаул, современное название — Ильичевка, Ермак — ее уже нет, Сотник). Русское население сначала росло очень медленно. Более сильно наш край стал заселяться только в начале XlX века, крестьяне стали основываться не только в северных волостях, но и “остяцких”.

Укрепление церкви на российских северных окраинах началось в царствование Петpa I. Почетная миссия — утвердить учение христианства среди сибирских инородцев достается схимонаху Филофею Лещинскому. В Тюмень ему приходит такой царский указ Петра I: “Посему нашему указу (от 6 декабря 1714 года), — писал Петр, — ехать тебе, богомольцу нашему во всю землю вогульскую и остяцкую, и в татары, и в тунгусы, и в якуты и в волостях их где найдешь кумиры, кумирницы и нечестивые чистилища и то пожечь, а их … всех инородцев Божьей помощью и своими трудами приводите в христианскую веру”. Филофей Лещинский со своей миссией дошел до Леушей и нашел Кондинский край совершенно диким. В своей книге “Краткое описание о народе остяцком” Григорий Новицкий подробно описал шамана Нахрача Евплаева, а также эту миссию.

Селение Нахрачи на реке Конде издавна считалось языческой меккой – здесь были резиденция верховного остяцкого жреца, древние мольбища, шайтаны всех рангов и размеров. Главного нахрачинского идола вогулы и остяки почитали за великое божество. А начальником, державцем и служителем этого идола был шаман Нахрач Евпалаев. Как пишет Шульц в своем “Очерке Кондинского района” (1925 г.): “Главного нахрачинского идола высоко ценили не только кондинские остяки и вогулы, “обские” и прочих протоков шайтанщики просили Нахрача Евплаева отпустить идола в их селение, тот не отпустил. Просветитель Сибири, Тобольский митрополит Филофей Лещинский, посетив в 1714 году Кондинскую область, сокрушил этого идола и обратил местных вогулов в христианство”. Причем уже Григорий Новицкий в своей книге “Краткое описание о народе остяцком” повествует, на каких условиях нахрачинские вогулы решили принять христианство: “Во-первых, не презирайте и нашего столь давних отцами и праотцами почитаемого кумира и когда соизволите крестить нас, то и шайтана нашего окрестите крестом паче вас честнейшим златым. Во-вторых, да не будет нам запрещения есть лошадиное мясо, которое столь приятно нам, что мы скорее готовы лишиться жизни, чем отказаться от этого приятного кушанья. Молим также вас – не разлучать нас с нашими женами и впредь не возбранять многоженства, жен наших отнюдь не крестить вашим священником, но мы сами окрестим каждый свою жену и положим кресты”.

Первая церковь на Конде была построена в Болчарах в 1715 году, в Нахрачах же, по архивным данным, церковь была построена в 1825 году, но это уже взамен старой, обвалившейся под яр.

В книге П.Инфантьева “Путешествие в страну вогулов”, который посетил Кондинский край с К.Носиловым в 1892 году, есть такие сведения: “Село Нахрачи довольно важный пункт на Конде. Уже около двухсот лет, как вогулы считаются по книгам христианами. Но разве на самом деле они христиане? У них до сих пор почти в первозданной чистоте осталась их прежняя языческая религия: у них свои шайтаны, которым они поклоняются гораздо больше, чем истинному Богу; свои шаманы, которые для них ближе и дороже, чем наши священники. Да и можно ли от вогулов требовать иного отношения к христианской религии, когда здесь один священник на такое громадное расстояние, что они имеют возможность всего только раз в год, и то мимолетно, заглядывать, разве случайно из любопытства. Да, кроме того, и на священников наших они смотрят скорее, как на нечто враждебное для них, так как наши пастыри в своем бестолковом усердии жгут их идолов и разоряют имущество последних, не убеждая, и действуя только страхом, угрожая, в случае сопротивления, предать идолопоклонников суду за вероотступничество”.

Дунин-Горкавич в журнале “Тобольский Север” за 1910 год пишет: “Остатки язычества среди кондинских инородцев сохранились до настоящего времени. В каждых юртах отдельно от прочих строений имеется амбарчик, где лежат дары божкам, лоскуты материй, одежда, кости и прочее. Перед промыслом остяк приносит сюда лоскуты материи, а при удаче в охоте — часть убитого зверя. Славится особенно нахрачинский идол. Жрец его, Василий Касьянович Пакин, сидел уже в тюрьме за свою ревность к идолопоклонству. Лет 17 назад, на почве религиозного фанатизма, было совершено преступление: был убит священник с.Болчаровского Попов, как говорят, имевший намерение помешать общественному жертвоприношению остяков”.

Как видим, утверждение христианства в крае проходило не так уж безобидно, языческая религия северных народов искоренялась так же, как впоследствии во времена установления советской власти будут уничтожаться православные храмы, церкви, гореть иконы, будет насаждаться единая партийная идеология, которая заменит религию с таким же фанатизмом, как раньше насаждалась христианская вера, только фетишем будут являться уже не Бог и христианские заповеди, а генеральный секретарь и моральный кодекс строителей коммунизма. Но это будет потом… А пока христианство пусть не так быстро, но пускает корни на кондинской земле.

В 1885 году в селе Сатыга открывается первая школа грамоты на Обском Севере. В следующем году эта школа преобразуется в церковноприходскую с трехгодичным обучением. Занятия с детьми проводит в церковной сторожке священник, количество учеников не превышает десяти человек.

В 1891 году открываются школы грамоты в Леушах, Болчарах, Учинье, которые затем были преобразованы в церковно-приходские. Учителями в школах являлись псаломщики, священники, главный предмет — закон божий. В музее хранятся листы из журнала “Родник” за 1900 год, в статье того же К.Носилова “Вогульская школа” есть фотография с Нахрачинской церковью, где он пишет так:

“Нахрачи — центр вогульской жизни, главное село на их реке Конде, по которой они живут изстари, под Северным Уралом. И что это за центр, что это за село! Всего десятка с полтора маленьких юрточек с несколькими русскими домами, где живет священник и русский торгаш и где помещаются волость и станция для приезжающих чиновников и начальства. Посреди их бедный, деревянный, еще новый храм с маленькой, невысокой колоколенкой. Кругом лес, лес и лес, громадный, почти нетронутый сосновый лес, из-за которого только уже при самом въезде в село вы и замечаете, к вашему удивлению, храм, постройки, словно чудом каким очутившиеся среди этого дремучего бора”.

На 1912 год в Кондинском крае уже было пять церквей: в Шаиме, Болчарах, Леушах и Нахрачах, а также восемь часовен. Последний священник, по данным церковной книги в Нахрачах, ныне в Кондинском, появился в ноябре 1916 года — Иоан Мефодьев, во время событий 1921 года он был убит под Шаимом.

После революции с таким трудом насаждаемое христианство сошло на нет. Все переходит в коллективную собственность, церкви в лучшем случае оборудуются под школы, в худшем — под склады, или уничтожаются вовсе, что наблюдается повсеместно. В Болчарах церковь была разобрана, а стройматериал пущен под строительство больницы, в Есауле (сейчас Ильичевка) часовня существовала до 1927 года — тщанием группы верующих, в Шаиме — Христорождественская церковь была ликвидирована 5 декабря 1929 года, передана под избу-читальню и библиотеку. Церковный архив ликвидирован 27 марта 1930 года. В Нахрачах 1 мая 1924 года в здании бывшей церкви состоялось торжественное открытие Народного дома, нареченного именем наркома просвещения тов.Луначарского. В ноябрьские праздники 1927 года церковь сгорела, была ли она подожжена специально, или стихия тому виной, неизвестно.

И вот только сейчас происходит трудный процесс возрождения веры, христианства, ни по чьему-то велению или приказу, а по потребности души — восстанавливаются храмы, строятся церкви, организуются молельные дома. В п.Междуреченский при финансовой поддержкой генерального директора ОАО “Кондинский лесопромышленный комбинат” Владимира Ивановича Сафронова и частично пожертвований сельчан был выстроен храм в честь иконы Божьей матери “Всех скорбящих радость”. Первое богослужение состоялось в 1998 году на вербное воскресенье, а колокола зазвучали на Благовещение. С сентября прошлого года при храмах начала работать и воскресная школа, в которой занимается свыше двадцати человек, есть свой хор. В п. Кондинском стараниями нашего известного самодеятельного художника Д.Змановского открыт молельный дом.

На всероссийской конференции “Культурологические аспекты развития регионов”, которая проходила в марте 1999 года, кандидат философских наук, профессор, ректор Тюменского института искусств и культуры М.Капеко в своем докладе заметил, что на сегодня единственной общественной организацией, пользующейся доверием людей, является церковь.

Журнал «Югра», 2000, №3

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика