Н.С. Харина
Сфера деятельности предпринимателей Тобольского Севера была достаточно ограничена: рыбная и хлебная торговля, торговля розничными товарами, рыбная промышленность и осуществление транспортных перевозок. Это было обусловлено природно-географическими условиями региона с его многочисленными водными пространствами. Под понятием «купец» часто упоминались рыбопромышленники (арендаторы рыболовных песков, занимающиеся рыбодобычей, торговлей и организацией рыбных заводов и др.).
Рыбная промышленность была представлена несколькими полукустарными рыбоконсервными заведениями, сосредоточенные в основном в Березовском уезде. Крупный рыболовный промысел был сосредоточен исключительно на рыбопромышленных песках, которые можно охарактеризовать как целые торгово-промысловые предприятия, требующие для эксплуатации больших финансовых затрат: аренда, разработка и устройство песка, приобретение необходимых орудий лова, средств судоходства, а также наем и содержание рабочих. Совершенствование орудий ловли и оборотный капитал позволяли рыбопромышленника добывать ценные сорта рыб в большом количестве: осетр, стерлядь, муксун, нельма, сырок, пыжьян, щекур и др.
Можно проследить количество освоенных и эксплуатируемых рыбопромышленных песков в течении XIX. В начале XIX в. (1808 г.) по реке Оби было зафиксировано 68 рыбопромышленных песков. В конце XIX в. их насчитывалось уже около 120 песков, а по Иртышу около 30.
Рыбопромышленные пески чаще всего арендовали, так как они находились в пользовании инородческих обществ. По данным А.Н. Варпаховского в начале XIX в. стоимость арендной платы за песок достигала более 1 тыс. руб. Наиболее прибыльными песками считались пески в пределах Березовского округа и ниже по реке Оби: Дурной, Соспас, Куноватский, Питлярский, Мелексинский, Самутнельский, Варкута и др.
Для организации промысла на песках возводились необходимые постройки: казармы или избы для проживания рабочих, дом для руководителя промысла, различные складские помещения, хлебопекарня, кухня, бани. Государство и местные власти следили за санитарным состояние рыболовных песков: проводились частые проверки и строились больничные бараки для рабочих.
Добычей и торговлей рыбы занимались известные предприниматели города Сургута Тверетиновы (Тверитиновы). В начале XIX в. активно занимался рыбным промыслом, выступал в качестве управляющего и приказчика у многих тобольских рыбопромышленников, купец П.И. Шитов. У него имелось несколько наемных рыбных артелей. В Березово был записан как рыбопромышленник А. Сыромятников, являющийся тобольским купцом второй, затем первой гильдии. Он торговал крупчаткой и вином собственного производства, владел паровой мельницей, винокуренным и пивоваренным заводом. Имеются сведения, что А. Сыромятников снарядил и лично возглавил вторую экспедицию на Северный Урал.
О рыбопромышленнике и мещанине К.Г. Горкушенко (Коркушенко) из села Кондинское (Октябрьское) упоминает Н. Подревский в своей книге «Поездка на Северный Урал летом 1892 г.»: «…Далее мы проехали юрты Мало-Атлымские, которые держал Горкушенко». Как память о рыбопромышленнике остался деревянный дом, который является памятником деревянного зодчества XIX в.
В метрической книге Полноватской церкви за 1900 г. К.Г. Горкушенко записан как тобольский мещанин, который занимался рыбным промыслом и торговлей. Был расстрелян как контрреволюционер и конфисковано все его имущество.
Крупным рыбопромышленником Тобольского Севера был купец 2-й гильдии Тимофей Васильевич Новицкий. Известно, что он имел баржу в Березово и двухэтажный дом. Его сын Ефим Тимофеевич Новицкий основал рыбоконсервное заведение, которое не приобрело большого успеха и оказалось убыточным. Однако, в результате активной предпринимательской деятельности ему удалось позже несколько увеличить отцовский капитал.
А.А. Жировым при подготовке «Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири» была обнаружена связь между казначеем Тарского уездного казначейства Василием Павловичем Новицким и купцами Новицкими. Информация, полученная из разных источников, позволила А.А. Жирову сделать вывод, что Новицкие как купцы-предприниматели занимали достаточно прочное положение в рыбных промыслах и торговле в северных регионах Тобольской губернии.
В каком году Новицкие прибыли в село Шеркалы не установлено. Однако, члены семьи утверждали, что ведут свою родословную от Григория Ильича Новицкого – автора «Описание о народе остяцком», сосланного в 1721 г. в Сибирь за участие в заговоре гетмана Мазепы. Попытки разобраться в этом вопросе предпринимали журналист и историк Е.В. Кузнецов (1893 г.) и священник шеркальской Спасской церкви Иоанн Кузнецов (1894 г.).
В.К. Белобородов указывает на документ 1910 г. в архиве города Тобольска, который дает возможность воссоздать картину купеческого быта, интерьеров комнат, особенности семейных и родственных отношений. В нем упоминается принадлежащая И.С. Новицкому биржа и однопалубный винтовой баркас под именем «Нина». Содержится еще информация, что он преподавал в Тобольском мореходном классе.
А.А. Дунин-Горкавич упоминает, что половина рыбных угодий, расположенных между Самарово и Обдорском находились в аренде у Новицких. Степан Васильевич Новицкий во второй половине 1890-х арендовал Вонзеватский песок и два сора Ватмапор и Тахмысов. Исследователь указывает, что сферами их предпринимательской детальности являлись: рыбопромышленность, рыботорговля, перевозка грузов речным транспортом, доставка товаров и торговля среди местного населения Тобольской губернии. Упоминаются еще Иван, Павел и Степан Васильевичи Новицкие, которые возможно были братьями Тимофея Васильевича.
Таким образом, Новицкие по северным масштабам считались крупными предпринимателями-рыбопромышленниками. Они поддерживали шеркальскую Спасскую церковь и местную школу. Видимо поэтому в списке пожертвовании в главное описи церковного имущества очень часто упоминается их фамилия.
Рыбным промыслом занимался березовский предприниматель Филипп Артемьевич Гурьянов, который к тому же еще занимался развозной торговлей, виноторговлей, поставкой дров для пароходов и даже открыл в своем доме кинотеатр.
Пароходной компанией, судостроительной верфью, крупной добычей рыбы, ее переработкой, торговлю пушниной, хлебом, рыбой и солью в Березовском уезде вело крупное предприятие «М. Плотников и Сыновья». В 1898 г. ими была организована первая рыбоконсервная фабрика на Пиляровском песке, на которой за 1898–1902 гг. было произведено 470 тыс. банок рыбных консервов. В 1900 г. они открыли филиал фабрики на Сумутнельском песке, где за 1900–1902 гг. было изготовлено 180 тыс. банок консервов. На международной рыбопромышленной выставке в Санкт-Петербурге в 1902 г. торговый дом «М. Плотников и Сыновья» получил золотую медаль.
Одним из основателей рыбообрабатывающей промышленности на Тобольском Севере является Василии Трофимович Земцов. С 1850 г. он переселился в Сибирь и поселился в селе Самарово, а к началу XX в. стал одним из самых влиятельных и богатых жителей. Х.М. Лопарев сообщает о том, что В.Т. Земцов помог И.С. Полякову в путешествии по рекам Иртышу и Оби в 1876 г. и участвовал в снаряжении экспедиции к острову Белый. Путешественники Отто Финш и Альфред Брем так же отмечали помощь В.Т. Земцова: «…через г. Земцова несколько раз получали мы свежую рыбу, а что было ещё важнее, разные о ней сведения. Земцов считался самым опытным и сведущим рыболовом во всём округе и обязан своим благосостоянием этому промыслу».
Министерство Земледелия и Государственных имуществ командировало ихтиолога Н. А. Варпаховского для исследования состояния рыболовства бассейна Оби, а в 1896 г. он предложил организовать на Севере школу обработки рыбы. Удобным местом для организации для организации такой школы могло стать село Самарово, ввиду наличия пароходной пристани и близости рыболовных промыслов. Организацию школы «не требуя от правительства никакой материальной помощи» взял В.Т. Земцов. В ноябре 1899 г. школа получила бронзовую медаль Императорского Российского общества рыбоводства и рыболовства «за качество приготовляемых ее учениками рыбных консервов». В 1902 г. на рыбопромышленной выставке в Санкт-Петербурге школа была награждена серебряной медалью. Большой бронзовой медалью и дипломом продукция была награждена на Всемирной выставке в Париже.
В.Т. Земцов неоднократно сотрудничал с Тобольским губернским музеем: участвовал в подготовке Всероссийской Нижегородской выставки (1896 г.) и помогал собирать коллекции для Парижской выставки (1900 г.). Предприниматель занимался благотворительностью: жертвовал деньги на строительство Тобольского губернского музея, обществу вспомоществования бедным студентам Тобольской губернии и др. Известно, что на собственные средства В.Т. Земцов построил в селе Самарово так же здание приходского училища и больницы. После его смерти в 1901 г. все дела перешли по наследству сыну Евстафию Земцову. За свои заслуги В. Т. Земцов был отмечен правительством знаками отличия.
Его сын Евстафий Васильевич Земцов был сургутским рыбопромышленником и торговцем. После окончания Самаровского училища поступил в Тобольскую гимназию, но не окончил. Вернулся в Самарово и помогал отцу в коммерческих делах, а затем переехал в Сургут. Е.В. Земцов имел оптовый склад, торговал бакалейными и галантерейными товарами, дровами, вином. Пытался продолжить начатое отцом дело совершенствования переработки рыбы. Занимался рыбным промыслом, арендовал рыболовные пески на реке Оби и озеро Глазковское (Пякон-То) в верховьях реки Пура. Ему пришлось закрыть рыбную школу в селе Самарово. Весь инвентарь он увез в Сургут, нанял трех мастеров из учеников по 25 р. в месяц и открыл в городе Сургуте «Консервное заведение Е.В. Земцова». Об этом упоминается в письме Петра Васильевича Земцова Х.М. Лопареву от 16 ноября 1902 г.: «…Евстафий Васильевич сильно закредитовался, в Самарове дело суживает, в рыбной школе часто бываем без работы, ученики расходятся, осталось только 5 человек, вновь не поступают, да и не к чему…».
Долгое время Е.В. Земцов являлся действительным членом Тобольского губернского музея, был попечителем Сургутской женской школе и состоял членом Сургутского отделения епархиального училищного совета.
С Тобольским губернским музеем сотрудничал и был его действующим членом Илья Иванович Пластинин – крупный рыбодобытчик и пчеловод, уроженец села Реполово. Вместе со своими братьями в 1910 г. он открыл в Реполово мыловаренный завод по выработке глицеринового, яичного и других сортов мыла.
Известной династией рыбопромышленников в селе Самарово так же были и Шеймины. Первое упоминание этой фамилии относится к 1686 г. и содержится в книге Х.М. Лопарева «Самарово…». Начало династии из ямщицкой фамилии, поселившейся в Самаровском Яме в XVII в. дал Петр Шеймин, который владел сенным островом Ольчиховых Юрт на реке Оби (1728 г.). Его сын Иван Петрович и внуки Иван Иванович Егор Иванович Шеймины известны как рыботорговцы, зверовщики и возчики кладей.
Григорий Егорович Шеймин (1805-1878 гг.) был рыбопромышленником, арендовал стрежевые пески, ловил за лето до 30 тыс. язей и тысячу осетров. Скупал и продавал рыбу в Тобольске и на Ирбите. Весной занимался постройкой лодок и извозом. Его единственный сын Николай Григорьевич Шеймин, который подчинил себе всю Самаровскую округу. Он арендовал пески, владел стержневыми неводами, торговал рыбой в Тобольске, Ирбите, скупал пушнину и рыбу по реке Назыму, весной держал извоз и строил лодки.
Не пренебрегли Шеймины заниматься и таким выгодным делом как виноторговля. Николай Григорьевич открыл кабак в селе Кондинском Березовского округа; владел питейным заведением в Атлыме, склад для вина в Самарове, погреб и оптовый склад в Сургуте, лавки в селах Самарове, Романовском, деревнях Белогорской и Чембакчиной.
Н.Г. Шеймин имел большое семейство – девять сыновей и 4 дочери. Ему принадлежал просторный двухэтажный деревянный дом на улице Церковной (оцененный в 1 500 рублей), отдельный дом в Самарово для рабочих, несколько амбаров, упомянутые строения для виноторговли, 6 изб на рыболовных песках по Иртышу и Оби, два каюка для разъездной торговли, 14 лошадей, 10 коров, товары, наличные деньги и пр. С 1870-х гг. перед Н.Г. Шейминым инородцы и крестьяне накопили долгов на сумму около 30 тысяч рублей.
Расширению торгово-промышленного дела и росту влияния Шейминых способствовали новые родственные связи: дочери Н.Г. Шеймина вышли замуж за весьма состоятельных людей — сургутского купца Г.С. Тетюцкого, управляющего фирмой купца 1 гильдии М.Д. Плотникова Н.Г. Козлова, самаровских предпринимателей Е.В. Земцова и Ф.И. Кузнецова.
Шеймины и после смерти Николая Григорьевича успешно вели торгово-промышленную деятельность. Семейное дело возглавил Александр Николаевич Шеймин. В последние годы жизни он уединялся на заимке близ рыболовного песка Кривошапкино откуда писал письма Х.М. Лопареву для книги «Самарово…» заметки о рыбном промысле. Он публиковал 11 документов XVIII в. из своей коллекции, словарик из 350 остяцких слов, составил родословную Шейминых.
Свою жизнь в заимке Александр Николаевич подробно описал в письме к Х.М. Лопареву от 6 января 1908 г.: «…Я там проживал с 16 ноября по 6 декабря…, там занимался промыслами. Ловил капканами лисиц, добыл 2 лисицы только. У меня на сору или на поле ходят на подножном корму 9 лошадей… И дома находится 4 лошади, и у меня (я постоянно езжу) одна и еще два селетка дома – всего 16 и продал осенью 2 кобылы. И коров 7 штук… Я писал Вам, что ныне за прошлое лето добыл рыбы мало, и в город ездил с продажной рыбой сын мой на 5 лошадях…».
По словам В.К. Белобородова к революционным событиям 1917 г. в селе Самарово из Шейминых остались только младший сын Николая Григорьевича — Николай Николаевич и его племянник Александр Александрович. Старший сын Николая Григорьевича — Назар, который был женат на дочери купца Тетюцкого, поселился в Сургуте. Надежную экономическую опору семье Шейминых дал брак Николая Николаевича на дочери тобольского купца 2-й гильдии Федора Константиновича Соскина. В метрических книгах Покровской церкви найдены записи о рождений у Шейминых пятерых сыновей и четырех дочерей. В 1900 г. Николай Николаевич был утвержден старостой самаровской Покровской церкви, а в 1908 г. совершал пожертвования в пользу Тобольского губернского комитета по оказанию помощи семьям воинов. Вместе с Ф.И. и А.И. Кузнецовыми в 1913 г. подал заявление о вступлении в Тобольский отдел Императорского общества судоходства.
Необходимо отметить самаровского рыбопромышленника и купца 2-й гильдии — Федора Константиновича Соскина. В 1908 г. он заказал лодочный мотор для буксировки груженой лодки и разъездов по местам рыбного промысла. Ф.К. Соскин состоял в Тобольском отделении Императорского общества судоходства, был действительным членом Тобольского губернского музея. Жертвовал деньги на оборудование кроватей для раненых в госпиталях, а в 1901 г. как староста Покровской церкви награжден серебряной медалью на Станиславской ленте с надписью «За усердие».
Занимался рыбным промыслов, пушным делом, торговал мануфактурой Иван Григорьевич Кузнецов. Вместе со своим братом Александром Григорьевичем внес деньги на стипендию Тобольской гимназии за что получил от великого князя Алексея Александровича его фотографический портрет и серебряные часы с надписью.
Таким образом, рыбопромышленники Тобольского Севера в основном были выходцами из местных крестьян, крупного местного купечества и «пришлыми» из соседних Тобольского, Тюкалинского, Тюменского уездов, представляющие различные слои населения: мещанство, крестьянство, купечество. Основную массу купечества и рыбопромышленников составляли русские, но были и представители других народов.