Ивана Гордеевича Кошелева знают и ценят не только в Больше-Юртовском колхозе, где он работает, но и в соседней д. Захарка, и на М-Атлымском рыбозаводе, и даже в сравнительно отдаленных от Больших Юрт колхозах Микояновского района, в Б-Атлыме, в Леушах. К Кошелеву приезжают из других деревень с просьбой — раскроить духовой невод, научить самоловному промыслу. В 1941 году Кошелева пригласили в Захаркинский колхоз им. XVIII партсъезда руководить рыбодобычей на лове духовым неводом. На рыбозаводе уже не раз поговаривали о том, чтобы назначить Кошелева техником лова и посылать его во все колхозы и бригады для практического руководства рыбодобычей. Лишь глубокая старость и частые болезни Ивана Гордеевича, заставляли отклонять эти заманчивые предложения.
Кошелев уже 18 лет живет на Севере. До него на Ендырьской протоке и не слыхали о духовом неводе. Сейчас этот невод применяется здесь широко. Иван Гордеевич Кошелев передает свой опыт и другим рыбакам. В первый год войны он обучил лову духовым неводом рыбака Захаркинского колхоза Григория Дятлова. Придя с фронта, Дятлов стал рыбачить уже самостоятельно. Сейчас Кошелев обучает этому лову Павла Доронина.
— Духовой невод, — рассказывает Иван Гордеевич, — нужно ставить на быстреди. Тогда рыба не ищет выхода, а прямо идет в детыш. Чтобы рыба лучше скатывалась в ловушку, невод надо ставить под крутым, острым углом. Невод надо несколько раз в день проверить. Бывает, что верхняя тетива только на один палец отстанет от льда, а рыба хитра — сейчас же заметит щелку. Ткнется, и если не пролезет, то на бок ляжет и проберется, а за одной — все. А ты ходи и гадай, где рыба прошла.
В прошлом году, на М-Атлымском рыбозаводе попробовали применять на добыче рыбы самоловы. Но рыба не ловилась. «Надо бросить это дело, — решил начальник рыбучастка, — зря время проводим». Кошелев вспоминает об этом случае с досадой:
— Да разве будет ловиться, — говорит он, — когда они на самую быстредь поставили, а балбашки нацепили малые. Что толку, что они хорошо крючки наточили. Надо было и за балбашками следить. Если за спину рыба поймалась — значит крупная балбашка, крючок высоко плавает. Если за брюшко поймалась — значит поплавок мелкий. Проверяешь и меняешь балбашки, пока за хвост рыба не попадается. Тогда ладно, тогда, значит, и самолов ловить будет.
«Старание да желание», говоря словами самого Ивана Гордеевича, помогали ему в трудные военные годы перевыполнять планы рыбодобычи. Сын Кошелева в это время сражался на фронте. Выступая на собраниях Иван Гордеевич говорил: «Неужели мы не поможем нашим сынам защищать Родину? Мы все сделаем, лишь бы скорое разбить врага». Слова Ивана Гордеевича не разошлись с долом. В 1943 году Кошелев выловил со своим звеном 60 тонн рыбы, из которых 37 тонн было добыто духовым неводом. В прошлом году звено Кошелева выловило 55 тонн рыбы. Нынче, знатный звеньевой Больше-Юртовского колхоза имени Второй пятилетки, Иван Гордеевич Кошелев сдал государству 57 тонн рыбы.
Ж. Ландау
«Сталинская трибуна», 9.12.1945