Механизмы депортации народов в годы Великой Отечественной войны

А.С. Иванов

Депортации, или принудительные миграции, – эта одна из форм политических репрессий, предпринятых государством по отношению к своим гражданам или подданным других государств с применением силы или принуждения.

В годы Великой Отечественной войны в СССР был проведен целый ряд крупномасштабных этнических депортаций. Как «пособники» фашизма, по этой же причине были выселены и калмыки.

Мы попытаемся выявить основные пружины переселений на материалах Омской области на примере принудительного переселения калмыцкого народа. При этом сосредоточим внимание на вторичной компенсаторской репрессии, которой подверглись калмыки уже в местах первичного расселения.

Калмыки подверглись депортации вследствие ложного обвинения в поголовном сотрудничестве с гитлеровцами и предательстве интересов Родины, в сдаче в плен 110-й Калмыцкой кавалерийской дивизии. Эти обвинения послужили поводом для появления 27 декабря 1943 г. Указа Президиума Верховного совета СССР о ликвидации Калмыцкой АССР. Появление этого Указа послужило толчком к проведению НКВД операции «Улусы».

Омская область приняла в январе 1944 г. в 14 эшелонах значительную часть калмыков – 27088 человек. На территории области спецпереселенцев-калмыков приняли 19 районов. Это было первичное размещение калмыков в пределах Омской области.

Изучая проблемы депортации калмыков в Западную Сибирь, мы сталкиваемся и с так называемыми вторичными компенсаторными репрессиями, которые имели место по отношению к «раскулаченным» крестьянам и спецпереселенцам-немцам.

Эти принудительные миграции имели своей целью форсированное замещение трудоспособного населения на тех территориях, где в силу действия экстраординарных факторов (в данном случае – войны) возникал острейший дефицит трудресурсов. Так и калмыки были переселены вторично и попали на территорию Обского Севера не из Калмыкии, а из южных областей Омской области в результате осуществления постановления обкома ВКП(б) и исполкома облсовета «О переселении спецпереселенцев-калмыков в рыбопромышленные районы области» 30 апреля 1944 г., которое было принято во исполнение совместного по становления СНК и ЦК ВКП(б) от 6.01.1942 г. № 19 «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке», которым предусматривалось выделение значительного количества рабочей силы для рыбных промыслов, главным образом для рыбной ловли, и было санкционировано переселение спецпереселенцев.

В чем заключалась специфика принудительного переселения на Север? Мы это рассмотрим на материалах Ханты-Мансийского национального округа, на территории которого к ноябрю 1944 г. Было размещено 5999 калмыков.

Главной особенностью переселения в северные округа, отличавшей его от принудительной миграции на юг Омской области, было то, что ответственность, в соответствии с постановлением от 30 апреля, лежала на представителях рыбопромышленных трестов (Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого и Тобольского). На НКВД возлагалось сопровождение спецпереселенцев.

Подготовка к приему новых переселенцев началась задолго до указанной даты. Еще 11 февраля 1944 г., когда управляющий Ханты-Мансийским госрыбтрестом Боганов телеграфировал в Москву (Союзнаркомрыбпрому) данные об ориентировочной стоимости переселения 1944 г., которая, по его подсчету, должна была составить 5 млн рублей. Его прежде всего интересовало, из каких источников предполагается финансирование. В апреле тресту были даны указания: расходы на переселение оформлять как производственные затраты по статье «Расходы на набор рабочей силы».

Под контролем треста производились все мероприятия по приему, расселению и распределению по объектам работы. Под его руководством составлялись такие важнейшие документы, предварявшие миграцию, как «Сводный расчет потребности завоза переселенцев для промышленности и колхозов Ханты-Мансийского округа /без местной промышленности/ в 1944 г.» (21 февраля) и «Распределение спецпереселенцев-калмыков по предприятиям и колхозам Ханты-Мансийского округа» (15 апреля). Эти источники среди прочего отражают неверные сведения властей о количестве прибывающих переселенцев. Предполагалось, что в округ прибудут 2347 семей переселенцев-калмыков, а фактически было расселено 1759 семей.

16 февраля 1944 г. руководителям советских органов и директорам рыбозаводов для выяснения реальных возможностей округа по приему рабочей силы было дано указание: выявить всю свободную жилую наличную площадь в подведомственных организациях к 1 марта, «форсировать ускоренными темпами строительство новой жилплощади, особенно по линии рыбозаводов и рыболовецких колхозов», а также «с расчетом к 1 июля с.г. обеспечить рыбозаводу, колхозу подготовку жилфонда для приема переселенцев в размерах, обеспечивающих покрытие недостатка рабочей силы».

По предприятиям треста к 5 мая 1944 г. Было учтено свободной жилой площади 6794 кв. м. Как выяснилось позднее, этого было совершенно недостаточно.

По колхозам районов на 5 мая было учтено свободных 16893 кв. м. Количество свободного жилья в колхозах значительно превосходило размеры площади, имевшейся у рыбтреста, что можно считать причиной, побудившей производственных начальников к передаче части контингента в колхозы в июле–августе 1944 г.

Тем временем подготовка перешла из плановой области в практическую. В Самаровском районе 19 апреля 1944 г. от Самаровского консервного комбината (предприятия, подчиненного госрыбтресту) по тем сельсоветам, где предполагалось размещение переселенцев, были разосланы телеграммы с требованием «приступить (к) ремонту жилфонда (с) расчетом обеспечить три квадратных метра (на) одного переселенца». О ходе работ председатели сельсоветов обязаны были отчитываться еженедельно.

С некоторым опозданием занялись вопросами приема и учета и советские органы. Сургутский исполком начал принимать действенные меры лишь к середине мая. 15 мая на его заседании был заслушан вопрос «О санмероприятиях по приему переселенцев, прибывающих в район». Было решено обязать председателей сельисполкомов и директоров рыбзаводов – Сургутского, Сытоминского, Локосовского – выделить временные помещения (приемные пункты) для переселенцев, где они содержались бы до проведения санитарной обработки, и организовать работу бань и дезокамер.

В связи с переселением также прошла реорганизация внутри госрыбтреста. Приказом № 47 по Самаровскому консервному комбинату предусматривалось подчинение отделу рабочих кадров треста на период приема и расселения переселенцев организационно-строительного отдела, отдела кадров и строительной конторы. За учет и распределение переселенцев ответственным назначался начальник отдела рабочих кадров Вахрушев. Таким образом, были мобилизованы управленческие структуры треста, которые осуществляли управление переселением.

За прием в сборных пунктах (в местах отправки), сопровождение и распределение переселенцев ответственными были назначены две группы лиц:

1) «сильные работники», находившиеся в тот момент в Омске и Тюмени, которые отвечали за прием и сопровождение депортантов в пути следования (перевозка на речном транспорте и конвоирование по суше до пунктов постоянного расселения);

2) сотрудники Ханты-Мансийского госрыбтреста, «посаженные» на пароходы в Самарово и ответственные за распределение переселенцев по предприятиям треста.

Ответственность работников первой категории оформлялась специальным приказом по госрыбтресту. На работников, распределявших калмыков, оформлялась специальная доверенность.

В Омске в качестве главного распределителя рабочей силы по рыбопромышленным предприятиям был заместитель управляющего трестом Максютенко. Он регулярно телеграфировал из Омска о направлении все новых и новых пароходов с указанием количества направленных лиц, а также количества переселенцев, полагавшегося каждой организации.

Были произведены детальные расчеты по финансированию переселения. Необходимо отметить, что расчеты производились исходя из предположения, что прибудет 16000 тыс. человек (8 тыс. трудоспособных и 8 тыс. иждивенцев). Стоимость провоза одного трудоспособного переселенца (суточные) составила 9 руб. в сутки, на иждивенца полагалось 4.5 руб.

В шести районах были определены 11 мест «наиболее массовой высадки» и «размещения на постоянное место жительства».

Переброску на Север начали с концентрации калмыков в специальных переселенческих пунктах в Омске, Тюмени и еще двух более мелких станциях. В Омске их размещали в пристанционных районах города, а затем транспортировали с вокзалов на пристань.

Первый пароход, об отправке которого нам известно, это судно «Усиевич», отправившееся из Омска 16 мая. Прием его в Самарово был оформлен приказом по рыбтресту от 21 мая 1944 г.

Сам путь этого судна раскрывает особенности переселения. Этот пароход первоначально прибыл 20 мая в Реполово (так как по плану предназначался местному совхозу), но, не разгружаясь, был по указанию заместителя управляющего трестом Окулова, который руководствовался производственными соображениями, направлен в Самарово]. Следует обратить внимание на то, что руководители треста, а не представители «троек» занимались распределением рабочей силы.

Прибывали переселенцы и в другие районы округа. 20 мая был отправлен до Нижневартовска пароход «им. Третьего Интернационала», который передавал переселенцев рыбозаводам и колхозам. Передача происходила порайонно: спецпоселенцев, проживавших ранее в Любинском районе, предписано было передавать только Локосовскому (Сургутский район) и Нижневартовскому рыбозаводам (Ларьякский район), а размещавшихся в Марьяновском районе передавали Ларьякскому рыбозаводу и колхозам Ларьякского района.

По прибытии переселенцев начальником эшелона (эшелонами именовали пароходы) оформлялся акт передачи спецпереселенцев-калмыков определенной организации.

Торжество производственной целесообразности видно и в том, что важнейшими критериями возможности или невозможности получения предприятием спецпереселенцев служили два фактора:

1) наличие свободной жилплощади;

2) обеспечение возможности проведения санитарной обработки (наличие готовых к использованию бань и дезокамер).

Отсутствие одного из условий могло послужить основанием для смены места высадки депортантов, как это произошло в Тюлях (Кондинский район), откуда место высадки перенесли в Нахрачи (29 мая 1944 г.) из-за отсутствия помещения для санобработки.

Помещениями для временного размещения служили строения, предоставленные местными жителями, сетепосадочные мастерские, здания вокзалов и др.

Прием спецпереселенцев-калмыков завершился формально 15 июня 1944 г. Как показывает анализ переписки по переселению, к середине июня основная масса переселенцев была размещена на территории югорской земли.

К ноябрю 1944 г. в округе насчитывалось 5999 калмыков. Постановление от 30 апреля предопределило трудоустройство завезенных спецпереселенцев. В подавляющем большинстве трудоспособных калмыков закрепили за многочисленными предприятиями Ханты-Мансийского госрыбтреста, а также рыбколхозами. Остальных пере дали Сиблестресту, райрыбкоопам, райпромкомбинатам, промартелям, колхозам.

Для понимания сущности миграционных процессов, происходящих в округе, особый интерес представляют промежуточные данные о перемещении калмыков, составленные по состоянию на 15 июля 1944 г. Эти данные свидетельствуют о том, что произошло перераспределение рабочей силы в округе от основных ее получателей (рыбопромышленных предприятий треста и леспромхозов) к организациям и учреждениям, обслуживающим трест (рыболовецким колхозам, рыбкоопам, промартелям).

Передача переселенцев от одного предприятия треста другому на тот момент была незначительной, лишь Нахрачинский рыбозавод передал Нахрачинской же моторно-рыболовной станции 36 человек. В то же время рыболовецким колхозам было передано 434, промартелям – 130, рыбкоопам – 48 и «прочим предприятиям» – 76 человек.

Активные переселения калмыков происходили также в августе–сентябре 1944 г., о чем свидетельствуют сохранившийся именной «Список переселенцев калмыков Самаровского к/комбината, переданных в другие организации» от 28 июля 1944 г., а также «Список спецпереселенцевкалмыков», прибывших пароходом «Коммунист» на 12 сентября 1944 г. Последний список характеризует не внутриокружную принудительную микромиграцию, а «доселение» калмыков из районов на тот момент уже самостоятельной Омской области (Кормиловского, Омутинского и собственно г. Омска).

Перемещения калмыков, санкционированные властями, проходили и в последующее время (как внутри округа, так и за его пределами), но эти перемещения были единичны, их исключительность подтверждается санкционированием подобных мероприятий не предприятиями и руководством треста (с последующим уведомлением окружных властей), а постановлениями областных партийных и советских организаций. Так это было в случае с передачей 350 калмыков для работы на предприятиях Тобольского госрыбтреста (24 октября 1944 г.).

Происходили и перемещения людей в «обратном» направлении – от «второстепенных» получателей рабочей силы к основным предприятиям треста. Об этом говорит нам и справка, направленная в адрес инструктора Ханты-Мансийского окружкома, где отмечалось, что «летом 1944 года по распоряжению Управляющего Ханты-Мансийского госрыбтреста Кафитина были переданы Сосьвинскому рыбзаводу калмыки-переселенцы», ранее размещенные в четырех рыболовецких артелях района.

Анализ внутриокружных микромиграций помогает понять, каким образом переселенцы оказались в организациях, не относящихся к ведению госрыбтреста, прежде всего в колхозах (но их список был достаточно обширен и включал в себя районные отделы народного образования, земельные отделы, учреждения Спецторга и другие структуры). Сводные данные о количестве подобных трудоспособных микромигрантов были получены к ноябрю 1944 г., причем колхозам было передано 1002 человека, в другие организации 261 человек.

Мы считаем, что микромиграции были вызваны и ускорены трудностями, с которыми столкнулись власти при расселении, – прежде всего, нехваткой свободных жилых помещений (ими в значительно большем объеме обладали колхозы). Основной целью перемещений являлись рационализация трудоиспользования переселенцев и их хозяйственное обустройство. Жизнь успокаивалась, приходила в «нормальное» русло, насколько может быть нормальной жизнь на спецпоселении.

Необходимо отметить, что окружные власти имели достаточно времени для подготовки к проведению операции, обеспечить проведение которой (и в этом ее специфика) от начала и до конца должны были госрыбтрест и его руководители. Окрисполком, окружком и управление НКВД по округу осуществляли вспомогательные функции, направленные на реализацию решений треста (исполком и НКВД), а также на формальный контроль его действий (окружком). Операция по переселению прошла в целом успешно, что позволило в основном уложиться в плановые сроки.

Таким образом, в репрессивных действиях по отношению к калмыцкому народу мы видим сочетание двух видов принудительных миграций, которые различаются целями переселения. Если при первичном переселении целью было, прежде всего, наказание за пособничество врагу (в соответствии с этим ведущую роль при депортации играет НКВД), то при вторичном переселении репрессивная цель не преследуется (хотя переселяемым от этого было не легче), на первый план выходит хозяйственное освоение, и здесь ведущую роль в осуществлении депортации играет производственная организация (госрыбтрест). Но эта акция при всей своей специфичности не являлась уникальной, так как подобные же действия были предприняты в отношении немцев в 1942 г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика