Валитов А.А.
В исследуемый период система начального образования в Северо-Западной Сибири была представлена школами церковного и светского ведомства. Важным условием, способствующим возникновению и эволюции церковных образовательных учреждений в регионе, стал выход в свет новых «Правил о церковно-приходских школах» 1884 г. Таким образом, на законодательном уровне было оформлено создание ЦПШ – начальных общеобразовательных учреждений православного типа.
В исследуемый период в крае возникли и действовали следующие виды школ: двух и одноклассные церковно-приходские, школы грамоты.
Централизованное управление церковно-приходскими школами в регионе принадлежало Тобольскому епархиальному училищному совету (создан 30 ноября 1884 г.). В 1888 г. на территории Тобольской епархии было открыто 12 уездных отделений епархиального совета в их числе Березовское и Сургутское.
Березовский и Сургутский округа занимали площадь 1 032 656 кв. верст, все остальные округа Тобольской епархии – всего 356 322 кв. верст. В большинстве приходов северных округов не было открыто церковных школ, основными причинами являлись малочисленность жителей и отсутствие средств у населения на открытие и содержание школ.
В целях реализации «Правил», в крае стали возникать школы: в 1885 г. Кондинская при Свято-Троицком монастыре, при действующих храмах в 1886 г. Сургутская, Обдорская, Кушеватская, Ларьякская, чуть позже открылись Мужеская (1887.), Шеркальская (1889), Чемашевская (1889), Сосьвинская (1889), Щекурьякская (1893 г.).
Таким образом, в первое десятилетие действия «Правил» в Сургутском и Березовском уезде были открыты шесть церковно-приходских и три школы грамоты. Следует отметить, что учреждению и успешной деятельности церковно-приходских школ на Тобольском Севере, не хватало подготовленных педагогических кадров, существовали финансовые и иные трудности. Вновь открытые школы действовали очень короткое время от года до двух лет, затем они прекращали свое существование. Хотя, через несколько лет могли вновь открыться. Например, Ларьякская школа периодически открывалась и закрывалась, так она действовала в учебные годы в период 1886–1887 гг., 1889–1898 гг. В 1897–1898 гг. были открыты церковно-приходские школы в с. Ваховском (Локосово), Верхне-Лумпокольском и Нижне-Лумпокольском, в 1902 г. – в с. Юганском.
Наблюдателем церковных школ Сургутского стал благочинный Сургутского округа священник Стефан Тверитин, Березовского – священник Иоанн Сургутсков. Основной задачей наблюдателей стало инспектирование подведомственных школ. В функции наблюдателя входило материальное снабжение школ (выплата зарплаты учителям, постройка школ, приобретение учебных пособий и др.), наблюдение за преподаванием в церковных школах, участие в экзаменационных комиссиях и предоставление отчетов в Тобольский епархиальный училищный совет.
Анализируя персональный состав уездных отделений епархиального училищного совета в период с 1884–1896 гг., видно, что большую часть членов отделения составляли представители духовенства и учителя. Так в 1888–1889 г. в Березовском отделении состояли: благочинный, священник И. Сургутсков (председатель), штатный смотритель Березовских училищ В.И. Рачинский, священник И. Федюшин, и И. Киановский; Сургутского: благочинный, священник С. Тверитин (председатель, казначей, секретарь), учитель Сургутского приходского училища Ф.К. Зобнин.
Следует отметить, что существенную помощь в открытии и финансировании церковных школ оказывали представители государственных и местного органов управления региона. Так, содержателем и основным жертвователем на нужды церковных школ Сургутского уезда был местный уездный исправник Г.А. Пирожников, в Березовском уезде – Л.Н. Ямзин.
В целом существенная нагрузка, связанная с управлением общеобразовательными учреждениями, приходилась на епархиального наблюдателя за церковными школами, которые должен был периодически проверять их состояние в ходе инспекционных поездок, что в условиях Севера Западной Сибири было затруднительно. Например, в 1913–1914 учебном году Сургутский уездный наблюдатель пробыл в пути 30 дней, преодолев в общей сложности 1 714 верст, некоторые школы он посещал неоднократно. В двух учебных заведениях он присутствовал на выпускных экзаменах.
Березовский уездный наблюдатель за это же время совершил три поездки, побывав в девяти школах. В 1914–1915 учебном году Сургутский и Березовский уездные наблюдатели неоднократно посещали церковно-приходские школы. В 1915–1916 учебном году наблюдатели посещали все церковные школы Тобольского севера минимум по одному разу.
Следует согласиться с выводами А.И. Татарниковой, что чем севернее находилось то или иное поселение ослабевала плотность школьной сети. «Так, в Тобольском уезде образовательное учреждение имелось в каждом 13-м поселении, в Березовском уезде – в 20-м, в Сургутском – в 38-м».
Таким образом, процессы возникновения и развития сети церковно-приходских школ в поселениях Северо-Западной Сибири, проходили противоречиво: с одной стороны поддержка данных школ со стороны государственных и церковных институтов создавала благоприятные организационные и административные условия, с другой стороны реалии Тобольского севера: огромные пространства, отсутствие коммуникаций, малочисленные населённые пункты, бедность местных жителей, наличие особой категории инородческого населения – все это тормозило процессы развития церковно-приходских школ.
Несмотря на это, в поселениях, расположенных на территории края, возникли и успешно действовали церковно-приходские школы, хотя численность их в исследуемый период едва достигла двух десятков. При этом они давали возможность приобщения детей школьного возраста к образованию и культуре.