Мракобесы — попы, шаманы и кулаки многими десятилетиями жестоко эксплоатировали народы хантэ, манси, ненцев и другие национальности Севера. Религия — опиум народа — излюбленный метод паразитов для одурманивания и ограбления широких масс трудящиеся. После Октябрьских завоеваний вся эта контрреволюционная свора — попы, шаманы и другие служители буржуазии религию пускали в ход как лучшее средство борьбы против советской власти и партии. Через религиозные убеждения враги советской власти привлекали на свою сторону несознательных людей, этим добивались срыва мероприятий партии и советской власти, всячески тормозили построение социализма в нашей стране.
Немало можно привести примеров, когда служители культа, организовывались в контрреволюционные шайки и выступали открыто с террористическими актами: производили пожары, уничтожали богатства социалистической собственности, убивали лучших активистов — проводников политики партии.
Да что говорить о давнем времени. Многим известен тот факт, когда во время выборов в Верховный Совет СССР в юртах Васькиных, Березовского района, шаманы и кулаки из-за угла убили активиста, члена избирательного участка т. Шеколкова.
В Полноватском совете недавно, например, был такой факт. Два шамана организовали пляску «медведя», куда привлекли несколько хантэ. Член президиума совета Гришкин выступил против вредной халтуры шаманов. Шаманы подкараулили активиста и избили его.
Большое влияние шаман имел на массы в Нарыкарском национальном совете, Микояновского района. Часто, одевшись в свой шаманский костюм, с шашкой в руках, у медвежьей шкуры он организовывал пьянки. При этом, когда к шаману собирались верующие, он проводил среди них контрреволюционную агитацию, направлял мало сознательных хантэ против выполнения хозяйственно-политических планов.
Только после проведения большой массово-политической работы партийной и комсомольской организациями трудящиеся Нарыкар были вырваны из-под влияния шамана.
Где ведется антирелигиозная, политико-массовая работа, там трудящиеся приходят в партийное и советские организации с просьбой, чтобы церкви превратили в клубы или избы-читальни. Трудящиеся Полновата постановили церковь переоборудовать на клуб. В благоустройстве клуба принимали участие почти все колхозники деревни. Сейчас в этом клубе организованы кружки, проводятся собрания, беседы, где трудящиеся культурно отдыхают. Так десятки церквей в округе по воле самих трудящихся превращены в культурные очаги на селе.
Будет грубой ошибкой, если сказать, что с антирелигиозной пропагандой у нас дело обстоит благополучно. В большинстве советов округа партийные, комсомольские, профсоюзные организации и культурные работники, успокаивая себя тем, что «трудящиеся стали сознательными и богу неверуют», антирелигиозную работу совсем забыли. Даже в окружном центре — пос. Остяко-Вогульск антирелигиозную работу также никто не ведет. Первичные организации Союза воинствующих безбожников развалены. Странно все же, почему заведующий культпропом окружкома партии т. Поляков, видя развал антирелигиозной работы, чувствует себя спокойно?
— Нужно ли нам организовывать кружки Союза воинствующих безбожников? — однажды, недоумевая, задал себе вопрос директор педучилища тов. Игнатов. Подумав, ответил:
— Мне кажется, не к чему… Учащиеся наши все сознательные — неверующие.
Такое же неправильное мнение у заместителя директора фельдшерско-акушерской школы т. Яковлева. Эти товарищи забыли о том, что учащиеся после окончания школ поедут работать в национальные юрты, где они встретят людей, продолжающих верить в бога и шаманским предрассудкам. Учащимся потребуются опыт и знания, чтобы хорошо организовать антирелигиозную пропаганду — доказать трудящимся, что религия есть опиум для народа.
Сейчас, когда надвигается религиозный праздник — рождество — мы особенно должны развернуть антирелигиозную пропаганду, взяться за организацию кружков Союза воинствующих безбожников. Эту работу прежде всего должны возглавить партийные, комсомольские и профсоюзные организации. Партийные кабинеты, избы-читальни, библиотеки, красные уголки должны стать центрами антирелигиозной пропаганды.
С. Картин
«Остяко-Вогульская правда», 30.12.1938