Судостроители

Катер «Самаровец» был вытащен на берег. Его осмотрели и решили ремонта ему не делать: корпус совсем гнилой. Нужно было строить новый.

Но у Сытоминского рыбозавода тогда еще не было ни судоверфи, ни мастеров-судостроителей.

Иван Семенович Корняков был всего лишь плотник, умеющий рубить срубы и крыть крыши. Он и плотничье-то ремесло забросил и работал сначала кормплавщиком, а затем водителем катера.

Но шла война, рыбаки ловили рыбу для фронта, для победы, катер был позарез нужен и Иван Семенович решил, что построить корпус он сможет. Людьми же он был построен!

Корняков позвал себе в помощники Ивана Брунеткина, взял в ученики подростка Ваню Киоса и приступил к делу.

Сначала были большие неудачи: не умели начертить и сделать шпангоуты, положить ошву, поставить, как следует, заборки. Но эти неудачи не сломили духа и упрямства. Не получался один шпангоут — брались за другой, ломалась одна доска ошвы — на ее место ложилась другая.

После долгих стараний корпус катера был, наконец, готов. Теперь, спустя пять лет, среди других катеров, он выглядит так же, как, скажем, выглядел бы заезженный мерин рядом с красавцем рысаком. Из тогда этот катер первенец был гордостью и радостью сытоминцев.

Теперь уже Иван Семенович — старший мастер-судостроитель на верфи, Иван Брунеткин — первая рука на ремонте и строительстве флота, а ученик Ваня Киоса превратился сам в учителя. На-днях к нему пришли старые, усатые плотники из рыболовецкого колхоза «Красная заря», имеющего катер, который потребовал ремонта.

— Ты уж, Иван, пойдем, покажи нам насчет шпангоутов и ошвы.

И Ваня контролирует капитальный ремонт катера «Красной зари».

Истекшие пять лет очень многое дали всем трем судостроителям. Теперь уже они смело берут чертеж судна в руки и критически разбирает его: тут в чертеже не додумано, тут надо бы не так, а вот как.

Первый корпус, построенный руками Корнякова и Брунеткина, был короток, с широкими «плечами», которые сильно прудили воду, замедлили ход. Следующие корпуса — уже не то. Они длиннее, уже, середка и корма плоскодоннее, а нос острее.

Построенные на верфи катера «Победа», «Стрежевой», «Пролетарская диктатура» и «Ханты-Мансийск» отличаются не только прочностью, но и техникой отделки, устойчивостью, плавностью.

Принявшись за строительство плашкоутов, сытоминские мастера нашли, что и здесь чертежи, полученные из рыбтреста, кое в чем не отвечают требованиям. Трюмы, по ним, слишком высоки, на вид трудно вычерпывать рыбу. А потом ведь в высоком трюме и слой рыбы высокий. Получается большое на нее давление. Рыба теряет сортность.

Сытоминские мастера снизили высоту плашкоута на 20 сантиметров и тем самым решили задачу. Они решили также и другую еще более важную задачу — водонепроницаемости.

Оказывается, мастера старых плашкоутов ставили заборки после ошвы. Ну, и, конечно, не могли их к ошве плотно подогнать.

И Корняков велел сначала делать заборки, а потом уже ошву. Пустота, в которую проваливалась пакля, исчезла. Воде был закрыт доступ в плашкоуты.

Так шаг за шагом сытоминские судостроители совершенствуют свое мастерство, а вместе с ним и свои суда. Нынче зимой они построили два новых плашкоута, капитально отремонтировали одни старый. Но плашкоутов на рыбозаводе все еще не хватает, и впереди у мастеров флота много работы, на которой они сумеют показать свою смекалку, применять свой опыт.

П. Фефелов

«Сталинская трибуна», 15.4.1949

Сентябрь 1965г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика