Больше заботы о туземных школах и учителях

В этом году к началу занятий мы подготовились значительно лучше. Курсы переподготовки учителей начальных школ, которые мы недавно закончили обогатили наш опыт и знания. Не говоря уже о теоретических занятиях мы многому научились за этот срок друг от друга. Ведь каждый из нас — работников национальных школ имеет свой опыт, свой подход в преподавании. А трудности работы в национальных школах больше. Прежде чем начать нормально учебные занятия нам много приходится делать для того, чтобы в школах были дети, чтобы их свободно отправляли в школу родители.

Классовые враги — кулаки и шаманы ведут непрерывную пропаганду против школы. Многие туземцы из Ханты и Маньси поддаются этой агитации и сторонятся школы. Особенно это ярки проявляется в таких глухих местах, как на Агане Сургутский район и вершине Пима. Но из года в год слабеет сила этой агитации. В огромной степени мы разбиваем ее через детей, которые учатся у нас и которых становится в школе все больше и больше.

В этом году мы приложим все силы и свое уменье к тому, чтобы полностью укомплектовать школы учениками и вовремя начать занятия. С большей активностью должны работать и районные отделы народного образования. В прошлом году связь Районо с школами была настолько поставлена плохо, что во многих школах не был инспектор, а всякие письменные указания приходили с опозданием на месяц. Мало проявляют заботу о школе райисполкомы и тузсоветы. В Пимской и Аганской школах ремонт в прошлом году был проведен неудовлетворительно в помещении была теснота и холод.

В школах у нас нет радио приемников, очень плохо доставляется литература и газеты. Почта очень плохо считается с нашими интересами. Отдел народного образования должен для нас организовать приобретение радиоприемников, мы согласны их купить, но в продаже их нет. Мы обращаемся к управлению связи с просьбой, чтобы во всех почтовых отделениях была налажена настоящая доставка выписываемых книг и газет. Каждый из нас ежегодно подписывается на 50-60 рублей, а получает на какие-нибудь 10-15 рублей. Все это крайне осложняет работу по самообразованию.

Окружные инструктора школ должны к нам приезжать для помощи и настоящего контроля работы. Но как правило инструктора не знают туземного языка и неспособны поэтому проверять качество преподавания. В прошлом году к нам в Ильичевскую школу (Кондинский район) приезжала инструктор Попова. В школе она присутствовала на уроках, взяла наши планы и заявила: «Я произвела обследование абстрактно, а о результатах сообщу после». В таких абстрактных обследователях у нас нет нужды и мы бы не хотели их иметь в этом году.

Разъезжаясь на работу мы не боимся трудностей, будем работать еще с большей энергией. Мы считаем свою работу среди отсталого и малограмотного народа севера почетным и весьма ответственным делом. Мы клеймим позором всех дезертиров учителей, которые в погоне за легкой работой не захотели работать на севере.

Мы взяли на себя обязательство не только по-ударному работать в школах, но и среди взрослого населения. На ряду с этим мы требуем, чтобы нашим нуждам уделялось большее внимания. Нам нужно живое руководство. Нам нужны хорошо оборудованные школы, интернаты. Наши северные школы надо как можно лучше обеспечить всякого рода наглядными принадлежностями.

«Остяко-Вогульская правда», 9.8.1934

Летние курсы учителей туземных школ Севера. 1920

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика